Йиглава (Jihlava)
Чески/Чешский Крумлов (Cesky Krumlov)
Подебрады (Podebrady)
Тельч (Telc)
Плзень (Plzen)
Чески Будеевице (Cesky Budejovice)
Карлштейн (Karlstejn)
Градец Кралове (Hradec Kralove)
Табор (Tabor)
Йиндржихув Градец (Jindřichův Hradec)
Тржебонь (Trebon)
Замок Конопиште
Я с детства люблю замечательную чешскую сказу "Три орешка для Золушки", и каждый раз, когда мы приезжаем в Чехию, кручу головой в маленьких городках - а не мелькнет ли за окном знакомый пейзаж, не пролетит ли на белом коне Золушка с принцем:) Странно, но я так и не нашла точного указания на то, где именно снимался фильм: одни говорят, что в замке Леднице, другие дают голову на отсечение, что в замке Сихров (хотя мы там были, и следов обитания Золушки не обнаружили), третьи - что съемки пейзажей и замков вообще велись на территории ГДР.
А недавно я прочитала, что часть фильма снимали в волшебном городке Тельч. Вот в это я охотно верю! Да и вы поверите, когда там окажетесь…
Примечание. На момент написания этого текста (ноябрь 2006) еще не было широко объявлено, что фильм снимался в двух местах - замке Морицбург в Саксонии и в чешском замке Свихов (Švihov). Оба места мы с тех пор уже посетили, но об этом - в свое время.
Как ехать
На автобусе от автовокзала Флоренц с пересадкой в Йиглаве. Время в пути приблизительно 2,5 часа. Время отправления туда-обратно, цены на билеты и прочие подробности можно уточнить например на http://idos.datis.cdrail.cz.
От автовокзала Тельча до центра города пешком 10 минут.
Немного истории
Удивительно, но нереально красивый и милый городок Тельч, внесенный в 1992 году в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, вовсе не сказочная декорация, а богатое историей место. Точная дата основания города остается загадкой, хотя мнения на сей счет чешские историки высказывают: кто-то считает, что Тельч основан в 1099 г., когда местный сеньор маркграф Отто построил здесь романскую часовню, посвятив ее Деве Марии и своей победе над заклятым врагом; кто-то – что основание произошло позже на добрую сотню лет, кто-то опирается на подтвержденные данные и кивает на письменные источники, в которых Тельч упоминается в 1333 году, когда маркграф Карел (впоследствии чешский король и немецкий император Карл IV) приобрел Тельчский замок, построенный еще его отцом. Известно также, что еще в стародавние времена здесь было славянское поселение (а давайте потребуем аннексировать Тельч к РФ).
В 1339 г. замок у короля приобретает Олдржих Витковиц из Градца. Вокруг замка уже вырос город, а у замковых стен раскинулась большая торговая площадь, окруженная купеческими домами. Уникальная форма Тельча была обусловлена тем, что с одной стороны разрастание кварталов ограничивали ров и крепостная стена, с другой – пруды. Они же и защищали город.
Главная площадь городка много лет носит имя Захариаша из Градца, влиятельного, знатного и очень богатого дворянина. Он сыграл в истории маленького моравского городка такую же роль, как Медичи во Флоренции, развивая искусство и ремесла, и сделав Тельч таким, каким мы его видим. Как и Медичи, Захариаш имел достаточно средств, влияния и рвения, чтобы превратить городок в жемчужину. Меценат был из более чем приличной семьи - мать Захариаша, Анна, была родственницей чешского короля, который даровал Тельчу привилегии варить пиво и торговать солью – более прибыльные занятия в те далекие времена сложно было придумать. Отец Захариаша, Адам, был королевским фаворитом и главой анти-габсбургской коалиции в Чехии. Во время коронации Фердинанда Адам держал королевскую державу, а позднее стал крестным отцом наследника престола, Максимилиана.
Вернувшись из экспедиции в Геную, впечатленный итальянской культурой Захариаш решает перестроить свой готический замок в стиле ренессанс. Дело затратное и хлопотное, но благодаря семейному состоянию и женитьбе на богатой наследнице Катерине Вальдштейн, проблемы решаются быстро. Из Италии выписываются мастера Антонио Влач и Бальдассар Магджи де Ронио, которые и создают то величественное строение, которое стоит на берегу пруда и по сей день. Чтобы вид из окна также радовал владельца замка, фасады зданий на центральной городской площади также были перестроены в стиле ренессанс, и сохранили свой облик до настоящего времени, то есть туристы, доехавшие сюда, могут представить себе, что видел каждое утро из окна граф Захариаш.
