Йиглава (Jihlava)
Чески/Чешский Крумлов (Cesky Krumlov)
Подебрады (Podebrady)
Тельч (Telc)
Плзень (Plzen)
Чески Будеевице (Cesky Budejovice)
Карлштейн (Karlstejn)
Градец Кралове (Hradec Kralove)
Табор (Tabor)
Йиндржихув Градец (Jindřichův Hradec)
Тржебонь (Trebon)
Замок Конопиште

Прага – вовсе не вся Чехия, более того, Прага – вовсе не типичный чешский город, а скорее из ряда вон, исключение. Судить о Чехии по Праге – все равно, что судить о нашей необъятной стране по Москве (я не об уровне зарплат, а про архитектуру и ритм жизни). И да простят меня российские туристы, которые, побывав в Праге, радостно заносят себе в актив всю Чехию, но Чехия всего лишь процентов на 10% - Прага, процентов 30 – крупные промышленные города, вроде Будеевиц, Брно или Плзени, и на 60% - замки и одно–двухэтажные городки и деревеньки вокруг этих самых замков. Только когда совершишь прогулку по маленьким улочкам милых городков, и посмотришь на речушки с замковых башен, только тогда можно понять, что такое Чехия.

В один из пригожих августовских деньков 2003 года, рассматривая буклет, полученный нами на ресепшен в отеле, муж показал мне фотографию небольшого, но удивительно красивого городка со смешным названием Тельч (или Телчь – в чешском языке нет мягкого знака, а русскому человеку без него никак, шутка ли - несколько согласных подряд). В тот раз мы так и не выбрались туда, и почти 3 года мы, вспоминая о Чехии, поговаривали о том, что нужно бы съездить в Чехию еще раз, да вот тот же Тельч посмотреть. И когда билеты на Прагу были уже на руках, даже не верилось, что наконец-то мы попадем туда… Одна моя хорошая знакомая делит людей по устремлениям на «синичников» и «журавлистов» (по принципу "лучше синица в руке, чем журавль в небе…"). Как и она, я скорее "синичница", но для душевного равновесия мне необходима "голубая" мечта… Когда такая мечта сбывается, я срочно ищу ей замену. Такой вот мечтой три года был Тельч. Правда, при планировании поездки оказалось, что добраться до Тельча не так-то просто – ехать нужно автобусом, с пересадкой через городок Йиглава. Так родился маршрут первого дня – Йиглава и Тельч.

Йиглава (Jihlava)

История

У средневекового города было не так много возможностей прославиться и разбогатеть. Способов, собственно, было всего ничего:
1. быть выгодно расположенным на пересечении крупных торговых путей;
2. получить налоговые привилегии от правителя;
3. быть паломническим центром, куда стремились жаждущие исцеления/отпущения грехов;
4. иметь в своих угодьях какие-нибудь стратегически важные полезные ископаемые.

Первые два способа были выгодными, но довольно ненадежными – расположение правителя было делом недолговечным, и где гарантия, что следующий граф/князь/король не отобрал бы их? И, как показывает история, дороги, еще недавно бывшие жизненно важными, очень быстро приходили в упадок. Правда, во фламандском городе Брюгге к вопросу сохранения привилегий подошли основательно: для хранения документов, в которых были изложены привилегии, дарованные городу, была выстроена специальная башня, в которой за семью печатями-запорами эти самые документы. При государственном визите каждого следующего владетеля фламандских земель важные свитки доставали и зачитывали – освежали память, в том числе и новому правителю.

Моравской Йиглаве повезло согласно четвертому способу – в окрестностях славянского поселения в 1270 г. обнаружили серебряные руды, и к основанию здесь города руку приложил лично король Пршемысл Отакар II. Задолго до Нью-Йорка с его прямолинейной планировкой подобный рисунок улиц был сделан именно здесь, и такой порядок позднее получил название «колонизационный тип планировки»: геометрически правильная сетка улиц, прямоугольная площадь в центре. Геометрия в географии, кстати, оправдала себя и позже, при дележке африканских колоний – границы государств до сих пор как проведенные под линейку. В те далекие времена в Йиглаве началась настоящая серебряная лихорадка (уж не знаю, разворачивались ли здесь такие же события, как те, убедительно описанные Джеком Лондоном, но наверняка они были не менее драматичными).

