Если вы не против, добавлю немного моих впечатлений от посещения музея футбола ФИФА.
Его адрес - Seestrasse 27. От железнодорожного вокзала ехать на трамваях 6, 7, до остановки Bahnhof Enge. Стоимость входного билета CHF 24. Интересное наблюдение: у входа стояли какие-то мальчишки и били по мячу, не давая ему упасть на землю. Наверное, здесь место встреч любителей футбола. В музее я также видел организованные группы школьников.
Музей начинается со стенда с образцами формы всех национальных сборных, входящих в организацию. Футболки 211 команд разложены не по алфавиту, а по цветам, а российская форма представлена в красном цвете. Здесь же галерея об истории организации, указаны даты вступления в ФИФА национальных союзов, в том числе СССР и России.
Далее посетители проходят на этаж ниже, основной зал которого посвящен истории чемпионатов мира. Можно посмотреть призы, которые вручали победителям. «Золотая богиня» (копия, она украдена), и современный кубок (главный экспонат музея, подлинник, вручается команде-чемпиону).
Потом мы прошли в кинозал, где увидели специальный 10-минутный документальный фильм. Экран большой, с углом обзора 180 градусов, что усиливает эффект присутствия. Фильм действительно трогает, здесь собраны те моменты, которые сформировали историю мирового футбола, ради которых люди едут на другие континенты, из-за которых льют слезы болельщики.
После этого мы сели на лифт и поднялись на третий этаж, который удивил меня автоматами для игры в пинбол огромных размеров. Здесь играют с настоящими футбольными мячами. Дети могут порисовать здесь и объясниться в любви своей любимой сборной.
И конечно же, в музее есть спортивный бар с большими жидкокристаллическими экранами, на которых постоянно транслируются спортивные состязания. Магазин сувениров, в нем в том числе продаются бутсы и футболки с автографами известных игроков.
Идея создания музея принадлежала бывшему президенту ФИФА Йозефу Блаттеру, а Джанни Инфантино поддержал и воплотил задумку в жизнь. На строительство потратили 140 миллионов швейцарских франков. Организаторы рассчитывали окупить столь масштабные затраты за счет высокой посещаемости – около 250 тысяч человек в год. Но по факту пространство в три этажа и площадью 3000 квадратных метров за год посетили лишь 132 тысячи. По итогам первого года эксплуатации убытки составили 30 миллионов швейцарских франков. Выскажу очевидное мнение – болельщикам музей будет интересен, а всем остальным – вряд ли.