В Беларусь "за Европой": Гродно, Новогрудок, Витебск
.
22-24 июня 2023 г.
.
Российский туризм - это хорошо (ехидно-глубокомысленное "а хорошо ли это?" сейчас оставим в стороне). Но в какой-то момент, сколь хороши бы ни были Суздаль и Ростов, Самара и Нижний Новгород, Псков и Смоленск, ты всё равно подходишь к черте "но, господа, как хочется стреляться среди берёзок средней полосы", начинаешь мечтать об узких мощёных улочках, черепичных крышах, барочных соборах и готических костёлах и прочем приятном душе и глазу европейском антураже и заглядываться в сторону Выборга и Калининградской области. Или Беларуси.
Прошлогодняя - первая осознанная, хотя в жизни уже не первая - поездка в Беларусь это подтвердила: Европа в Беларуси есть! Вполне достойная и на любой вкус, хотя, конечно, не в таком количестве и "ассортименте", как "на западе". Тем не менее, именно в Беларуси можно отдохнуть от купеческих особняков, "златых куполов", всяких "восьмериках на четверике" и тому подобных прелестей "Руси православной", оставаясь при этом почти дома: просто переложил обычный паспорт из одного кармана в другой, сел в "Ласточку" - и без всяких границ и таможен поехал. Единственная, хоть и не решающая проблемка (даже не проблемка, а так, "процедурный момент"), которая ещё остаётся - это другая валюта и необходимость её поиметь. Да, карта "Мир" в Беларуси "рулит", но, во-первых, не в 100% случаях и гипотетически всегда есть вероятность, что где-то и когда-то она не пройдёт (в прошлой поездке у меня было 2 таких прецедента), а во-вторых, если заранее прикупить "их" рубли у нас, это будет банально дешевле, чем платить картой. Ненамного, но всё же. И это стало для меня откровением: оказывается, здесь (по крайней мере, в Москве) покупать белорусские рубли дешевле, чем менять там! Тем более что здесь можно спокойно выбрать "место" (то есть "правильный" банк) и "время" (если понаблюдать динамику курса), а там манёвра для этого намного меньше.
...
Моё предыдущее мини-путешествие в Беларусь оказалось просто феерическим: великолепная Мирская крепость, ещё более потрясающий Несвижский замок и прекрасно отреставрированный Верхний город в Минске. Повторять это, естественно, уже не хотелось, но вокруг чего строить новую поездку, было понятно: во-первых, конечно, Гродно, который называют "самым европейским" городом Беларуси. Во-вторых, Витебск, который если и уступает в этом смысле Гродно, то лишь масштабами: грубо говоря, здесь почти всё то же самое, только числом поменьше. Ну а Новогрудок - первая столица Великого княжества Литовского - прекрасно вписался в общую транспортную схему, саму по себе не слишком рациональную: ведь "благодаря" тому, что Гродно находится в самой западной части Беларуси, ехать приходилось через всю страну, причём дважды, и "транзит" Гродно - Новогрудок - Минск оказался очень кстати во всех отношениях.
...
На чём путешествовать по Беларуси (если не на машине), я уже понял в прошлом году: на маршрутках Атласбас ( https://atlasbus.by/). Этот сервис порой критикуют: дескать, и налоги они кому-то там не платят, и безопасность не гарантируют, но мне почему-то кажется, что это - по крайней мере, во многом - происки злопыхателей, которым "Атлас" просто "перебежал дорогу". Ну, с налогами там пусть сами разбираются, а нам, пассажирам (не знаю, как местным, но туристам - точно), "Атлас" даёт то, о чём порой и мечтать сложно: широкую "сетку" маршрутов, частое расписание и возможность "безвозмездно" забронировать на сайте любой из них заранее (как правило, за неделю) с возможностью отказаться от поездки хоть за минуту до отправления; при этом интерфейс сайта очень удобный и дружественный. Ездят они чётко по графику, сами маршрутки вполне комфортные, рассадка 2+1, а что касается безопасности, то, на мой взгляд, её здесь не меньше, чем в каком-нибудь "минибасе" типа Москва-Суздаль...
Если сравнивать с поездами, то главное преимущество "Атласбаса" - более развитая и прямая (к примеру, из Минска в Витебск они едут напрямую, а поезд - крюком через Оршу, за счёт чего набегает лишний час) маршрутная сеть, а также то, что они ездят быстрее: к примеру, от Минска до Гродно получается менее 4 часов, а на поезде, за исключением одного фирменного - от 4.5 до 5.5, а есть даже и больше. Цена же при этом выходит примерно одинаковая: чуть дороже плацкарта и чуть дешевле купе. Единственным же минусом является ограниченное пространство и привязанность к своему месту без возможности при желании, как на поезде, встать и размять ноги - но это уже каждый решает для себя.
...
