Виды шикарные
Но, по жестким теням и слепящему свету - ощущение очень злого солнца.
Израиль. Ноябрь 2013
Сообщений 11 страница 20 из 28
Поделиться112014-08-08 19:55:46
Поделиться122014-08-11 00:01:27
Покинув берега Мертвого моря, я отправился в Иерусалим.
В Иерусалиме я поселился в старом городе, в арабской части, найдя там недорогой отель. Это было не самое лучшее решение. Я рассчитывал на вечерние прогулки по старому городу, ну как в Венеции, или в Сиене, но оказалось, Иерусалим это совсем иное, Иерусалим не слишком располагает к вечерним романтическим гуляниям. Это город не романтический и, вообще, не туристический, в общепринятом смысле. Если приехать сюда расслабленным туристом, то вам здесь будет неуютно. Иерусалим – город, который требует напряжения чувств. Наверно это естественно для места, где сталкиваются энергии трех религий, ты буквально кожей ощущаешь электричество, разлитое в воздухе, которое не позволяет оставаться спокойным и расслабленным.
Если же отвлечься (уж простите за тавтологию) от отвлеченных материй, то Иерусалим – город очень тесный, здесь я узнал, что уличные пробки могут состоять не только из машин, но и из людей. Ну а романтическими ночные прогулки здесь быть не могут потому, что нет ничего романтичного в мрачных, пустых коридорах, коими предстают городские улицы по ночам.
К достоинствам отеля, в котором я поселился, можно отнести веранду на верхнем этаже, с которой открываются вот такие виды.
Армянская католическая церковь Богоматери Великомученницы.
Посмотрев на город с высоты, самое время отправиться его осматривать.
К Храму Гроба Господня можно попасть двумя путями – войти во двор с улицы Святой Елены, или с улицы Бейт ХаБад подняться по лестнице, что рядом с коптской церковью, прямо на крышу капеллы Св. Елены – одной из частей большого храма.
Можно сказать, что вы уже на крыше Храма Гроба Господня. На крыше было довольно оживленно. Киногруппа снимала какой-то фильм, судя по всему, библейской тематики. Человек, взобравшись на купол капеллы, держал удочку с нацепленным на нее белым полотнищем, женщина с воздушной пушкой пыталась заставить полотнище красиво развеваться на ветру, оператор снимал.
Кто-то решал вопросы.
Кто-то делал селфи.
На крыше можно увидеть остатки монастыря времен крестоносцев, в которых ныне ютятся кельи эфиопских монахов, вытесненных сюда в 1660 году.
С крыши, спустившись по древним, темным лестницам, через эфиопскую церковь, можно выйти прямо во двор Храма Гроба Господня.
Храм являет собой довольно сложный архитектурный комплекс, включающий Голгофу, ротонду, накрытую куполом, в которой находится Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, соборный храм (Кафоликон), состоящий из нефа, окруженного деамбулаторием. К храму, в восточной его части, примыкают Храм Святой Елены и Храм Обретения Животворящего креста. Кроме того на территории храма расположено несколько монастырей и множество часовен и вспомогательных помещений.
Храм в его нынешнем виде был построен крестоносцами в XII веке в романском стиле на месте старого здания, сильно поврежденного в результате антихристианских гонений, развязанных в 1009 году. Крестоносцы не стали вносить изменения в западную часть храма, сохранив планировку ротонды, восходящую еще ко временам Константина Великого, а на месте полностью разрушенной базилики был построен Кафоликон. Кроме того была построена колокольня.
Лестница под правым окном называется Недвижимой. Когда она появилась и с какой целью была установлена – неизвестно. Ныне ее нахождение на своем месте символизирует соблюдение соглашения между конфессиями, которые владеют храмом, не производить никаких изменений в храме без общего согласия. Конфессий насчитывается шесть - Католическая церковь, Греческая православная церковь, Армянская апостольская церковь, Сирийская православная церковь, Эфиопская православная церковь и Коптская православная церковь. Межконфессиональные разногласия при такой скученности неизбежны, иногда доходит до рукоприкладства.
Одна из колонн левого пилона расколота. Она носит название Колонна Святого Огня. Вот что говорит предание: «Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей, из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь».
Прямо напротив входа находится Камень помазания. Традиция утверждает, что на этом месте Тело Христа было приготовлено к погребению.
Повернув налево, мы сразу попадаем в ротонду, под куполом которой стоит Часовня Гроба Господня. Чтобы в нее попасть нужно отстоять очередь, закручивающуюся вокруг часовни. Стоять часа полтора-два. Если возле Кувуклии проводится богослужение, то на время его проведения доступ в нее прекращается. Сама Кувуклия состоит из двух частей. Сначала несколько человек запускают в придел Ангела (это то место, где зажигается Благодатный огонь), затем по одному-двое в Пещеру Гроба Господня. Это небольшая камера, справа - каменное погребальное ложе, покрытое мраморной плитой. Плиту установили в 1555 году, дабы воспрепятствовать богомольцам растащить реликвию по кусочкам. Нынешний вид Кувуклия обрела в 1810 году. В 1927 году она сильно пострадала при землетрясении и была укреплена стальными швеллерами и стяжками. Они так до сих пор и стоят.
