***
Музей под открытым небом Гёреме, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - это расположенный на небольшом участке комплекс вырезанных в скалах пещерных христианских церквей и монастырей, датируемых 10-12 веками, в большинстве которых сохранились "родные" (по крайней мере, местные служители в один голос уверяют, что это оригиналы. Правда, не исключаю, что их должности обязывают так говорить ) фрески.
Вход в Музей платный, а стоимость посещения вполне соответствует юнесковскому статусу - 30 лир (примерно около 500 рублей), что по турецким масштабам недёшево, но в сравнении с европейскими расценками недорого. Надо быть готовыми к тому, что народа будет очень много: туристических автобусов сюда приезжает ещё больше, чем в подземные города. Поэтому лучше всего сразу попытаться "поймать волну" и пристроиться где-то между идущих друг за другом (какой-никакой интервал, а будет) групп.
Территория Музея довольно небольшая, церкви расположены кучно, практически одна рядом с другой, так что на полный осмотр вряд ли уйдёт больше часа (если, конечно, не рассматривать досконально каждую фреску, для чего надо быть очень большим любителем этого жанра). Интерес представляют преимущественно интерьеры: внешне многие церкви представляют собой просто отверстия, ведущие внутрь скалы (как на фото ниже), и только несколько имеют простенькие "фасады".
Поэтому я сразу решил, чтобы потом отделить одну церковь от другой, перемежать их фотографиями панорам самого Музея и его окрестностей. Ну а поскольку я вряд ли смогу установить названия каждой церкви (честно говоря, даже и стараться не буду, подозревая, что для подавляющего большинства это, скажем честно, не так уж и важно), то именно так я и построю иллюстративно свой рассказ о Музее под открытым небом: интерьеры - внешние виды - снова интерьеры - и так далее. И если при этом какие-то церкви смогу идентифицировать по именам, то их, естественно, скрывать тоже не буду.
Вообще говоря, снимать внутри большинства церквей запрещается, так что, каюсь, мои фотографии - это самая что ни на есть "контрабанда" , в чём я искренне признаюсь, но в качестве смягчающего обстоятельства прошу учесть, что при этом я не нанёс никому никакого ущерба, даже фрескам, поскольку все фото были сделаны без вспышки .
Начну я с часовни св. Василия, посвящённой, по всей видимости, одному из так называемых Великих каппадокийцев – жившему в 4 веке Святому Отцу Василию Великому. Её "визитная карточка" - фреска, изображающая Георгия-Победоносца.
Кстати, эти фотографии можно назвать "условно легальными". Когда предыдущая группа китайцев (простите, туристов) вышла из церкви, а другая ещё не зашла, местный смотритель (внутри каждой "фресочной" церкви бдит свой служитель) сказал что-то вроде "снимай, пока никого нет". Не знаю, чем была вызвана такая щедрость; будь то Египет, вопрос бы однозначно стоял о бакшише. А здесь - кто его знает...
Одним из самых известных храмов гёремского Музея является обильно украшенная фресками Яблочная церковь (Церковь Яблока) 11 века. История возникновения столь необычного названия канула в глубины веков: по одной версии, перед её входом когда-то росли яблони, по другой - из-за красного шара в руке Архангела Михаила на одной из фресок.
Честно говоря, с трудом верится, что фрески оригинальные... Или местный климат действительно настолько способствует их сохранности?