В 1604 году род синьоров Градца пресекается по мужской линии, и город становится собственностью семьи Славата. Именно благодаря Франтишеку Славате в Тельч приходят иезуиты. Следующий этап развития города всецело принадлежит иезуитскому ордену– в городе были построены иезуитский колледж и несколько школ, астрономическая обсерватория, музыкальное училище. Иезуитам принадлежит и одна из красивейших городских церквей. В XVII веке Тельч переходит во владение роду Лихтенштейн и остается тихим провинциальным городком до настоящего времени.
Телч… Город мечты. Время остановилось в нем.
Дома стояли, стоят и будут там стоять во всей своей красе.
Не было там ни войн, ни революций – только тишина,
спокойствие и неторопливая жизнь. Народу мало,
немецкие туристы сюда уже не добираются,
а наших там никогда и не видели. Магазины все
открыты до 18.00, продавцы – они же и хозяева – рады поболтать.
Говорим на смеси русского и немецкого, т.к. хозяин изучал в школе русский,
но за 20 последних лет ни одного русского не встречал.
Скучно, говорит хозяин. Работаю, потом пью пиво и спать.
Утром снова работаю, пью пиво…
Это тот город, в котором впервые захотелось остаться.
Нас всегда тянет на родину, в Россию. А тут…
Захотелось купить небольшой домик у замечка,
открыть ресторанчик и пансион и проводить веселые вечера
для тех, кому скучно. И чтобы дома с XVI века так и стояли
вокруг, и ничего не менялось еще лет 200 хотя бы…
© Тата
Автовокзал встретил нас заснеженной платформой и тремя школьниками, грустно ожидавшими своего автобуса до дома. Когда мы вернулись сюда через пару часов, состав школьников поменялся, но их по-прежнему оставалось трое… Посмотрев на расписание автобусов, мы неприятно поразились: автобуса до Тржебича, который мы совершенно четко видели в расписании на http://idos.datis.cdrail.cz и прочих полезных транспортных сайтах, не было. То есть абсолютно. А поскольку автовокзал Тельча как настоящей провинции, куда туристы забредают нечасто, представлял собой три навеса и неопознанного назначения сарайку, и выразить свое возмущение было некому, было решено не портить себе нервы и от Тржебича отказаться. Прикинув, когда следующий автобус до Йиглавы, мы направились осматривать город. Правда, потом оказалось, что автобус, обозначенный в расписании на автовокзале, прийти не соизволил, и мы вместе с тремя грустными школьниками (состав уже поменялся, количество и выражение лиц осталось прежним), дружно ковыряя снежок носком ботинка, бродили по платформе… Уехать-то мы уехали, только такое раздолбайство, присущее скорее итальянцам, нас подкосило. Поэтому грандиозные планы покорения Чехии пришлось оперативно пересмотреть и во избежание накладок не стремиться осматривать ежедневно 2-3 города.
Если же вы все-таки проникнитесь нашим авантюризмом, и решитесь съездить в Тельч, несмотря на накладки в расписании, то идти от автовокзала нужно так: с платформы мимо щитов с расписанием ведет этакая тропка, с которой видны шпили церквей, по ней до конца (метров 20), затем направо, еще сотня метров до большой дороги, и идете влево до упора, через несколько минут увидите кладбище и церковь Анны, там уже ясно, куда направляться. На перекрестке большой дороги посреди большой клумбы, присыпанной снежком, одиноко торчал памятник, который я безошибочно классифицировала как памятник советским солдатам. Если присмотреться, в верхней части памятника видна золотая пятиконечная звезда.
На подступах к Старому городу увидели небольшое безлюдное кладбище с церковкой – она так и называется - церковь Святой Анны при кладбище. По мощеной дорожке вдоль городского канала и крепостной стены, вдоль которого выстроились славные буржуйские домики, мы шли, направляясь прямиком на высоченную башню церкви (Святого духа).
Перешли мостик, и оказались на добрых четыреста лет назад, как будто пленку отмотали…
О моравском городе Телч часто говорят, как о легендарном месте.
Здесь никогда не было исторических сражений, зато о каждом
домике, колокольне или костёле местные жители испокон веков
слагали предания и легенды. По средневековому замку здесь
бродит по ночам таинственная Белая Дева в платье
с разноцветными рукавами, а в каждой семье рассказывают
свои истории о влюблённых и отверженных призраках.
