Это была наша первая с Феликсом совместная поездка в Россию . Семнадцать лет лет спустя... чуть меньше восьми лет тому назад ... Так уж получалось, что ездили мы в Россию порознь. Он - к своим в Мурманск, а я к своим, в Куйбышев. А тут мы решили поехать вместе. Неделя - Ленинград , к тому времени поменявший свое привычное имя на на Санкт Петербург и неделя - Москва.
- Что ты хочешь?- спросил мой муж перед отъездом.
- Давай поедем на Валаам. Я не была там ни разу...
Мы купили тур на 3 дня , хотя на самом деле там был только один полный день и 2 ночи плавание туда - сюда.
Наверное, правильнее было бы взять более продолжительный круиз и переночивать хотя бы одну ночь на острове, чтобы почуствовать это место изнутри, но мы этого не сделали.
Каюта на корабле с громким именем - Святая Русь, была чистой и уютной. Мы отплыли от Утиной заводи вечером, незадолго до захода солнца.
Санкт- Петербург уплывал. Мы входили в открытое пространство Ладожского озера.
После ужина просидели на палубе до темноты, и дождались, когда облака закрыли не только луну , но и звезды.
Ночью я проснулась и увидела в окне очертания Шлиссербургсой крепости. Хотела сфотогрвфировать , но ничего не вышло.
На следущее утро проснулись рано, позавтракали и накрывшись пледами, устроились на палубе. В ранние часы было очень холодно. Любовались синими, прозрачными водами Ладоги, проплывая мимо бесчисленных, безлюдных островов, покрытых соснами .
Иногда нам встречались такие же, как и мы, прогулочные катера и рыбацкие лодки. Всю дорогу нас сопровождали чайки и альбатросы.
А вот и показался Валаам.
Первое впечатление? Женщины. Огромное количество женщин всех возрастов, начиная от тоненьких юных девчушек до престарелых старух в платках и длинных платьях. Верующие. православные... В 1990 я уезжала из другой страны....
Разнотравье. Мои любимые колокольчики, ромашки, гадать не перегадать..... и ягоды.
Не так и много мне не хватало в Израиле, который я приняла и полюбила с первого дня. Могил родителей, близких, оставшихся в родном городе, нескольких друзей , которых не забыть и не заменить, осенних листьев парка ... и июньской лесной земляники...
Я очень не люблю организованные экскурсии и в любой группе всегда стараюсь немного остраниться . Мы шли вроде со всеми вместе, но и сами по себе. Я и раньше довольно много читала о Валааме , знала, что эта финская территория, захваченная СССР в 39 году , что часть монахов, проживавших на острове, погибла во время бомбежки, а часть - спаслась и бежала в Финляндию.
Что туда долгие годы, начиная с конца 40-х свозили инвалидов - фронтовиков со всего Советского Союза. Еще их называли "самоварами". Большинство из них были одинокими людьми без рук и без ног.
Когда я была маленькой девочкой, то в соседнем дворе, на Свердлова 39. жил один такой, дядя Коля. Он ездил на самодельной деревянной тележке, сантиметров 70 в длину, с большими подшибниками. У него была два пальца на левой руке. Он держал в ней деревянный брусок и отталкивался им . Мы были совсем маленькими и боялись не только говорить, но даже и подходить к нему. А потом он куда то исчез. Это было до школы и я забыла его.
В конце 80-х, в "Огоньке" Коротича появилась огромная статья о "самоварах ". В ней былы душераздирающие рисунки с портретами этих людей.
И я вспомнила дядю Колю. Вспомнила разговор мамы с ее сестрой о том, что куда то пропали все инвалиды. Наверное их увезли...
Мы не видели ни одного из них . Да были ли ли они живы в 2008? Вряд ли...Если и да, то они не разъезжали по острову. И когда я спросила о них гида, то он ответил очень односложно и быстро ушел от этой темы.
Во второй половине дня мы отправились на катере в Монастырскую бухту.
Хpам Свято-Никольского скита находился на маленьком одноименном острове и был виден с воды издалека. Он был построен на средства купца Николая в Солодовникова в 1853 году архитектором Горностаевым. Николаевский скит - уединённое жилище отшельников, но он открыт для паломников. Сюда можно добраться по узким мостикам, ведущим от острова к острову или - традиционно - по воде на катере.
Мы входим в Преображенский собор. Двухэтажный красавец высотой в 43 метра с 72-метровой колокольней . Он построен архитектором Горностаевым и сочетает в себе черты византийского и русского стиля
Под этими сводами небольшая женская группа пела стихирь .
Мы остановились и заслушались. Выделялась одна немного скособоченная немолодая девушка, лет 35, явно не замужнего вида, в платке, с косой и с высоким, пронзительным голосом.
Под этими окнами мы разговорились с молодым послушником.
