"У меня легкое ощущение, что Китай затягивает..." (памяти Ариала)
| В с т у п л е н и е
Помните «Спящую Венеру» Джорджоне, которую автор не успел закончить, безвременно уйдя из жизни по причине болезни? После смерти Джорджоне картину дописал его друг и соратник Тициан. Тициан написал пейзаж за спиной красавицы, небо, ткани, на которых возлежит Венера, и Купидона у её ног.
А кондотьера Бартоломео Коллеони, что гордо восседает на бронзовом коне на Кампо Санти-Джованни и Паоло в Венеции? Ваять конный памятник Коллеони начал флорентиец Андреа Верроккьо, но он умер прежде, чем статуя была завершена. Через несколько лет после кончины Верроккьо начатую им работу закончил известный венецианский литейщик Алессандро Леопарди.
Паолой Волковой был задуман цикл книг по истории искусства «Мост через бездну», но при жизни была издана только одна книга из пяти. Когда в 2013 году Паолы не стало, а её прах развеяли над Венецианской лагуной, оставшиеся четыре книги задуманной серии были изданы Марией Лафонт дочерью Волковой.
Проблема, связанная с невозможностью завершить все начатое, когда человек уходит в мир иной, действительна не только для титанов Возрождения, великих писателей и т.д. Подобная трагедия может случиться с любой творческой личностью. В такой ситуации их коллеги и единомышленники могут и даже должны продолжить дело, в которое ушедший друг и соратник вложил частицу своей жизни.
Диме в этом смысле (в смысле продолжателей) повезло. Его окружали любящие, умные, образованные люди, способные позаботиться о доброй памяти ушедшего мужа, родственника, друга. Но увлечение Димы Китаем было в основном – исключительно его увлечением. Другое дело - Венеция, любовь к которой разделяют многие! Но Венеции Ариал изменил с Китаем, по его собственному признанию.
В своём поздравлении друзьям с наступающим Новым 2018 годом Дима написал:
«Друзья и знакомые упрекают меня в том, что я изменил Венеции с Китаем. Изменил, да. Четыре месяца пролетят быстро, и наступит день, когда толстый-толстый самолёт снова унесет меня в далёкий Гуанчжоу, где меня уже заждались панды в Чэнду, Большой Будда в Лэшане и 21 км трека к вершине Эмейшаня. Ой, чего только меня в Китае не заждалось! )) Дай бог, я даже побываю там, куда еще не ступала нога ни одного руссотуриста... )) Ну а пока, пока китайское настроение создает мне на кухне мой личный китайский календарь...
А Венеция... Венеция пока подождёт своей очереди. О ней я вспоминаю не без ностальжи... ))».
Бог дал. Дима побывал в тех местах Поднебесной, где ступала и не ступала нога руссотуриста. А вернувшись из Китая, Дима ушёл… Он был прирождённым первопроходцем. И где бы не пролегал маршрут его путешествия, Дима всюду находил что-то новое, ещё никем неизведанное, а по возвращении щедро делился своими находками с друзьями и единомышленниками. В этот раз не успел…
Я с удовольствием читала прошлогоднее его Путешествие в Южный Китай. Но причиной тому – вовсе не мой интерес к Поднебесной. У меня была иная мотивация.
Многие люди читают все серии книг, выходящие из-под пера любимого автора. Помню, во время своего увлечения творчеством Полины Дашковой я с нетерпение ждала очередную её новинку и скучала, если автор затягивал с новой публикацией. По той же причине я читала все рассказы Ариала, и не имеет принципиального значения, о какой стране/городе/деревне он вёл повествование. Димино любопытство, постоянная жажда новых знаний, умение раскопать что-то невероятно интересное в любой точке мира, куда занесли его лёгкие ноги, затем закрутить на основе увиденного рассказ и вовлечь в обсуждение своих читателей – это дорогого стоило! Поэтому, напиши Ариал хоть "Марсианские хроники", я бы тоже их прочитала.
Но отдельно от рассказов Ариала, Китая не было на карте моих путешествий, ни совершённых, ни запланированных. Ничто меня там не привлекало настолько, чтобы преодолеть длительный перелёт и прочие трудности, связанные с иной цивилизацией. Впрочем, здесь я чуть-чуть лукавлю, ибо, кроме китайских тем Ариала, я читала тему Талюши Китайская еда и тему Алины Мы проехали 3 000 с лишним км от Пекина почти до Гонконга на арендованной машине . Этим и ограничиваются мои китайские устремления.
Почему же я взялась за разбор фотографий и написание рассказа о путешествии Димы в Китай? Причина одна: чтобы показать всем, кто помнит и любит Ариала, то, что Дима не успел сам.
Я не сомневаюсь, что Дима непременно опубликовал бы на форуме (в блоге, на ФБ) фотографии и путевые заметки из второго китайского путешествия, потому что он так делал всегда и собирался в этот раз. Так он общался с миром.
В основу публикации положены фотографии и путевые заметки Димы из последнего путешествия в Южный Китай.
| С л о в а б л а г о д а р н о с т и
Эта публикация - результат участия группы людей, но есть люди, которые заслуживают особой благодарности за помощь в появлении рассказа на свет.
Огромная благодарность жене Димы и его другу Санчо за то, что они предоставили фотографии китайского путешествия Димы.
Спасибо Галине, с которой Дима познакомился на форуме Винского при подготовке к поездке, за помощь в создании рассказа и за её предложение: «Если родные Дмитрия в будущем захотят опубликовать где-либо фотографии по его поездке, я могу помочь с их идентификацией, я в курсе его маршрута, еще он присылал небольшие сообщения по ходу поездки».
Также хочу поблагодарить Миктрика за поддержку и за лёгкие комментарии на тяжёлую тему буддизма.