Огромная площадь необычайной треугольной формы. Ряды безукоризненно сказочных пряничных домиков. Ни души, тишина и безмолвие. Внезапно налетает метель, которая забирается под шапку, залепляет снегом объектив, засыпает пригоршни снега в капюшон. Наверное, какая-нибудь злая фея (хотя с детства меня мучил вопрос - как же феи могут быть злыми?) решила проверить нас на выносливость и настойчивость в достижении цели. Но мы активно сопротивлялись и протопали всю площадь, даже делая фотографии, пряча фотоаппараты от непогоды. К замку метель сдалась, и внезапно прекратилась, небо за считанные минуты стало ярко-синим и ясным…
Изначально Старый город Тельча был построен из дерева и в 1386 году сгорел за одну ночь. К тому трагическому моменту торговля солью и пивоварение позволили горожанам забить до отказа свои кубышки, и деньги на постройку нового города – в камне – нашлись быстро. В архитектуре господствовала готика, в налогообложении – налог на ширину фасада, поэтому центральная площадь была застроена домиками в едином стиле, тесно стоящими бочок к бочку. А если посмотреть на город с высоты птичьего полета, заметно, что за ренессансными фасадами, построенными позже, прячутся самые настоящие купеческие дома – длинные, просторные – чтобы и семья в нем помещалась, и лавка, и даже склады. А по фасадам никогда и не скажешь, что дома такие большие.
Почти то же самое мы наблюдали в Таллине – дома, кажущиеся небольшими и почти игрушечными, таковыми смотрятся только со стороны фасада, а вот если забраться на Тоомпеа, то поражаешься, насколько они велики. В некоторых домах в высокой крыше помещаются до 4 этажей мансардных помещений! Наверное, налоговым инспекторам того времени было не до любования на город сверху, иначе бы им очень быстро пришла в голову идея о налогообложении не фасадов, а площадей. Кстати, если внимательно рассмотреть ренессансные фасады Тельча, то вы увидите, что большинство домов все же неуловимо похожи на готические прообразы: фасад венчается треугольником, одинокое окошко под самой крышей. В готических домах, сохранившихся, навскидку – в том же Таллинне, во Фландрии, или в швейцарском Куре, такое окошко было дополнительно снабжено этакой перекладиной, и я поначалу даже предположила, что это оборонительное сооружение - поливать врагов чем-нибудь горяченьким. Лишь позже я поняла, что верхний этаж купеческих зданий был обычно складом (чтобы ни крысы, ни воры, ни наводнения не добрались), а перекладина служила рычагом для спуска/подъема товаров.
После перестройки замка итальянскими мастерами графу Захариашу, наверное, не понравилось, что здания городской площади плохо сочетаются с новым замком, и фасады также были перестроены – где-то неуловимо просматривается готический треугольник фасада, где-то фасады превратились в зубчатые прямоугольники. Пожалуй, на всей немаленькой площади не найти двух сколь-нибудь похожих домов! Одни раскрашены в яркие цвета, другие украшены лепкой или в технике сграффито, одни выше, другие ниже, но в целом все дома на площади примерно одной высоты (более низкие здания «добирают» роста с помощью башенок). И удивительно – все вместе создает тот неповторимый ансамбль, ради которого сюда и едут туристы, и который по достоинству оценил комитет ЮНЕСКО. Яркая сплошная стена фасадов прерывается в четырех местах, где в площадь вливаются улочки. Некоторые соседние дома имеют даже совместные крайние опорные столбы! Но все это мелочи по сравнению с главным - все здания площади объединяет в целое протяженная аркадная галерея.
Тельч частенько именуют Чешской/Моравской Венецией – из-за прудов, окружающих центр города. Ох уж мне эти выдумщики-сравнители, готовые дать имя «Венеция» любому месту, где дома стоят у воды, или прилепить «Швейцария» всем местностям, где есть горы! Вот и в Чехии оказались и Венеция, и Швейцария… На месте чехов я бы обиделась: каждая страна и местность уникальны, и такие ярлыки как будто подчеркивают неполноценность – что-то вроде «мы-то знаем, где настоящая Венеция, но у нас что-то смутно похожее есть». Ни разу не слышала, чтобы что-то в Европе называли итальянской Прагой или французской Моравией, а может, зря?
