Галерея "Вивьен" плавно перетекает в своего соседа и извечного конкурента – пассаж «Кольбер». Но мне в этом году тотально не везет – что в Риме, что в Париже масса мест на реставрации, в том числе и этот пассаж, так что в него я не попала, попробую в другой раз.
Зато практически напротив – два крошечных, длинной буквально в пару метров, пассажа: пассаж «Божоле» и пассаж «Двух павильонов», пройдя через которые можно оказаться в Пале-Рояле и спокойно передохнуть в тишайшем саду, медитируя на фонтан и зимние розы.
Заодно можно и пофантазировать на тему былой популярности парижских пассажей. Примерно как-то так: ранние дождливые сумерки, мокро и холодно, а в пассажах заманчиво светятся витрины, завлекающие праздного фланера – шикарные магазины, парикмахерские, кафе и рестораны, театры предлагают развлечения одно лучше другого. Ну а если настроение игривое и фривольное – можно и с дамой приятной во всех отношениях время провести. Из-за этих-то красоток, зарабатывающих на хлеб и на шпильки собственным телом, и ополчились вскорости парижане на пассажи – дескать, приличному человеку и зайти туда не с руки, вокруг один сплошной бордель. Пришлось городским властям наводить порядок и жестоко пресекать беспорядки и безобразия. Сейчас-то пассажи – одно из самых тихих и малолюдных мест Парижа, круглогодично набитого туристами под завязку, чем и прекрасны.
А потом обойти Пале-Рояль, через пассаж Двух павильонов снова выйти на рю Пти-Шан, к пассажу «Шуазель» - одному из старейших пассажей города.
Сегодня это самый обычный, ничем не примечательный, пассаж с не самыми выдающимися магазинами. Но в свое время пассаж Шуазель был центром литературной жизни Парижа, здесь любили собираться писатели и издатели. Именно про этот пассаж и его обитателей писал Луи Селин в романе «Смерть в кредит». Кстати, именно после этой поездки я узнала про такого писателя и перечитала все, что у нас перевели. К прочтению рекомендовать не могу, но очень интересно читать и понимать где происходит действие романа.
Пройдя его из конца в конец и обратно, возвращаюсь обратно на рю Пти-Шан и снова мимо Пале-Рояля иду в пассаж «Веро-Дода».
Если верить путеводителям, Веро-Дода считается самым аристократическим пассажем – видимо благодаря расписным потолкам в стиле классицизма и преклонному возрасту, а так же тому, что вся галерея выдержана в едином стиле. А меж тем галерею эту открыли в 1826 два торговца свининой. В те времена именно от этого пассажа отправлялись междугородние конные дилижансы, что очень благоприятного влияло на бизнес. Но прогресс в виде развития сети железных дорог очень быстро свел на нет процветающее предприятие, а роскошные интерьеры остались. Правда на мой вкус галерея Вивьен аристократичнее, но я пристрастна.