Своды и купол Кафоликона.
Надо сказать, что Храм Гроба Господня – место весьма суетное. Толпы народа – паломники, туристы, попы и монахи снуют туда-сюда. Но главная напасть это страсть народа к тому, что сейчас называется «е…шить луки». Пых-пых, каждый старается запечатлеть себя на фоне гробницы, в очереди какая-то тетка из Польши пыхнула мне прямо в глаза, несколько минут промаргивался. Даже в Пещере, когда вот, перед тобой место, где лежал Бог, есть несколько мгновений попытаться почувствовать что-то важное, то, что ни в каком другом месте не испытаешь, пара, вошедшая сразу за мной, первым делом «зае…шила лук». В общем, проникнуться святостью места тому, кто лишь жаждет веры, или в вере некрепкому довольно сложно.
Сразу при входе, с правой стороны находится лестница, ведущая на Голгофу. Вернее, лестницы две: одна ведет к католическому приделу, другая к православному приделу Храма Голгофы. Под православным престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Чтобы приблизиться к этому месту, полагается опуститься на колени и пройти так пару метров. Можно просунуть руку в отверстие и потрогать голгофский камень на ощупь. Тут очередь покороче, я стоял где-то с полчаса.
Часть Голгофы, видимая из деамбулатория.
Северная часть храма, здесь народу поменьше.
Продолжение следует.
Отредактировано штихмус (2014-08-11 00:03:13)
Поделиться132014-08-12 21:24:33
Теперь отправимся к Западной стене, она же Стена Плача.
Чтобы попасть на площадь перед стеной нужно пройти через один из пунктов досмотра, коих насчитывается, если не ошибаюсь, три. Нужно пройти через рамку, сумки пропускают через интроскоп, все почти как в аэропорту. После прохождения пункта досмотра попадаем обширную площадь.
Пространство возле стены, являющееся большой синагогой под открытым небом, отделено от остальной площади оградой.
Входящий в огражденное пространство, должен надеть на голову кипу, которую можно взять на входе. Ее, вроде бы, полагается возвращать, но, каюсь, прихватил кипу на память.
Религиозные ортодоксы производят неоднозначное впечатление: вроде бы, такие отрешенные от всего на свете, но, в то же время, не без хитрожопости – на лестницах, что спускаются к площади, бегают за прохожими, пытаются повязать им на руку нитку, ну прямо как цыганы возле Миланского собора. Один отрешенного вида юноша в огромных очках три раза атаковал меня, насилу отбился.
Возле стены довелось наблюдать обряд бар-мицва. Когда юноша достигает возраста 13 лет, он считается совершеннолетним и ответственным за свои поступки, и становится бар-мицва. Обряд веселый и жизнерадостный. Раскинув над мальчиком нечто вроде балдахина, веселая процессия, под веселую музыку, песни и танцы следует к Стене. Там юноше вручают предмет - не знаю, как называется - являющийся футляром для свитков с Торой. Он с этим предметом дефилирует по площади.
Периодически футляр открывают, для чтения отрывков из Торы.
Кунаки водят вокруг виновника торжества хороводы.
В общем, все выглядит все весьма жизнерадостно.
Слева от Стены можно увидеть проход, который называется Аркой Уилсона. Она была обнаружена в 1864 году Чарльзом Уильямом Уилсоном, именем которого и была названа. На этом месте когда-то находился мост, ведущий из города в Храм. Пространство за аркой ныне используется в качестве синагоги.
Ковчег Торы, способный вместить 100 ее свитков.
Пока я рассматривал интерьер, меня поманил человек в белом покрывале с черными полосами, в таком же, как тот дедушка с авоськой на одной из картинок выше. Я понял, что если пойду за ним, то лишусь некоторой суммы денег. Однако любопытство пересилило – в конце концов, не ограбят же меня, ну немного разведут. Человек завел меня за колонну, спросил, как меня зовут, после чего возложил мне руки на голову что-то начал бормотать. Потом спросил, как зовут моих родителей. Я ответил, он спросил: «Русский?». Я кивнул. Тут он слегка замешкался на мгновение, но тотчас продолжил обряд. Закончив, он выразительно на меня посмотрел, я вынул из кошелька тридцатку. Он еще более выразительно посмотрел на меня: «Ха-Котель – сто». Мне нечего было ему возразить.
Интересно сходить к стене вечером в пятницу, посмотреть, как евреи встречают наступление шабата. Все проходит довольновесело, с песнями, с танцами. Все балконы, выходящие на площадь, тоже оккупированы молящимися и поющими людьми.
Поделиться142014-08-13 09:16:34
Слева от Стены можно увидеть проход, который называется Аркой Уилсона
Ковчег Торы, способный вместить 100 ее свитков
Ой, а я этого не видела! Вероятно, туда проход только с мужской стороны?
Поделиться152014-08-13 09:26:34
Вероятно, туда проход только с мужской стороны?
нет, мы в эту арку вдвоем с мужем проходили.
