Киргизия замаячила в планах пару лет назад, когда я натолкнулась в сети на небольшой рассказ с неплохими фотографиями необычных ландшафтов (так у нас обычно и рождаются идеи путешествий). Но, кроме манящих пейзажей ничего больше не вырисовывалось и поездка казалась малореальной. Однако «горная Киргизия», как заноза засела в голове, и я продолжала просматривать ветку рассказов по Средней Азии на Винском. И вот, натыкаюсь на подробнейший отчет с великолепными фото – один минус, компания ездила на попутках и такси – не наш формат! Возникает мысль – а как обстоит дело в Киризии с арендой машин? Оказывается, всё не так и плохо! Не Европа конечно, но конторы, предоставляющие такие услуги, существуют, цены вполне себе приемлемые и выбор кое-какой есть – значит, главный вопрос решен и можно приступать к подробному планированию! К тому же выяснилось, что друзья готовы составить нам компанию, что позволяет более гибко подойти к логистике маршрута (второй водитель – реальная подмога на длинных переездах). Всё остальное – обычная рутина – оргвопросы, построение маршрута, изучение местных особенностей…
В целом нарисовался хороший план двухнедельной поездки, который включал в себя небольшой трехдневный трек в предгорьях Тянь-Шаня.
Киргизия находится на территории с бурной древней историей – скифы, всякие ханства и каганаты, владычество Караханидов, Каракитайское царство, монгольское иго и т.д. и т.п. Интересно, что именно в этих краях в 751 году произошла знаменитая Таласская битва между арабами и китайцами. Ее исход решили карлуки – кочевое племя, пришедшее с Алтая. Они были союзниками китайцев, но в разгар битвы предали их и ударили в тыл. Арабы победили, навсегда изгнали китайцев из Средней Азии. Впрочем, последователям Мухаммеда это не очень помогло – их наступление на восток тоже захлебнулось. Версии о появлении собственно киргизов на этих землях не до конца подтверждены. Самая распространенная из них говорит о том, что киргизы пришли сюда с верховий Енисея.
Как, наверное, всем известно, киргизы – кочевники, не строившие городов, однако до нынешних времен сохранившие традиции, язык и собственную эпическую литературу. Самое известное произведение – эпос «Манас», насчитывающий полмиллиона строк и считающийся одним из самых длинных поэтических произведений в мире. Уникальность «Манаса» в том, что киргизы, не имевшие письменности, передавали эпос из уст в уста. «Манас» исполняли специальные сказители – манасчи.
История религий в Киргизии тоже очень разнообразна - здесь сосуществовали такие экзотические религии, как зороастризм, несторианство, манихейство, среди которых более привычные буддизм и ислам. Сегодня там распространен ислам суннитского толка – почти в каждом городе или поселке можно увидеть мечеть, хотя в целом население не особенно религиозно.
Исторических архитектурных памятников на территории практически не сохранилось, только небольшой комплекс времен Караханидов (середина XIв) в Узгене – минарет и три мавзолея. Свидетелями древних эпох являются только петроглифы, которые по-киргизски называются - саймалуу-таш ("расшитые камни"). Их количество на киргизских землях велико, масштаб и возраст совершенно разный, большая часть - бронзового века, от 5 до 3 тысяч лет назад. Вот так в двух словах можно описать культурную составляющую отдыха в Киргизии.
Если кто-то заинтересовался загадочной историей этого региона, советую почитать интереснейшую статью в Livejournal - http://varandej.livejournal.com/641732.html
Для отчета также использовался путеводитель «Средняя Азия» и разнообразная информация из Интернета.
Основной источник дохода от туризма в Киргизии – это Иссык-Куль. Большинство людей приезжает в страну только ради него. Но в последнее время все больший размах приобретает горный туризм, что в общем-то совсем не странно - горы занимают ¾ киргизской территории. Тянь-шаньские хребты на северо-востоке плавно перетекают в горы Памиро-Алая, расположенные вдоль южной границы страны. Наивысшие точки Киргизии – пик Победы (7439м), пик Ленина (7134м) и пик Хан-Тенгри (7010м).
Как обычно, я постаралась проложить маршрут так, чтобы увидеть природные красоты по максимуму:
Поскольку мы были ограничены ровно 14-ю днями (прямые рейсы их Питера раз в неделю), темп путешествия получился довольно высокий.
План поездки по дням:
27.08.15 (общий пробег ~115км)
прилет в Бишкек в 05.25 утра. Поездка в заповедник Ала-Арча. (туда/обратно 62 км)
Ночь в отеле Rich Hotel (60$) booking.com
28.08.15 (общий пробег ~570км)
Бишкек - Джелал-Абад. По дороге виды на Токтогульское водохранилище
Ночь в отеле Тянь-Шань (3900 сом)
29.08.15 (общий пробег ~320км)
Джелал-Абад – Сары-Могол. По дороге Алайская долина
Ночевка в гостевом доме в Сары-Могол (1600 сом с ужином)
30.08.15 (общий пробег ~250км)
Сары- Могол - Ош. Горное озеро Тулпар-Кол
Ночь в гостевом доме «5-я Авеню» (40$) booking.com
31.08.15 (общий пробег ~460км)
Ош – горное озеро Сон-Куль.
Ночевка в юрте (1600 сом с ужином)
01.09.15 (общий пробег ~275км)
Сон-Куль – Каджи-Сай (Иссык-Куль)
Ночь в Арт-отеле Аль-Хаят (2400 сом * 5 суток)
02.09.15 (общий пробег ~155км)
Каджи-Сай (Иссык-Куль) - ущелье Сказка и соленое озеро Тузкёль
03.09.15 (общий пробег ~200км)
Каджи-Сай (Иссык-Куль) - ущелье Джуука
04.09.15 (общий пробег ~290км)
Каджи-Сай (Иссык-Куль) - ущелье Барскоон
05.09.15 (общий пробег ~185км)
Каджи-Сай - Каракол 120 км. По дороге ущелье Джеты-Огуз
Ночь в отеле Green Yard (61$) booking.com
06.09.15 – 08.09.15 – трек к горному озеру Ала-Куль
09.09.15 (общий пробег ~400км)
Каракол-Бишкек. В 18.00 вылет в СПб.
Итоговые цифры и расходы:
Пробег ~3270км
Аренда машины – 110$ * 14 = 1540$ (+ залог 500$)
Сопровождение по треку – 250$
Общие траты примерно:
расходы на бензин ~24000сом, ночевки ~35000сом (на двоих) и еда и др.мелочи ~20000сом
(1сом ~ 0,95 руб.)