Я уже говорила, что Севилья - лучший город на свете? Нет? Ну вот, сейчас признаюсь
Желание приехать сюда на Страстную Неделю вызревало целых 10 лет, с первого приезда сюда. Апрель, роман Переса-Реверте в чемодане, запах цветущих апельсиновых деревьев, Лорка, наконец, с его:
"Мадонна в ожерельях,
Мадонна Соледад,
По морю городскому
Ты в лодке проплыла..."
(это, если быть точной, Лорка писал про Гранаду, но не суть).
Идея дозрела, когда мы прилетели в город в ночь с четверга на пятницу, накануне Madruga, кульминации Семаны Санты (а для севильцев - кульминации всего года).
В течение Страстной Недели днем и ночью по городу идут бесконечные процессии: религиозные братства Севильи (hermandades) совершают путь покаяния: процессия со свечами, под рокот барабанов движется от домовой церкви братства до Кафедрального собора Севильи и обратно. Участники процессии (сofradias) несут pasos - изукрашенные с образами, изображающими крестный путь Христа и Святую Деву.
И весь город, днем и ночью, выстраивается вдоль узких улочек, встречая эти процессии, наслаждается зрелищем, аплодирует и кричит. За неделю по Севилье проходит около 60 процессий. Самая протяженная - 14 часов, участвуют почти 3 тысячи nazarenos - членов братства.
Больше всего хотелось, честно говоря, увидеть проход по Трианскому мосту Девы Эсперанса де Триана. Феерическое, рассказывают, зрелище - по масштабу и накалу. Но мы тогда еще не встретили нашего проводника Хосе Альфонсо , и он нам еще не объяснил, что самый короткий путь в Севилье - не обязательно самый прямой. А зато самый прямой как правило приводит в ближайший бар. Там знающие люди коротают время в ожидании процессии.
- А как бы нам повстречаться с процессией? - спросили мы у знающего человека, оказавшегося барменом.
- А идите, куда все идут, не ошибетесь. - резонно ответил он нам.
Pacion
Но дошли мы только до ближайшего перекрестка двух узких улиц, образовывающих площадь Алфалфа. Там уже на всех четырех углах сгущалась толпа, а над нею проплывали остроконечные колпаки участников шествия.
Назаренос в черных туниках, черных колпаках, несущие гигантские белые восковые свечи открывали процессию братства Pasion. Этот колпак в виде остроконечного конуса - сapirote и antifaz - маску с прорезями для глаз члены братства надевают в знак покаяния. Так как покаяние глубоко интимно, маска помогает закрыться от внешнего мира. Это одно из "молчаливых" братств, членам которого запрещено разговаривать во время процессии. Сумрачное молчание время от времени передавалось и зрителям: если вдруг становилось шумно, многие прикладывали руку к губам, и над толпой раздавалось "ш-ш-ш-ш-ш!"... Рenitentes - "кающиеся", несущие крест. Они не носят колпаков, а только капюшон, закрывающий лицо:
Надо сказать, толпа в Севилье - ее называют bulla - довольно благодушна. В нас признали чужаков, и пропустили вперед, чтобы можно было рассмотреть процессию подробно. Признаюсь, со стороны людей, которые вынуждены занимать удобное место иногда за несколько часов до прохода процессии - это очень человеколюбивый поступок. Правда, той, кто пела саэту приближающейся фигуре девы Марии, мы не увидели - голос доносился с дальнего конца улицы. Мы увидели сначала усиливающийся свет от лампад, а потом и носилки с Богородицей Милосердия братства Pasion - Nuestra Madre y Señora de la Merced.
Los Gitanos
На следующее утро мы были предусмотрительнее - вышли часа за полтора до предполагаемого шествия. Я все еще хотела посмотреть на трианскую Эсперансу, но ее процессия моталась где-то по городу. Зато на одной из прилегающих улиц стал скапливаться народ. Это шанс, подумали мы, и вросли в землю.
Как выяснилось, ждали мы цыганскую Мадонну. Кофрадия Los Gitanos - одна из крупнейших и старейших в Севилье, а ее эрмано майор, "сташий брат", руководитель - до сих пор непременно цыган.
Поскольку это была единственная процессия, которую мы увидели от начала до конца, есть смысл рассказать, как тут всё устроено.
Большинство братств существуют столетиями, поэтому весь ритуал строго регламентирован. Все известно заранее: маршрут, цвета туник и капироте, какими цветами будет украшено пасо (традиция требует, чтобы носилки с Иисусом были покрыты красными цветами в знак страданий, а пасо Девы - белыми, как символ ее непорочности), какие марши будут играть оркестры.
Открывает процессию Cruz de Guía - путеводный Крест.
Это сигнал публике, что через час-другой появятся и носилки с Мадонной
Хитанос - большое братство, полторы тысячи участников процессии, - пока все продефилируют...
Униформа братства - белые туники, лиловые капюшоны, красные свечи... Часть верующих идут босыми, поэтому распорядители строго следят, чтобы на пути процессии не попадались битое стекло или окурки.
Процессия цыганского братства заметно отличалась от остальных виденных нами, она очень непосредственная, даже вольная. Назаренос маршируют своим чередом, время от времени к какому-нибудь из них присоединяется подружка с сигаретой (мама с пирожками, деловой партнер с предложением). Накоротке они обсуждают какие-то свои текущие дела. Всё очень по-домашнему...
Маршрут процессии очень протяженный, маршировать приходится почти 14 часов...
Очень много детей, одетых в униформу назаренос.
Этот уже устал:
За назаренос идут барабанщики. Дробный грохот - сигнал о приближении носилок - слышен отовсюду.
Под драматическую дробь появляется первое пасо: Nuestro Padre Jesús de la Salud
Его сопровождают "кающиеся"
О скорой кульминации - приближении пасо с Мадонной можно узнать по звукам marcha - особых гимнов в исполнении специального оркестра, сопровождающего процессию. Музыкальное сопровождение тоже строго регламентировано уставом братств. Часть из них - как, например, старейшее в Севилье братство El Silencio - проходит свой путь в полной тишине. Другие - как встретившееся нам ночью братство Pasion - ограничивается командой барабанщиков, отбивающих ритм процессии. Los Gitanos сопровождают целых два оркестра. Некоторые братства приглашают профессиональных музыкантов, тогда древние марши звучат божественно. Некоторые обходятся своими силами. Тогда марши звучат как минимум громко.
Апофеоз, главный эпизод процессии - появление носилок c Девой Марией. Многим сторонним людям все образы севильских мадонн кажутся неуловимо похожими. Севильцы так категорически не считают. Почти у каждого есть любимая Virgen. Различные братства проносят по городу изображения разнообразных сцен из Страстей Господних - последней недели земной жизни Иисуса. Но У Девы Марии всегда один образ, Скорбящей (Dolorosa).
Тем не менее севильская Дева - всегда прекрасна и юна. Фанаты цыганской мадонны Angustias Coronada встречали ее появление аплодисментами и криками "guapa" - красавица. На наши расспросы, чем вызван такой энтузиазм в такой драматичный момент, жизнелюбивые севильянцы обычно отвечают: так все же хорошо закончилось, и Христос воскрес.
В общем, такого соединения фамильярности и благочестия не встретишь, наверное, нигде, кроме как в Севилье.
(немного поработаю и продолжу)