Тогда Йиглава являлась одним из самых больших, красивых и богатых чешских городов, в котором процветали искусства и ремесла, наука и торговля. Эти на тот момент «второстепенные» по сравнению с добычей серебра занятия и спасли город, когда залежи благородного металла в XIV-XV вв. истощились и рудники открыли в Кутной Горе. В XVI веке город был практически отстроен заново в стиле ренессанс, подтверждение чему мы видим на Главной рыночной площади города: огромное пространство по периметру застроено красивыми зданиями. Считается, что это самая большая площадь Чехии.

Самым известным уроженцем города считается композитор Густав Малер – осенью в городе проводят музыкальные фестивали в честь его дня рождения и первого концерта (что произошло с гением в десятилетнем возрасте). Правда, google неумолимо констатирует: родился Малер совсем в другом городе…

Город

После полутора часов на автобусе от Флоренц мы оказались на автовокзале Йиглавы. Поднявшись и пройдя через вокзал, мы оказались на оживленной улице, где туда-сюда рассекали автомобили и не было никаких указателей или особых примет, куда нам следует шествовать. После опроса продавщицы киоска и нескольких пойманных местных жителей выяснилось, что нам советуют сесть на какой-то автобус, остановка которого находится возле вокзала. Не наш метод, но хоть направление движения выяснили. На деле все оказалось проще простого: идете себе влево от вокзала (если стоять к нему спиной), переходите дорогу и обходите заброшенного вида хоккейный комплекс (муж утверждает, что до распада Чехословакии была такая известная чешская хоккейная команда, может, и сейчас она тоже есть, но тренируется, скорее всего, где-то в другом месте). За комплексом стоит небольшая необычная церковка XVI века, похожая на шатер с пышным фасадом и сквер со статуей тетки замерзшего вида, а дальше начинается Старый город.
https://i.postimg.cc/JnSyfcgh/pict0074.jpg

Йиглава за века своей истории сохранилась неплохо: комплекс площади Масарика, фрагменты стен, некогда защищавших город, несколько приятных церквей, знаменитые катакомбы. Осмотреть город можно за пару часов. Мы начали прогулку с огромной Главной площади. Это просто полигон какой-то! Интересно, для чего средневековым горожанам нужно было такое обширное пространство? Здания, стройными рядами обрамляющие площадь, может, и не все XIV-XV вв., но аутентичность передают. Правда, все портит громада торгового центра, воткнутая прямо в центре. Наверное, так же выглядела бы Красная площадь, если бы на ней построили «Ашан».
https://i.postimg.cc/SxGMn9XZ/img-0179.jpg

В центре стройного ряда домиков на противоположной стороне площади, почти заслоненная торговым центром, стоит бежевая Ратуша с красной крышей и башенкой с часами.
https://i.postimg.cc/76RPCHMt/pict0058.jpg

https://i.postimg.cc/8sQ1HZYh/pict0060.jpg

https://i.postimg.cc/k5XtK5K7/pict0061.jpg

Сейчас в средневековом здании и двух прилегающих домах расположилась мэрия. С XVI века на фасаде сохраняется надпись «Город Йиглава и Слово Божье сохранятся в веках». Слева от нее высятся два рожка иезуитской барочной церкви Святого Игнатия (во дворе есть вход в городские катакомбы),

https://i.postimg.cc/wjzNx2By/pict0054.jpg

правее и чуть за домами – суровый готический костел Святого Якуба (покровителя шахтеров) с двумя разновысокими башнями. В летнее время на башню с часами высотой 63 м можно забраться и осмотреть город.

