-----------------------------------------------------------------------------------
<<<<<<<<<<< ---------- ДОРОГИ АРАГОНА-3 ---------- >>>>>>>>>>>
Мы опять в пути: в этот день, как я уже писал, дорога особенно долгая. Вскоре после Аинсы мы берём курс на юг – и с каждым километром отдаляемся от Пиренеев всё дальше и дальше. Местность за окном автомобиля продолжает оставаться просто потрясающей, хотя горы уже сменились предгорьями, а те становятся всё ниже. Дорога пролегает вдоль реки Эсера, и где-то тут, возле небольшой не то что даже пуэбло или деревушки, а практически хуторка Бесианс (Besians) нас ждёт небольшая промежуточная достопримечательность, не тянущая на must see, а скорее относящаяся к категории POI (point of interest) – средневековый романский мост то ли 12, то ли 13 века (информация на этот счёт разнится), частично реконструированный в 18 столетии:
Обожаю такие мосты ! Пожалуй, не меньше, чем романские церкви или готические монастыри. И объяснять тут опять-таки нечего: кто разделяет мои интересы – тот поймёт без слов, кто нет – имеет на то полное право. Вот я, к примеру, не люблю и не понимаю Чайковского или Бетховена – и хоть кол на моей голове теши, рассказывая про их гениальность – я либо засну, либо взвою от скуки…
Недалеко от моста мы обнаружили десерт на сегодняшний ужин – целое дерево созревшего инжира ! Хватило и на месте подкрепиться, и с собой пакетик набрать, и те, кто приедет сюда после нас, обижены никоим образом не останутся. Нет, в Арагоне, по крайней мере – осенью, от голода не умереть !
<<<<<<<<<<<<< ----------------------------------------- >>>>>>>>>>>>>
Мы проезжаем Граус – место гибели первого короля Арагона Рамиро I и первого сражения и первой воинской победы Родриго Диаса де Бивара, вошедшего в историю как Эль Сид, или Сид Кампеадор. Любопытно, что битва за Граус, принадлежавший тогда мусульманскому Сарагосскому эмирату, шла между христианами – Кастилией и Арагоном.
Причина столь странного на первый взгляд обстоятельства следующая. После распада могущественного Кордовского халифата мусульмане уже не имели столь мощной силы на Пиренеях и были раздроблены на небольшие самостоятельные эмираты, называемыми таифами (taifa), большинство из которых платили дань христианским королям. В частности, Сарагосский эмират - наиболее уязвимый из них, поскольку граничил только с христианскими государствами, был данником Кастилии. Поэтому когда Рамиро I Арагонский весной 1063 года напал на Граус, кастильский инфант Санчо с войском рыцарей, в числе которых находился и Родриго де Бивар, выступил на стороне Сарагосы против Арагона. В сражении, вошедшим в историю как Битва при Граусе, кастильцы одержали полную победу, а арагонский король Рамиро I был убит. Будущий Кампеадор, видимо, проявил себя в бою очень хорошо, поскольку уже через 2 года Санчо, став королём Кастилии, отличил Родриго, дав ему высокий чин знаменосца - альфереса.
Альферес был первым из всех придворных чинов. Тот, кто носил королевский штандарт, именовался «верховным предводителем над людьми короля в сражениях» и фактически был главнокомандующим войска. Альферес также носил перед собой королевский меч в знак того, что он от имени короля уполномочен защищать все государство, а также отстаивать права вдов и сирот идальго и приговаривать к казни знатных преступников.
На всякий случай я прошу прощения у тех, кого, может быть, утомил последний экскурс . Возможно, оправданием оному послужит тот факт, что в далёком прошлом небольшого Грауса переплелись две самые интересные для меня в познавательно-историческом плане темы: Испания и мусульманская культура, которую, как знают читатели моих рассказов из других разделов, я очень люблю . К тому же мне хотелось прояснить некоторые моменты биографии Эль Сида и развеять сложившееся представление о нём, как о некоем партизане-анархисте без твёрдых принципов, сражавшемся то за христиан, то за мусульман. Как я понял (к сожалению, русскоязычной информации по этому вопросу безобразно мало), Сид Кампеадор НИКОГДА не воевал на мавританской стороне как таковой, а в тех случаях, когда он всё же был вынужден выступать за мусульман (к примеру, за Сарагосу или Валенсию) против арагонских королей или барселонских графов, то отстаивал их интересы исключительно как данников короля Кастилии, верным вассалом которого он считал себя всю жизнь, несмотря на периодически возникающие между ними разногласия (мягко говоря ).
Кстати, история расставила по своим местам многие вещи: в конечном счёте и Арагон, и Барселона признали не только силу, но и честь и величие Эль Сида. Кастилец Кампеадор и арагонец Санчо Рамирес, а позже и его сын Педро I не раз приходили на помощь друг другу в военных компаниях. А младшая дочь Сида Мария вышла замуж за барселонского графа Раймунда Беренгера III Великого - бывшего противника Кампеадора и отца (уже от третьего брака) многократно упоминавшегося в этом рассказе Раймунда Беренгера IV. Сын же старшей дочери Кристины поднялся на наваррский трон под именем Гарсия IV. Недаром неизвестный автор средневековой поэмы «Песнь о моём Сиде» написал:
«Рожденный в час добрый стал всюду известен,
В Арагоне с Наваррой царят его дети.
Монархи испанские — Сидово семя.»
К фигуре Эль Сида я ещё обязательно вернусь в следующем рассказе, который будет посвяшён Леванту.
В сам Граус мы не пошли, но остановились, чтобы сфотографировать эффектно возвышающуюся над городом церковь Богородицы на скале (Basílica de la Virgen de la Peña), построенную в 16 веке (правда, после пожара во время испанской гражданской войны она была почти полностью реконструирована):