Феликс обменялся с ним адресами. Пару лет они переписывался друг с другом. Потом переписка заглохла. Не помню ни имени его, ничего...
Мы прошли к кладбищу. Мне трудно объяснить, но с юных лет я любила разглядываить надгробия, представлять за короткими надписями людей и их судьбы.
Только потом я узнала. что где-то здесь были захоронены тысячи калек и памятники им так и не поставили. Есть единичные обелиски, с именами на прибитых табличках. К ним практически никто не приезжает и за этой частью кладбища не ухаживают.
Но больше меня всегда интересовали живые и мы с интересом разглядывали бытовые сценки. Улочка, состоящая из совершенно обветшалых, нежилых домов .
- Неужели такое еще есть? - спросила моя родственница, увидев эту фотографию.
Монаха, заготавливающего дрова,
Троицу ( это моя любимая фотография из Валаама ).
Интересно было бы подслушать их разговор. Они обсуждали богословские вопросы или...что то другое. Я сразу вспомнила "Трех мушкетеров." Арамиса, и двусмысленное название его богословской диссертации.. "Некоторое сожаление приличествует тому, кто приносит жертву господу".
Природа, лес Валаама - щемяще красивы и живописны. Особенно, для меня, прожившей все детство среди соснового леса.
Перед возвращением домой мы задержались у сувенирных ларьков. Ложки, плошки, береста. Все знакомо с детства. Купила несколько сувениров с собой, в Израиль.
В памяти от этой поездки у меня осталcя терпкий запах сосны, деревянные мостки, по которым мы шли осторожно, боясь оступиться , раздолье, обрывистые берега и саднящие ощущение от недавней страшной истории этого места.
И природная красота...
Никоновская бухта
Иегуменское озеро.
Мы возвращались и опять все повторилось, чайки, закат
и раннее утро просыпающегося Ленинграда.
...............
Несколько слов об истории Валаама
Архипелаг в разные годы принадлежал разным государствам. С начала первого тысячелетия там жили предки современный карел, и один из первых источников, упоминающих эти народы - книги Баварского Анонима (VIII век). Потом эта земля принадлежала Киевской Руси, позднее Новгородской республике. До 18 века - это была шведская территория. После Северной войны - русская, затем финская, и начиная с 1939 года Валаам вновь был присоединен к СССР.
Валаа́м (карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля») — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположен посёлок Валаам, входящий в Сортавальское городское поселение и Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.
По одной из двух концепций возникновения монастыря двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными.
Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке,
Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год.
В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор со Швецией.
В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи.
После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему сохранился, и обитель стала лютеранской церковью .
Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий, и часть уцелевших монахов бежала . Они осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми и основали Ново-Валаамский монастырь.
Монастырь, оказавшийся на территории СССР, был закрыт в течение 49 лет. ( С 1940 до 1989 гг.) .Осенью 1940 года на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, членский состав которой в 1941 году отправился на оборону Ленинграда. Вскоре после войны там было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена метеостанция
В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда помещались инвалиды войны с материка, в том числе из Ленинграда
13 декабря 1989 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров ступили шесть монахов, ознаменовав начало возрождения Валаамской обители. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов.
Немного цифр. Демография.
1959г.............1970 г............1979г..............1989г.
1351ч............ 1132ч..............937ч.................487ч</blockquote>
Когда я писала этот пост, я перечитала очень много разной литературы о Валааме.
В наши дни, по мнению журналиста Аркадия Бейненсона, церковь всячески пытается забыть страницы Валаамского монастыря, которые связаны с лагерем . Объяснение экскурсовода на острове данное журналисту было следующим: «инвалиды — наказание это, за то, что храмы разрушили, за то, что бомбили монастырь в Финскую войну. По словам директора Валаамского природного музея-заповедника: «К сожалению, все захоронения на кладбище практически утрачены. На сегодняшний день визуально они не просматриваются. Нет точных указаний о месте захоронения того или иного инвалида». Фельдшер Любовь Щеглакова занимается восстановлением фамилий ветеранов, которые были сосланы и погибли на острове. Данных, куда пропали награды и наградные книги — не сохранилось.
Двумя фразами, как это не прискорбно , никому эти люди не были нужны. Увезли их с глаз долой, на отдаленный остров, туда, где средне - июльская температура не превышает 17 градусов..
Если вы хотите почитать о Валаамском Доме инвалидов, правильнее сказать, о лагере инвалидов Великой Отечественной войны, то я адресую вас к Юрию Нагибину. Повесть Богояр.
http://www.lib.ru/PROZA/NAGIBIN/bogoyar.txt
Юрий Нагибин. Бунташный остров.
http://mreadz.com/new/index.php?id=341499
Только предупреждаю, очень тяжелое чтение.
Отредактировано Norkin (2015-05-07 15:49:29)