Одна из главных "фишек" Беларуси - это местная еда: "белорусские" поездки стали для меня своего рода "гастрономическими турами", когда "поесть" порой оказывалось почти таким же удовольствием, как "посмотреть" (не в равной степени, конечно, но сопоставимо, чего я раньше никогда не мог сказать про Европу - пожалуй, только кроме Греции), что мне, не привыкшему к важной роли "кулинарной составляющей" в путешествиях, было даже непривычно: и в Италии, и в Испании я мог предвкушать всё, что угодно, но не очередные обед или ужин. Конечно, это сугубо индивидуально, но для меня белорусская кухня оказалась столь "моей", что вошла (опять же, в личном рейтинге, который я никому не навязываю), в "пятёрку" самых-самых: вместе с греческой, грузинской, турецкой и азербайджанской. А на тёмное "Лидское" я подсел так, что сильно огорчался, если в меню какого-то заведения его не было (да, как ни странным может показаться, в Беларуси оно есть не везде).
..........
Ну да ладно, давайте ужо поедем, мне не терпится "прожить" эту поездку ещё раз, а о всех прочих деталях, важных и не очень, я ещё поговорю, весь рассказ впереди
Если ехать из Москвы в Гродно, "минская" "Ласточка" становится невыгодной: либо на дорогу уходит весь день, либо надо ночевать в Минске, где жильё весьма недешёвое. Поэтому я выбрал вариант с ночным минским поедом с утренней пересадкой на местный Минск-Гродно. Всё это происходит в рамках одного вокзала, время между прибытием одного поезда и отправлением другого - целых 40 минут, так что никаких проблем в этой схеме нет. Да, те, "кто в теме", могут сказать, что можно купить единый билет Москва-Гродно, который подразумевает точно те же поезда, только не надо никуда выходить и переходить: вагоны просто отцепят от московского поезда и прицепят к гродненскому, а вы при этом можете спокойно продолжать спать. Я тоже знал об этом варианте, но всё же выбрал "стыковку", поскольку так получалось немного дешевле. А уже в пути выяснился и второй "плюс": "гродненские" вагоны (их в московском поезде 2) шли полными, а "местные", которые отправлялись из Минска, наполовину пустыми, а ехать в полупустом поезде, особенно днём, когда все ходят туда-сюда, согласитесь, всегда приятнее
На минский вокзал поезд, естественно, пришёл по расписанию...
... и оставалось полно времени, чтобы узнать платформу, на которую нужно идти:
А вот и поезд в Гродно, из четырёх вагонов, московские пока ещё не прицепили:
Эх, какая погода, с завистью думал я, глядя на чистое небо: все прогнозы "хором" обещали в этот день в Гродно дожди, причём сильные, а Яндекс даже не поскупился на страшное слово "ливни", присвоив им "высшую категорию мокрости" в 4 капли. И я уже прикидывал, как перекроить свой городской маршрут, чтобы оставить на завтрашнее утро, которое, вроде, должно было оказаться ясным, самые панорамные места... В общем, настроение было так себе - ну а кому улыбается перспектива ходить под ливнями, от которых толком даже зонт не спасает? А всякие присказки типа "нет плохой погоды, есть плохая одежда" - это чистое "бла-бла-бла": ну не придумали ещё "хорошую" одежду для сильных дождей, если только это не водолазный костюм... Оставалось лишь молиться, причём в буквальном смысле, что я и делал: ну, ангелы, ну пожалуйста, ну расчистите небо над Гродно, разгоните тучи - хоть руками, хоть крыльями, ну что вам стоит, вам пустячок, а мне приятно будет...
От Минска до Гродно ехать почти 5 часов - ну да, не быстро, но вагоны не сидячие (купе и плацкарт, различающиеся в цене очень незначительно) - можно полежать, а при желании и вздремнуть. Да и день всё же не пропадает, поскольку поезд приходит в Гродно ещё до полудня. Правда, всего за 4 минуты "до", но всё же "до", а учитывая, что стояли самые длинные дни в году, времени на осмотр города было предостаточно, а на всякий случай оставались ещё 2-3 часа (а то и 4, если встать пораньше) завтрашнего утра, так что спешить особо было некуда. Тем более что самые сильные дожди обещали как раз в первой половине, и очень хотелось в это верить: хотя бы в то, что не будет дождя, а облака, пусть даже тучи - уж как-нибудь, ладно, не будем наглыми и привередливыми...
"Всё проходит" - и вот уже 4 часа пути прошли - не сказать, что совсем незаметно, но прошли, и за окном начались пригороды Гродно, а на небе - о, чудо! - сквозь серую пелену, появившуюся вскоре после Минска, показалось что-то похожее на голубые "проплешинки". Дождя на улице не было, больших луж, соответствующих "четырём каплям", тоже. Что это? Всё уже кончилось? Или задержалось и всё ещё впереди? Но небо-то явно проясняется...