Выставка "Азбука шедевра" в Новоиерусалимском музее.
18.120.2021 - 19.06.2022г.
Это самый масштабный за все годы существования музея выставочный проект, объединяющий более 120 работ великих русских живописцев, среди которых — Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многие другие. Подготовка этой выставки длилась 2 года. Проект представляет весь спектр и богатство региональных музейных коллекций от Калининграда до Владивостока, почти в каждой из которых есть шедевры, неизвестные широкой публике.
В экспозиции площадью более 2000 кв. м. показаны 123 работы 81 художника, в том числе Казимира Малевича, Василия Кандинского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой, Ивана Айвазовского, Аристарха Лентулова, Натальи Гончаровой и еще около 70 авторов. Временной охват — с 1830-х по 1970-е
Среди знаковых экспонатов выставки «Купчиха» и «Русская Венера» Бориса Кустодиева, «Косарь» Казимира Малевича, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, «Старая мельница» Василия Поленова, «Импровизация № 209» Василия Кандинского, «Закат» Архипа Куинджи и другие. Многие работы специально к выставке прошли научную реставрацию.
Произведения для выставки из своих фондов и постоянных экспозиций предоставили 30 российских региональных музеев из 29 городов. «Азбука шедевра» демонстрирует широчайшие возможности культурного сотрудничества регионов и объединения музеев. Этой выставкой «Новый Иерусалим» ⎼ региональный музей, планомерно объединяющий на своей площадке самые разные институции и расширяющий культурные границы ⎼ стремится напомнить зрителям о блистательных шедеврах, которые можно увидеть в российских регионах, и побудить их к посещению музеев Иванова, Красноярска, Нижнего Новгорода и других городов.
Василий Кузнецов, генеральный директор музея «Новый Иерусалим»:
«Азбука шедевра» — самый амбициозный проект музея «Новый Иерусалим». Это результат сотрудничества именно региональных, а не крупных столичных музеев, живущих несколько в других предлагаемых обстоятельствах. Мы постарались показать нашим гостям целый спектр интереснейших работ лучших русских живописцев, собранных со всей России. Причем, работ не столь «насмотренных» и знакомых, как произведения, представленные в экспозициях музеев Москвы или Санкт-Петербурга. В этом уникальность выставки".
Выставка дает зрителям полную свободу восприятия: экспозиционное пространство выстроено вокруг тридцати трех букв русского алфавита, каждая из которых объединяет произведения разных авторов, периодов и эпох. Для современной выставки недостаточно собрать одни шедевры. Надо придумать некий интеллектуальный поворот, ось, на которую все первоклассные работы нанизать. В «Новом Иерусалиме» пошли по самому игровому сценарию — за основу экспонирования взяли алфавит, волюнтаристски обозначив тему каждой буквы.
Алфавит представляет собой естественную навигацию по выставке, ведя зрителей через залы.
Каждая буква является тематическим разделом выставки — она дает начало слову, вокруг которого выстраивается основной нарратив, и открывает одну из тридцати трех глав повествования. «В» — воздух, «З» — зеркало, «О» — орнамент, «Ф» — фактура и так далее.
Выбор тем на каждую букву абсолютно вольный, например, на букву «ю» идет Юра, то есть Юрий Гагарин . На букву «ы» — «-измы», разнообразные подвектора авангарда; «щ» — «щедрость» — портреты меценатов. А целый ряд обнаженных (из-за которых выставка имеет маркировку «12+»), от кустодиевских пышнотелых красавиц до наглых Венер Михаила Ларионова, идет на букву «е» — «естество»!
Андрей Сарабьянов, участник кураторской группы проекта, научный консультант выставки, кандидат искусствоведения, исследователь русского авангарда, историк :
"Я сторонник того, чтобы как можно больше выставок проводилось не в столицах, а в регионах, где есть замечательные музейные пространства, такие как музей „Новый Иерусалим“. Эта выставка действительно очень оригинальна и похожую я, пожалуй, не припомню. Она соединяет в себе элементы обучения с возможностью просто насладиться прекрасной живописью, безусловным эстетическим удовольствием для глаз. А терминология, взятая за основу, помогает посетителю. Одна из кураторских идей состоит в том, чтобы открыть перед зрителем неожиданные смыслы, прочитать подтексты, представить новые взгляды на привычные вещи, словом, преодолеть традиционность. А в иных случаях она подчеркивается, и этот прием также открывает новые горизонты для восприятия. Не будем забывать, что изучение терминологии — есть учебный процесс. Ведь понимание искусства — это не только эмоции, но и знания. Термины учат понимать живопись. В этом и состоит, по кураторскому замыслу, еще одна из целей выставки".
Андрей Сарабьянов. Он редкий специалист, хорошо знающий музейные коллекции по всей стране. По его словам, для начала он составил список из 500 произведений — в результате удалось получить примерно пятую часть.
«Главы» выставки не подчинены хронологии и существуют отдельно друг от друга, предлагая посетителю более широкое видение, культуру восприятия и «внимательное смотрение» живописи. Под каждую букву от А до Я создатели выставки подобрали произведения разных авторов, порой даже разных эпох, которые, на первый взгляд, сложно представить в рамках одной выставки. Однако вкупе именно этот неожиданный синтез и позволяет максимально колоритно раскрыть каждую тему.
По этому поводу от себя скажу так - некоторые "буквы" , то есть разделы, освещены более подробно, но много тем представлены одной-двумя картинами, что не позволяет раскрыть такие темы. Понятно, что выставочные площади в этом музее не такие большие, как в Пушкинском музее, и привлечь большее число картин тоже проблематично, поэтому что-то явно скомкано.
Заглавная цитата выставки
Ксения Новохатько, участник кураторской группы проекта (концепция, подбор экспонатов, инсталляции) :
Заглавная цитата выставки, позаимствованная нами у Василия Кандинского, объясняет многое в подборе работ и их сопоставлении: „Живопись есть грохочущее столкновение различных миров“. Мы стремились выявить это столкновение, как постоянный процесс поисков, не занимать ту или иную сторону. Время идёт, новаторское становится устаревшим, давно забытое запускает новую волну изменений. И этот процесс постоянен. Бурлящий мир живописи.
Интересно не только взаимодействие работ внутри одной буквы (одного термина), но и «перекличка» этих терминов друг с другом. Беспредметность, Воздух и Глубина раскрывают не только свои собственные темы, но дополняя друг друга, вместе наглядно демонстрируют одно из основных концептуальных противостояний. Идеологи беспредметности считали воздушную перспективу, поглощающую цвета и объемность предметов, основными факторами «репродуктивного» реалистического искусства, врагами нового «чистого» беспредметного творчества. Так, супрематическую композицию Казимира Малевича окружают лучшие образцы реалистического пейзажа, авторы которого — Поленов, Левитан, Жуковский — достигли высшего мастерства в передаче воздушного пространства.
А экспонаты в разделе «Глубина» демонстрируют поиски таких художников как Фальк, Шишкин, Куинджи, в работе с «третьим измерением» картины также на материале пейзажа.
Сквозная линия выставки раскрывает тему музейных исследований и работы музейных сотрудников, большая часть которой обычно остается за кулисами. Для авторов проекта важно говорить не только о художниках, но и о тех людях, благодаря которым шедевры сохраняются, а также о музее, как самостоятельной вселенной, где они продолжают свою жизнь. В разделе «Д - детектив» наряду с картинами посетителя ждут полные тайн и загадок истории их экспертизы. В другом разделе речь идет о хранителях музея, труд которых подчас становится подвигом, позволяющим сберечь неугодные времени работы или даже целые музейные коллекции.