https://i.postimg.cc/FKDH4gf4/img-0183.jpg

https://i.postimg.cc/QtCxx95W/img-0184.jpg

Справа и слева от мега-магазина тоже есть на что взглянуть: со стороны, где иезуитский костел, стоит фонтан «Нептун» и чумной столб, украшенный фигурками святых - неизменный атрибут почти всех центральноевропейских городов, где свирепствовала чума. С другой стороны – еще один фонтан, тоже XVIII в. (подсмотрела на сайте города, что называется он кашна Амфитриты).
https://i.postimg.cc/gcw8gr5J/img-0182.jpg

Совершив кружок по площади, и попялившись на все дома с аркадами, башенками и окошками, можно считать, что ваша культурная программа на площади выполнена, и можно идти осматривать городские укрепления. Фрагменты некогда мощных городских стен встречаются тут и там, и горожане относятся к ним безо всякого почтения: где-то устроена автостоянка, где-то – игровая площадка, но поднявшсь на остатки бастионов, все же понимаешь, несколько надежно они защищали город… Говорят, некоторое кусочки стены остались с XIII в., т.е. помнят еще Пршемысла Отакара II.
https://i.postimg.cc/vT6YfJ0Y/img-0188.jpg

https://i.postimg.cc/tRLPwpQz/img-0189.jpg

https://i.postimg.cc/x8HknND3/pict0069.jpg

https://i.postimg.cc/W3dFYf5K/pict0071.jpg

От построенных когда-то пяти городских ворот сохранились только ворота Черной Богоматери – в нижней части они сделаны из крепкого камня, а в верхней надстроены как изящная башенка, хорошо подошедшая какому-нибудь сказочному замку. С двух сторон башни – изящные часы с черным циферблатом и золотыми стрелками, показывающими точное время. Не буду, впрочем, утверждать, что часы старинные, а вот башня настоящая – XIII века, перестраивалась несколько раз, в последний раз – 11 лет назад. Вместе с ежом, изображенным на городским гербе, ворота являются символом города.
https://i.postimg.cc/28hvfMCN/pict0067.jpg

Слева от ворот стоит еще одна интересная церковь - Вознесения Св. Марии, построенная одновременно с городской стеной (фасад в стиле барокко, украшенный фигурками святых и пап, был пристроен в XVI веке). Чуть в стороне во дворах прячется еще одна церковь – белоснежный готический костел Поднятия Св. Креста XII-XIV вв., недавно отреставрированный. Вообще по сравнению с итальянскими, испанскими и фламандскими церквями чешские несколько простоваты и, честно говорят, особого интереса не вызывают: ни тебе уникальных фресок-росписей, ни кафедр там мраморных-резных, или деревянной резьбы.
https://i.postimg.cc/KYq3NyDB/pict0068.jpg

Катакомбы

Как люди, прожившие почти год на проекте в городе Березники, который стоит на огромной свежезатопленной калийной шахте, мы довольно живо заинтересовались таинственными подземельями Йиглавы. Правда, по осенне-зимнему времени и костел, откуда туда пускают, и, вероятно, сами подземелья были закрыты, поэтому пришлось довольствоваться прогулкой по окрестностям. Но для полноты восприятия приведу некоторые факты. Йиглавские катакомбы – место знаменитое: длина их составляет 25 км, площадь – 5 гектаров, глубина трехэтажных коридоров в некоторых местах доходит до 12-15 метров.

Есть несколько версий, как и для чего появились катакомбы. По одной из них, жители строили-строили себе подвалы, чтобы хранить там свои припасы, городские власти внесли свою лепту в это славное движение копателей, и в свою очередь, нарыли подземелий для канализации и водопровода (вот что значит – римляне не дошли, акведуков не построили!), а городская служба пожарной и прочей безопасности возрадовалась безмерно и постановила – быть этим подземельям еще и бомбоубе…. тьфу, убежищами от пожаров и врагов, например, гуситов. Но я в эту версию плохо верю. Почти в каждом городе были и есть подвалы, но что-то мы не наблюдаем в каждом подземелий глубиной 12 метров. Гораздо логичнее принять за основную версию тот факт, что город Йиглава был построен на серебряной шахте (время постройки «отакаровского» города совпадает со временем создания катакомб), а когда залежи серебра истощились, хозяйственные горожане стали использовать их для хозяйственных нужд, а в случае волнений – как убежища. Как и любой город, расположенный в опасной близости от старых шахт, Йиглава находится в зоне риска: например, в 1961 г. стали проваливаться дома и целые улицы в центре города, после чего подземелья укрепили бетоном.