Поделиться162014-08-13 15:02:04
нет, мы в эту арку вдвоем с мужем проходили
Юля, спасибо. Значит, моя недоработка. А то я уже хотела мужу "поставить на вид".
Поделиться172014-08-19 19:54:08
Рядом со Стеной Плача находится вход на Храмовую гору – Ворота Мавров. Вообще-то, на гору ведут девять ворот, но только в эти разрешено входить немусульманам. Покинуть же Храмовую гору можно через любые. Открыты Ворота Мавров с 7.30 до 10.00 (летом 11.00), и еще на час после полудня. Очередь длинная, растягивается до Мусорных ворот, движется очень медленно. Приходить лучше за час до открытия, если придете к открытию, не факт, что попадете, а если пришли через полчаса после него, то вы пролетели.
Неподалеку от входа располагается мечеть Аль-Акса. Это третья святыня ислама после Каабы и мечети Пророка в Медине. Согласно легенде именно сюда однажды ночью Пророк был перенесен из Мекки, чтобы встретить здесь Авраама, Моисея и Иисуса, а затем быть вознесенным на небеса. Построена в начале VIII века.
Попробовал подойти поближе к входу, тут же возник какой-то мужик и замахал на меня руками - кыш, мол, неверный.
Главным украшением Храмовой горы, да, пожалуй, и всего Иерусалима является Мечеть Купола Скалы, она же Ку́ббат ас-Са́хра, стоящая на широкой платформе, возвышающейся над общим уровнем горы . Она, воистину, прекрасна. Ну а разве не заслуживает столь прекрасного обрамления краеугольный камень мироздания, с которого Господь начал сотворение мира? На этом месте находилась Святая Святых иерусалимского Храма, в которой находился Ковчег Завета. С этого места Пророк вознесся на небо, чтобы получить от Аллаха мусульманский завет.
Мечеть была построена в 687-691 гг. Изразцами она была покрыта в XVI веке, в правление султана Сулеймана Великолепного. В 1993 году был отреставрирован купол, для чего было использовано 80 кг. золота, которое было пожертвовано королем Иордании Хуссейном, для этого ему пришлось продать один из своих лондонских домов.
Рядом с Куполом Скалы стоит небольшое сооружение, именуемое Купол Цепи. Это не мечеть, но используется в качестве молитвенного дома. О времени постройки и назначении этого сооружения идут споры. Большинство историков относят ее к концу VII века. Название восходит к древней легенде, согласно которой царь Соломон повесил золотую цепь, которая помогала ему вершить суд. Праведник мог коснуться этой цепи, но когда к ней руку протягивал лжесвидетель, цепь отклонялась в сторону. Однажды некто одолжил двести денариев, но не захотел их отдавать. Тогда он придумал хитрый трюк - расплавил монеты и залил их в трость. Придя на суд, он попросил заимодавца подержать трость на время своего выступления, потом поклялся, что вернул деньги, подошел к цепи и ее коснулся. Заимодавец вернул трость, побожился, что денег не получал, и тоже коснулся цепи. Все пришли в недоумение…и тут цепь исчезла. Согласно исламской традиции, цепь снова возникнет на этом месте в Судный день, и с ее помощью будут отделять праведников от грешников.
Лестницы, ведущие на платформу, на которой стоит Купол Скалы украшены арками. Это наследие эпохи мамлюкского владычества, длившегося с XIII по XVI век.
Один из колодцев, расположенных рядом с Куполом.
Фонтан султана Каит-бея, построенный в 1482 году.
Медресе Оттомания 1437 года постройки. Оно примыкает к Западной стене.
Хлопковые ворота, или Ворота торговцем хлопком. Это тоже наследие мамлюкской эпохи. Они построены в 1336–37 гг. эмиром Танкизом во времена мамлюкского султана Ибн Калауна. Через них я и покинул Храмовую гору.
Пройдя хлопковые ворота, мы оказываемся в огромном сводчатом сооружении длиной более ста метров. Это Хлопковый рынок. Улица была проложена еще крестоносцами. Мамлюки накрыли все пространство сводом и пробили ворота на Храмовую гору.
Улицы рядом с Хлопковым рынком.
Поделиться182014-08-20 15:39:55
Очередь длинная, растягивается до Мусорных ворот, движется очень медленно. Приходить лучше за час до открытия, если придете к открытию, не факт, что попадете, а если пришли через полчаса после него, то вы пролетели.
о как! времена меняются! мы попали вообще без всяких заморок - приехали на несколько часов из Тель-Авива и без всяких очередей зашли.
Поделиться192014-08-20 17:43:23
вход на Храмовую гору – Ворота Мавров. Вообще-то, на гору ведут девять ворот, но только в эти разрешено входить немусульманам. Покинуть же Храмовую гору можно через любые. Открыты Ворота Мавров с 7.30 до 10.00 (летом 11.00), и еще на час после полудня.
Добавлю - в пятницу, субботу и мусульманские праздники вход закрыт!
(Вот тут мы "попали". В том смысле, что на Храмовую гору не попали, т.к. приехали в Иерусалим в четверг вечером, а уехали в воскресенье рано утром. )
Поделиться202014-08-20 21:10:52
Шикарный рассказ. Беру на заметку.