Летняя резиденция великих московских князей, начиная с Калиты,
Коломенское – разом Фонтенбло и Стоунхэндж.
Буквально – свалка истории.
Афиша-Москва
История
Наверное, я не сильно ошибусь, если скажу, что именно на территории нынешнего Коломенского жили самые первые москвичи: на холме над красивой речкой еще 2,5 тыс. лет назад возникло городище Дьяково, давшее имя целой археологической культуре. Так что коренными жителями будущей столицы был непонятно кто: возможно, балты, современники Рима и Афин, возможно, угры, канувшие в Лету задолго до появления в этих местах славян. В овраге парка до сих пор осталось два огромных валуна, остатки языческого капища, одним из них, по преданию, святой Егорий (Георгий) сбил подлого змея.
Коломенское как загородная резиденция великих московских князей существовала уже при Иване Калите, здесь останавливались войска Дмитрия Донского после битвы на поле Куликовом, здесь дружины князей собирались в походы. Своего расцвета Коломенское достигло при царе Алексее Михайловиче, когда здесь возвели прекрасный деревянный дворец, который иноземные послы с восхищением описывали в своих посланиях, именуя его «восьмым чудом света». Здание не сохранилось: при Екатерине Великой оно было разобрано полностью, но и его преемнику не повезло – и екатерининский дворец был разрушен – во время наполеоновского нашествия на Москву. Еще одна резиденция, в стиле ампир, построенная здесь в 1825 г. по приказу императора Александра I, также не дожила до нашего времени.
Возрождение усадьбы связано с русским архитектором П.Д. Барановским, который создал здесь первый в России музей деревянной архитектуры под открытым небом: в числе прочих, сюда привезли такие объекты, как Святые ворота Николо-Корельского монастыря (1693) с берега Белого моря, Братскую башню середины XVII в. из зоны затопления Братской ГЭС, домик Петра I из Архангельска (1702)
Обычно посетители входят на территорию усадьбы через главный вход, или
Спасские ворота
В XVII в. ворота служили для въезда в усадьбу разных хозяйственных возков и телег, и назывались Задними воротами. Имеют они два проезда: широкий, для возков и всадников, и узкий – для пеших. Когда дворец еще существовал, к воротам примыкали стрелецкие караульни, которые до нашего времени не сохранились, как, впрочем, и сам дворец. Вдаль, к церкви Казанской иконы Божией Матери уходит беленая каменная стена -
Ограда Государева двора
Сейчас от всего периметра ограды дворца XVII века сохранилось всего 2 фрагмента, оба вокруг бывшего Кормового двора, и видно их от Спасских ворот. А вообще основных ворот было двое – Задние, для челяди и стрельцов, и Передние, для царя, ближних бояр, да иноземных послов (их мы увидим чуть позже). Были и вспомогательные ворота – Садовые, через которые царь ходил гулять в дворцовый сад, и Кормовые, через которые государю во дворец доставляли кушанья с дворцовой кухни, по-тогдашнему, Кормового двора. Отсюда логично посмотреть то, что осталось от дворцовых кухонь, благо, что идти не надо – все расположено правее Спасских ворот.