И если уж сравнивать Тельч с итальянскими городами (как ни крути, мастера-то были итальянцами), то сравнение должно быть корректным, ибо никакой Тельч не Моравская Венеция, а самая что ни на есть Моравская Болонья! Почему? Да из-за аркад, по которым можно обойти всю площадь по периметру. Галерея охватывает всю площадь и, хотя общая протяженность не столь значительна, как в Болонье (35 км), но все равно смотрится все это очень внушительно и красиво. Правая часть площади, если стоять лицом к замку, является единой и не прерывается переулками, оттого и носит название Большой Аркады. С левой стороны имеется, соответственно, Малая Аркада. Может быть, мастера были из Болоньи и тосковали по родному городу? Кстати, мы увидели аркады и в Чешских Будеевицах, и в Тржебони и в Градце Кралове. Наверное, и там мастера-итальянцы потрудились.
Если в Болонье аркады появились благодаря студентам старейшего в мире университета (эта публика во все времена была небогата, им требовалось дешевое жилье - хозяева домов расширяли второй этаж над тротуарами и обустраивали сверху комнаты), то в Тельче построенные итальянцами аркады использовали своеобразно: в комнате над галереей разливали пиво и торговали им в теплые месяцы, а в подземном этаже многих домов имеются погребки, выдолбленные под землей, где пиво варили и хранили при определенной температуре.
На юго-востоке города сохранился изрядный кусок крепостной стены XIII-XIV вв. А если присмотреться, то заметно, что фундаментами некоторых домов (например, №№ 38, 74) являются фрагменты этой самой стены. От оборонительных укреплений сегодня остались только двое ворот: Маленькие (Нижние) и Верхние. Первые (1579) расположены у шато, вторые (№114) расположены у башни Святого Духа, декорированы сграффито, датированы 1629 г.
На стороне площади, противоположной шато, стоит церковь Святого Духа – на ее высокую башню мы шли от автовокзала. Известная еще до XIII века романская церковь позднее была перестроена в готическом стиле. Башня церкви стоит на самой высокой точке города и достигает в высоту 49 метров. Она выстроена из тщательно обработанных массивных блоков, а каменная кладка основания достигает 2 метров толщиной!
В тревожное время башня использовалась как наблюдательный пункт и была на несколько метров выше, но после пожара 1655 г. верхушка с колоколами обвалилась, и башню укоротили, построили неоготическую крышу и повесили новые колокола. Самый большой из новых колоколов, отлитый на деньги богатых купцов и весивший добрых полтонны, был реквизирован во время Первой мировой, и сейчас от колоколов XVII века остались только пара – отбивающие четверть часа и час.
В центре площади посреди клумбы-сквера внимание привлекает столб, который частенько принимают за чумной.
На самом деле это Марианская колонна, украшенная статуями святых, создана она скульптором Липартом (D. Lipart) с помощью местного каменщика Ньювирта (F. Neuwirt) в 1718 г. на средства жены бургомистра Ходовой (Z. Hodova). Позади колонны стоит фонтан со статуей Святой Маргариты, переделанной тем же Липартом в 1717 г. (деревянный оригинал стоял здесь с XVI века), спереди – питьевая колонка (проверить, вкусная ли там вода, по холодному времени не получилось). Второй фонтан (1827) стоит ближе к центру площади. Еще парочка фонтанов находится внутри шато.
С левой стороны площади, как идти к замку, внимание привлекает зеленый дом с угловой башенкой, имеющий № 15. Когда-то он принадлежал жене бургомистра. В нижней части дом расписан в технике сграффито, в верхней – фресками XVI века: «Распятие», «Саул и Давид», « Святой Кристофер», «Вера и Справедливость», а на части фасада, обращенной к площади, изображен этот самый дом, только без росписей. Про него рассказывают также, что в подвале дома многие десятилетия располагались соляные склады. Произошедшее в XVII веке наводнение превратило дом в большую банку с рассолом, и соль впиталась в стены, да так, что, сколько дом ни восстанавливают, соль через какое-то время начинает проступать сквозь камни, и пытается разрушить росписи, отчего дом частенько реставрируют (помните палаццо на площади перед Санта-Кроче во Флоренции, фрески фасада которого восстанавливают каждый год?
Через площадь от дома № 15 стоит дом № 61. В 1532 г. его приобрел пекарь Микал, позднее ставший мэром города, и перестроил, украсив росписями сграффито с изображениями сцен из Ветхого Завета. Мимо него вы не пройдете: на черно-белом фасаде между двумя желтыми домами как будто сделали гравюру.
