С улицы Путна, из Арт-центра Шагала, мы отправляемся на другой берег реки на улицу Покровская, в дом-музей Шагала. Расстояния в Витебске большие. И хотя с того берега реки, где Арт-центр, можно разглядеть высокое здание элеватора на Покровской улице, пешком идти довольно далеко. Мы доехали на машине, но, конечно, можно воспользоваться и городским транспортом.
Раньше улица Покровская носила имя Дзержинского. Изменения названия связаны с открытием дома-музея Шагала. Гулять - так гулять, возникла идея одновременно с созданием музея переименовать улицу Дзержинского в улицу Шагала!
Благо, нашлись умные люди, которые сказали, мол, что же это получается, что Шагал жил на улице Шагала? И тогда разум восторжествовал над угодничеством – улице Дзержинского вернули историческое название, которое она носила во времена Шагала – улица Покровская.
На городских сайтах в сети пишут, что Шагал жил в том доме на Покровской, где сейчас находится его музей.
Получить гордое звание музея Витебска одноэтажному кирпичному строению, помнящему маленького Марка, удалось в 1991 году, когда Витебский горисполком принял решение о создании Музея Шагала в Витебске.
http://vitebskcity.by
На Покровской улице в доме, который в начале 1900-х годов построил отец художника, Марк Шагал провел свои юношеские годы.
http://chagal-vitebsk.com
Но встречается и другие сведения, которым я верю больше.
История такая: сначала семья Шагалов жила в деревянном доме на Покровской, от него сейчас ничего не осталось. А в 1906 году отец Шагала построил рядом новый каменный дом, в котором его сыну жить не пришлось, т.к. в том же 1906 году Марк (Мовша) Шагал уехал учиться в Питер. Затем была Парижская школа. Затем в 1914 году Шагал вернулся в Витебск, в 1915 женился и вместе с женой поселился не у родителей, а снял дом напротив.
Поэтому, нет сомнений в том, что кирпичные стены родительского дома не могут помнить маленького Шагала. И Шагал не проводил там свои юношеские годы.
В конце 1920-х годов, после гибели отца сёстры Шагала перебрались в Питер, и история дома на долгие годы оборвалась...
Далее цитирую Давида Симановича, председателя Шагаловского комитета:
– Официальное открытие дома-музея на улице Покровской произошло в 1997 году. Но я считаю, что мы неправильно определяем начало создания музея. Он родился в 1992 году, когда Юрий Черняк предложил оформить первую экспозицию в доме, где жила чета Мейценых – Зяма и Раиса. Я уговорил их, чтобы ко Вторым шагаловским дням они освободили одну комнату и пускали бы в нее посетителей. Комнату освободили на месяц. Мы нашли старую посуду, предметы мебели, семейные фотографии, из чего и была создана экспозиция. На первых порах о Шагале и о доме рассказывали сами Мейцены. Мы с Вознесенским (имеется в виду поэт Андрей Вознесенский) даже придумали красивую историю, что супруги узнали, в чьем доме им предстоит жить, на собственной свадьбе, когда мать жениха восторженно произнесла: «Дети, а вы знаете, в каком доме вы живете? Здесь жил художник Марк Шагал!» Я дал Рае большую тетрадь, в которую она записывала приходивших посетителей – теперь она хранится в музее. Снимать комнатку родительского дома приезжали даже японцы, которые силились понять, почему Шагала не признают на родине. Посмотреть на экспозицию в основном приезжали зарубежные посетители, горожанам и сейчас во многом не интересна судьба художника. Среди записей чаще всего встречались такие: «…в этом доме должен быть музей», «во всем мире его любят, до каких же пор…» Весь мир хотел, чтобы здесь был дом-музей Марка Шагала. С Мейценами удалось договориться: они уступили дом за три квартиры, а потом и вовсе улетели в Израиль. Музей создавался общими усилиями, помогали и зарубежные организации. Так, созданный мною Шагаловский комитет в Нинбурге перечислил на ремонт дома довольно крупную по тем временам сумму в марках.
http://www.tio.by/novosti/13334
Кирпичный дом справа – тот самый, якобы построенный отцом Шагала. По внешнему виду абсолютный новодел.
Внутри фотографировать не разрешают. Да и нечего там фотографировать. Единственно, что точно имеет отношение к Шагалу, - его фотографии послевитебского периода. Муж задержался около одной, там счастливый Шагал снялся на фоне Эйфелевой башни. Он стоит, широко раскинув руки в стороны, и улыбается во весь рот. «Смотри, какой год», - сказал муж. Надпись под фото гласит: «Париж,1937 год».
Нет, конечно, я его не осуждаю, что бежал. Останься, в 1937 у него могла быть другая, не такая счастливая судьба.
В последней комнатке музейного дома – кухня, на кухне – печка. «Действует?» - спросила я у смотрительницы. «Нет, это имитация»,- ответила она.
Памятник во дворике
Новодел на месте первого деревянного родительского дома, там сейчас администрация музея.
Окончание следует
Отредактировано CosMary (2014-05-04 17:42:58)