Кормовой и Хлебный дворы
Именно здесь готовили для царского стола и хранили запасы продовольствия. Судя по размерам оставшегося фундамента, царь любил покушать – построено с размахом. После пожара, от которого погиб дворец, Кормовой двор сохранился благодаря тому, что был каменным, пережил он и пожар Москвы 1812 г., но уже в 1815 г. был разобран по причине ветхости. Рядом со Спасскими воротами среди остатков Кормового двора стоит
Памятник Александру II
Выглядит он как резной каменный столб, накрытый выгнутой прозрачной крышей. Привезли его в Коломенское в 1970е гг. из деревни Шайдорово. До недавнего времени считали, что это межевой столб, но для подобного столба он слишком пышен, да и аналогов ему среди сохранившихся межевых столбов нет. На сегодня считается, что памятник посвящен царю за освобождение от крепостного права. Чуть дальше на перекрестке дорожек парка лежит
Борисов камень
«Борисовы камни - с высеченными на каждом шестиконечным крестом и надписями (обычно содержащими текст "Господи помози") располагались по течению Двины, и на суше. Назначение - не совсем понятно. По некоторым версиям - отмечали маршруты торговых путей, по другим - были ранее священными у язычников, а крест и надписи вытесывались на них при христианизации населения. Поставлены по приказу князя Бориса Всеславовича, и часто содержат его имя в надписях. Отсюда и название. Сохранилось четыре камня - один в Друе, другой установлен около Софийского собора в Полоцке, третий - вывезен в конце 19 в. в Москву и находится в музее-заповеднике "Коломенское" (перемещен сюда из Исторического музея), а четвёртый - так называемый "Воротишин крест" - стоит в селе Камено Минской области. Эти камни активно уничтожали в советское время (так странно с религией боролись). Пытались уничтожить динамитом и этот, поэтому он дошел до нас в расколотом состоянии».
(с) http://community.livejournal.com/mediev … 73#t111373
Первый директор музея в Коломенском, Пётр Дмитриевич Барановский, в целях спасения исторического и культурного наследия России, привозил из экспедиций по стране разрушающиеся и гибнущие на местах памятники деревянной архитектуры с целью создания музея деревянного зодчества в Коломенском. Один из интересных экспонатов -
Домик Петра I
Он был построен для царя в устье Северной Двины на острове Марков в 1702 г. Петр жил здесь пару месяцев, наблюдая, как строят в Архангельске корабли и крепость. Северная Двина – речка коварная, ледоход сносит и не такие домики, поэтому домик сначала перенесли в Новодвинскую крепость, где он был поврежден при пожаре, и снова восстановлен, в 1877 г. домик ставят в центре Архангельска на набережной, и только в 1930-е гг. он переезжает в Коломенское. Используют его как музей Петра, вход стоит 50 рублей для взрослых и 30 – для льготных категорий (касса рядом), фото- и видеосъемка – 60 рублей.
У противоположного конца парка стоят такие интересные сооружения, как Проездная башня Николо-Корельского монастыря, медоварня из подмосковного села Преображенского (на схеме музея сие сооружение показано как домик пасечника), и Моховая башня из Сумского острога (на схеме почему-то написано – Братского). Последняя была возведена как одна из шести башен острога, защищавшего Белое море, но после постройки каменной Новодвинской крепости в устье Северной Двины и ростом военно-морского значения Архангельска, оборонительные функции деревянной крепости исчезают и она превращается в мирную церковную ограду, которую Соловецкий монастырь приспособил для своих нужд. П.Д.Барановский привез эту башню в Коломенское в разобранном виде, и так она пролежала почти 80 лет, и собрали ее целиком не так давно.
фотографии из прогулки в августе 2009 г.
Среди дубовой рощи, где многим деревьям по 500-600 лет (о чем свидетельствует табличка) у стен Сытного двора стоит половецкая баба, надмогильный памятник на курганом. Таких вот «баб» мы повидали и в Киеве, и особенно – в приазовском городке Бердянск, где их настолько мало ценят, что стоят они грустно прямо во дворе местного краеведческого музея, разрисованные озорниками.
Дальше вы увидите комплекс тех самых Передних ворот бывшего дворца, с двух флангов к ним примыкают Приказные и Полковничьи палаты, справа – строения Фряжского погреба и Сытного двора.