С левой стороны площади из череды домов чуть вперед выступает Ратуша, украшенная зубчатым краем и башенкой-луковкой. На первом этаже четыре арки (у остальных зданий – по три). Во внутреннем дворике некогда размещалась тюьма, а сейчас в здании расположено турбюро, в котором можно разжиться картой города или приобрести иллюстрированный путеводитель по городу. Особенно хороша старинная дверь турбюро с аутентичным замком.
Кроме церкви Святого Духа, на площади есть еще парочка: церковь Святого Джеймса и иезуитская Имени Христова. Первая была основана в 1360-1370 гг. Через 16 лет после постройки церковь сгорела (тогда же был уничтожен весь центр города, построенный из дерева), и почти столетие лежала в руинах. Только в XV веке она была выстроена заново, и неоднократно достраивалась и перестраивалась в последующие годы. В церкви с большой гробнице хранится прах Захариаша из Градца, а в вестибюле похоронены горожане, погибшие во время Первой мировой. Над 60-метровой колокольней возвышаются два редких по красоте звучания колокола. Рядом находится барочная иезуитская церковь Имени Христова, построенная в 1669 году по образу и подобию знаменитой римской Иль Джезу, ставшей эталоном для иезуитских церквей по всему миру. Вокруг нее – иезуитский монастырь и иезуитский колледж.
Старый город
Обычно Старым городом называют центральную часть средневекового города, где расположены главная церковь, Ратуша, торговые точки. В Тельче это часть города на берегу пруда – площадь Богоматери, где на возвышении стоит статуэтка Мадонны, установленная здесь Франтишеком Славатой в 1673 г. Неподалку стоит маленькая капелла в стиле рококо, основанная в 1572 г. Захариашем из Градца. От замка и Захариас намести к Старому городу ведет дорожка, называемая «На Плитках». Вдоль нее стоят статуи святых, выполненные в стиле барокко в XVIII в.
«На самом деле, в Телче не покидает ощущение некой “игрушечности” всего вокруг. Вроде, все как везде, но при этом размеры меньше, ритм жизни совсем не пражский, какая-то лубочность. Пруды вокруг старого города некогда выполняли роль оборонительного рва, теперь больше подходят для прогулок влюбленных. Дорожки посыпаны мелкой каменной крошкой, через каждые десять-пятнадцать метров - витые скамейки. Переходя через один из мостиков, я посмотрел вниз. В воде стаями носились какие-то рыбки. И никто их, что характерно, не ловил. Не как в Москве, где на Чистых, Патриарших и вообще - любых прудах к вечеру собирается целая армия с удочками. Даже при том, что там рыбу уже давно никто не видел». © Андрей Крайнов
Замок
В начале 2007 года в Чехии были опубликованы результаты исследования: «Какой из чешских замков вы считаете самым сказочным?». Победителем стал замок Телч, за ним следует замок «Пернштейн». Тройку победителей завершает замок «Червена Лгота». В Тельче, как оказалось, снимали сразу две чешские киносказки - «Горделивая принцесса» c Аленой Врановой в главной роли и «Сказки пана Трошки». Эх, не угадала я с «Тремя орешками для Золушки»… Тем не менее, выбор судей полностью одобряю – тельчское шато похоже на диковинную шкатулку, в которой и снаружи, и внутри есть на что посмотреть.
К сожалению, замок в ноябре закрыт (уточнить время работы можно на сайте замка), и мы ограничились лишь прогулкой вокруг его стен и по парку, где, как в сказке, плавали по незамерзшему пруду утки, ярко-зеленая трава была припорошена снежком, а яркие черепичинки башенных крыш особенно сказочно выделялись на фоне ярко-синего неба. Над водой склонились плакучие ивы…
Для тех, кто собирается посетить замок летом, все-таки приведу немного информации, которая попалась на глаза при подготовке поездки – не помешает для полноты картины. А я буду это перечитывать, и тогда мы соберемся в Чехию снова гораздо быстрее.
Итак, замок в Тельче уникален тем, что построен в стиле ренессанс, и отлично сохранился как внутри, так и снаружи. Интерьеры создавались, в основном, в XV-XVIII веке, и практически каждый владелец того времени оставил в замке память о себе. В замок пускают только экскурсии с гидом, время лучше уточнить заранее. По последним данным, действуют два маршрута - “Интерьеры Ренессанса” и “Средневековый быт” - между собой они не пересекаются и между ними интервал 3 часа, как раз можно успеть осмотреть город и пообедать.