Но если вы любите пощекотать себе нервы, посетить катакомбы, наверное, все же стоит. Посетителям показывают выставку предметов средневекового быта, а также бочек для вина и пива, и предлагают погулять по подземельям.

«С йиглавскими катакомбами связаны и тайны. Говорят, что в коридорах иногда слышен звук органа, хотя никакого инструмента там, понятно, нет. Летом 1996 года в Йиглаве работала археологическая экспедиция. Ученые засвидетельствовали, что несколько раз в указанном легендами месте совершенно четко слышали звуки органа. Подземный ход, где это произошло, находится на 10-метровой глубине и вблизи него нет, как они точно установили, ни одного помещения, где мог бы располагаться подобный инструмент, так что возможность ошибки исключена. Психологи, обследовавшие очевидцев, отвергают возможность массовой слуховой галлюцинации...

Главной сенсацией стало открытие археологами "светящейся лестницы" в одном из наименее обследованных подземных ходов, о существовании которого не знали даже местные старожилы. Там была обнаружена сделанная в раннем средневековье лестница, от которой во тьме исходит яркий свет. Взятые пробы материала не подтвердили наличия фосфора на каменной лестнице. По мнению очевидцев, на первый взгляд лестница не производит впечатления – ничего особенного, но постепенно она начинает излучать усиливающийся красновато-оранжевый свет.

В одном из самых глубоких мест - на глубине 11 метров под землей, находится люминесцирующий коридор. Только в 1978 году сделали первые пробы, и тогда появились первые теории. Первая из них говорит о том, что всему причиной фосфор из костей монахов, могилы которых находится над коридором. Вторая версия – что-то сверхъестественное. Но есть еще одна, третья теория: речь идет, скорее всего, об искусственно изготовленном люминесцентном веществе, которое смешали с раствором и покрасили им стены коридора. Вероятно, это вещество здесь изучали во время Второй мировой войны нацисты. Оно должно было действовать вместо света в катакомбах, которые выполняли и роль убежища во время бомбежки. Загадки ийглавских подземелий ждут своих исследователей…» ) (с) wwwastrocentr.ru

http://www.jihlava.cz
Интерактивный план см.: http://www.jihlava.cz/html/mapa_pam.htm

Турбюро:
Masarykovo namesti 2
Часы работы сент-июнь пн-пт 8-17, сб 8-12
Июль, август пн-пт 8-17, сб 8-12, вс 13-17

Вернувшись на автовокзал, мы обнаружили, что автобус, на котором мы собирались ехать дальше до Тельча, отменен по какой-то причине. После часового ожидания на промозглой платформе следующего транспортного средства до города мечты мы все же добрались. В Тельче же оказалось, что добраться далее, до значащегося в плане городка Тржебич, проблематично: расписание, висевшее на платформе, не только не имело ничего общего с расписание на сайте чешского транспорта, но и с реальным движением автобусов на этом участке, в чем мы немедленно убедились. Поэтому грандиозные планы покорения Чехии пришлось оперативно пересмотреть и во избежание накладок не стремиться осматривать ежедневно 2-3 города. Эх, надо в четвертый раз ехать…

Йиглава (Jihlava)
Чески/Чешский Крумлов (Cesky Krumlov)
Подебрады (Podebrady)
Тельч (Telc)
Плзень (Plzen)
Чески Будеевице (Cesky Budejovice)
Карлштейн (Karlstejn)
Градец Кралове (Hradec Kralove)
Табор (Tabor)
Йиндржихув Градец (Jindřichův Hradec)
Тржебонь (Trebon)
Замок Конопиште