Ансамбль Передних ворот, Приказные и Полковничьи палаты
палаты - помещение, где размещался штаб полка, охранявшего дворец (при Алексее Михайловиче охраняли дворец попеременно как стрельцы, так и иноземные наемники, а также собственные полки князей Милославского и боярина Матфеева). Еще правее расположен
Сытный двор
При царе Алексее Михайловиче Сытный двор был одноэтажным строением, состоящим из нескольких палат – в Хлебной стояли три каменные печи, где пекли хлеб, в Клюшничьих размещался ключник, ведавший дворцовым припасом, в Укусусной приготавливали винные или пивные квасы и кислые вина, в Поваренной готовили мясные и рыбные блюда. Позднее задние надстроили, оно не раз горело, и было восстановлено лишь в 1930-е гг., сейчас здесь расположены экспозиции музея-заповедника (кассы возле домика Петра).
Фряжский погреб
Расположен между Сытным двором и Полковничьими палатами, где был обустроен особый ледник для хранения заморских царских вин – фряжских, отсюда и название погреба. Здесь же хранили скоропортящиеся продукты. В 1812 г. погреб взорвали, и до 1975 г. он был завален, позднее восстановлен.
От Передних ворот стоит пройти по аллее чуть назад, что посмотреть на
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Историки утверждают, что построить здесь церковь в честь освобождения Москвы от польско-литовской интервенции задумывал еще царь Михаил Федорович, так или иначе, дело завершил его сын, Алексей Михайлович в 1651 г., возведя здесь деревянный храм.
В 1671 г. церковь была заменена каменной, которую обильно расписали, позолотили, всячески украсили так, что теперь это выглядит почти как издевательство – все вокруг «слишком»: пышно, вычурно, безвкусно и в общем-то не особенно идейно, на мой взгляд. Но - царей это устроило, и церковь долгие год исполняли функции домового храма помазанников божьих и была соединена с дворцом специальным переходом. Сейчас она действующая, и недостатка прихожан там не наблюдается, наверное, тоже все это «бохатство» нравится Оценив пышность внутренней отделки, можно смело проходить Передние ворота и замереть в восхищении перед памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, ибо перед вами -
Церковь Вознесения Господня
Того же года в Коломенском
было завершено строительство
церкви Вознесения Господа нашего Иисуса Христа,
и была та церковь чудна своей высотой,
красотой и светлостью, какой не бывало доселе на Руси…
Никоновская летопись
Построено это чудо было в 1533 г. в честь рождения наследника престола Великого князя Московского Василия III – будущего русского царя Ивана Грозного. Прообраз всех шатровых каменных храмов на Руси. Самое высокое здание Москвы того времени – 62 метра. Для меня очевидно, что строитель – итальянец. Есть мнение, что основание храма в форме в форме 12-конечного креста - напоминание о горнем Иерусалиме.
Церковь на первый взгляд кажется довольно простой, и только потом, обежав вокруг не раз и не два, понимаешь все величие замысла. Описывать бесполезно – шедевры надо ехать и смотреть. Правда, теперь церковь вряд ли можно называть дошедшей до нашего времени без изменений – на наших глазах бригада «шабашников с юга» смело что-то крушила, еще несколько бойко клали кусок «отреставрированной» стены. А жаль.
фото из прогулки в августе 2009 г.
Рядом с церковью Вознесения стоят Георгиевская колокольня с трапезной, Водовзводная башня и Охотничий павильон. Если спуститься вниз к оврагу, и снова подняться на холм, то среди деревьев на вершине его, посреди старого кладбища, вам откроется не менее шедевральный храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1547) – считается, что именно она послужила моделью для собора Василия Блаженного.
Георгиевская колокольня с трапезной
Если храм Вознесения был возведен в честь появления на свет наследника Иоанна, то колокольню рядом возвели в честь рождения его брата, Георгия. Колокольня дополняет церковь и в утилитарном, и в художественном смыслах – подчеркивает возвышенность Вознесенского храма. В то же время колокольня и сама по себе тоже шедевр – подобных колоколен я не помню на Руси. В конце XVII века, правда, к звоннице пристроили трапезную, и колокольня превратилась в самостоятельную церковь Георгия Великомученика – сначала деревянную, а потом и каменную. Заметно, что колокольня и ее бывшая пристройка-трапезная диссонируют – последняя явно построена во второй половине XIX века, она скорее современница павильона, стоящего напротив через дорожку. Наверное, именно этим руководствовался П.Д. Барановский, когда в 1928 г. возглавляемая им комиссия снесла часть трапезной, соединяющей колокольню с пристройкой, и теперь колокольня, как и во времена Ивана Грозного, стоит отдельно.