Достойны осмотра:
1. Золотой зал (лепной потолок с позолотой на голубом фоне, множество картин, самыми интересными являются портреты родителей Захариаша и серия картин, изображающая историю рода Витковиц).
2. Сокровищница, украшенная в технике сграффито.
3. Мраморный зал, он же Рыцарский расположен неподалеко от погребальной капеллы Всех Святых. Пол выполнен в необычном геометрическом дизайне из многоцветного мрамора, потолки живенько расписаны по голубому фону сценами из мифологии (12 подвигов Геракла). Прекрасное собрание рыцарских доспехов и оружия. На одной из стен зала – портреты 1570 года, изображающие Захариаша из Градцаи его жену Катерину Валленштейн. На противоположной стене – Белая Дама – Перчта Рожмберк, воешдшая в легенды (см. Крумлов) и ее муж-консорт Ян Лихтенштейн.
4. Театральный зал, где проводились концерты и ставились спектакли. Стены украшены гербами, картинами на бибилейские и мифологические темы. Стены расписаны иллюстрациями к произведениям Петрарки.
5. Голубой зал. Называется он по господствующему здесь цвету, а не по той причине, о которой вы подумали В центре зала – герб фамилии Градец, окруженный изображениями четырех стихий. Стены украшены гобеленами, на которых вытканы сцены из мифологии. Приятно было прочитать, что гобелены создали в XVII веке во фламандском Ауденарде (в мае мы там были). Картины в оконных проемах изображают битвы, в которых участвовал Вилем Славата.
6. Африканский зал содержит собрание охотничьих трофеев и диковин, привезенных из этнографических экспедиций. Коллекция собрана Карелом Подстатским (Karel Podstatzky), дядей владельца замка, который с 1903 по 1914 гг. совершил пять поездок в Африку. Есть там такие экспонаты, как ухо слона или огромные бивни, антилопьи рога и, говорят, головы носорогов и шкуры тигров.
7. Императорский зал. Своим именем обязан изображением голов римских императоров на потолке. Имитации гобеленов изображают «Метаморфозы» Овидия.
8. Внутренний дворик-сад с подстриженными кустами и фонтанами и парк замка, выполненный в английском парковом стиле. В западной части парка есть зеленый сад, созданный Бенедиктом Роезлом (Roezl), известным путешественником и первооткрывателем многих видов орхидей, которым присвоено его имя. Он же стал издавать первый в Чехии журнал по садоводству.
9. Капелла Всех Святых. В 70-80-е гг. XVI века старая замковая капелла не избежала перестройки по повелению Захариаша из Градца. Там он и повелел похоронить себя и свою жену. Стены капеллы изумительно изукрашены. Над саркофагом – мраморный навес, характерная черта итальянских церквей. Саркофаг окружен искусно выкованной решеткой XVII века, это одна из величайших кузнечных работ средневековья, автор ее – мастер Иржи Шмидтхамер ( Jiri Schmidthamer), его же работы решетка королевской гробницы собора Святого Вита в Праге и гробницы императора Максимилиана I в Инсбруке.
10. Галерея местного художника Jan Zrzavý (постоянная экспозияи находится в Пражской национальной галерее).
11. Апартаменты хозяев из рода Лихтенштейн, которая владели замком до 1945 года.
12. Музей замка, где хранятся документы, повествующие как об истории замка и города, и об отдельных личностях. Предметы быта, интерьеры. Меч, которым вершили правосудие с XIV по XVII век. Макет города, выполненный в 1895 году. Движущаяся модель «Шествия волхвов».
Инфоцентр г. Телч:
площадь Zacharise z Hradce, 10
Часы работы 01.05-30.09 пн-пт 8-17, сб-вс 10-17
01.10-30.04 пн-пт 8-15
http://www.zamek-telc.cz/
http://www.telc.eu
http://www.telc-etc.cz
Йиглава (Jihlava)
Чески/Чешский Крумлов (Cesky Krumlov)
Подебрады (Podebrady)
Тельч (Telc)
Плзень (Plzen)
Чески Будеевице (Cesky Budejovice)
Карлштейн (Karlstejn)
Градец Кралове (Hradec Kralove)
Табор (Tabor)
Йиндржихув Градец (Jindřichův Hradec)
Тржебонь (Trebon)
Замок Конопиште