Водовзводная башня
Была построена в 70-ые годы XVII века для обеспечения водой Дворцового комплекса загородной царской резиденции. В ней же были расположены ворота, ведущие из дворца в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково.
Павильон
Наверное, такого вида павильон был в каждой мало-мальски зажиточной загородной усадьбе – классические колонны, треугольный фронтон, имитирующие античные храмы. Этот же, по проекту Е.Д. Тюрина – все, что сохранилось от Александровского дворца, который до наших дней также не дожил. Тем более удивляет факт сохранности, когда узнаешь, что павильон не каменный, а деревянный – под штукатуркой самый настоящий бревенчатый сруб! А ведь когда-то к реке спускались террасы, через реку живописно был перекинут мост… Ну хоть фигуры львиц по бокам сохранились.
***
Далее можно продолжить прогулку мимо церкви Вознесения, по проторенной дорожке, к недавно окультуренной набережной, где прогуливаются, продают пряники и поделки из стекла, а на бережку реки парочка молодых людей даже пытается порисовать виды.
фото с прогулки в августе 2009 г.
Нашей целью стал подъем в горку – к церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенный, по легенде, Бармой и Постником, как и Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного) на Красной площади. Подняться к церкви легко – вверх по тропинке, постепенно Коломенское и Москва-река остаются где-то внизу, а перед тобой открываются зеленые овраги, покрытые зеленью, кустами и рощицами. Даже парапланерист пытается взлететь под попутный ветерок, что собрало толпу любопытничающих. Увы – наша прогулка не увенчалась успехом – как и церковь Вознесения, храм Усекновения закрыт на реставрацию.
фото по результатам прогулки в августе 2009 г.:
больше по летнему густозеленому времени снять не удалось))
кладбище при церкви
Зато мы прогулялись по знаменитым фруктовым садам Коломенского, известным с XVII века, где мелкота активно объедает вишню (яблоки и груши еще не созрели). Овраги, прорезающие территорию музея-заповедника, также облагорожены: ручьи текут по специально проложенным и облицованным камнем руслам,
родники загнаны в подземные трубы и вода теперь набирается из краников, а через овраги перекинуты извилистые красные мостики, поражающие воображение высотой и изощренностью. Встретили мы дерево, все сплошь увешанное цветными ленточками из разных подручных материалов – язычество в Коломенском не задушишь, не убьешь
Самый известный овраг Коломенского – Голосов (Дворцовый) овраг, где лежат два валуна, имеющие имена «Девичий камень» (еще его почему-то называют Бабушкиным)
и «Голова коня» (он же «Гусь камень»). Валуны эти и делают Коломенское Стоунхенджем – ибо овеяны легендами и преданиями. «Гусь камень» обладает волшебной силой и лечит любые болезни, а Девичий почитается аж с языческих времен, обитатели этих мест почитали его как божество. В христианской мифологии валун тоже упоминается, т.к. считается, что именно этой каменюкой покровитель Москвы Георгий Победоносец заколбасил подлюку-змея (вторая версия гласит, что в неравной битве со змеем погиб конь святого-воина, и камень является то ли его надгробьем, то ли просто отмечает его место гибели). Набрав воды из родника, можно оригинально завершить прогулку по Коломенскому, прокатившись на речном трамвайчике от пристани, в этом сезоне предлагается аж 2 прогулочных маршрута.
Удачных вам прогулок по Москве!
ПС Сейчас в Коломенском возводится дворец Алексея Михайловича - в натуральную величину.