Можно немножко дополню про Болдино?
"Болдинская осень" - синоним творческого вдохновения поэта. По подсчетам литературоведов, Александр Сергеевич провел в Болдино 165 дней (в 1830 году, в 1833 году - возвратясь из поездки в Оренбург и Уральск, в 1834 году). Здесь родилось немало стихотворений, "Маленькие трагедии", "Повести Белкина", последние главы "Евгения Онегина", "История Пугачева".
После смерти в 1848 году отца поэта Сергея Львовича Пушкина имение при селе Большое Болдино Лукояновского уезда Нижегородской губернии с полутора тысячами крепостных досталось Льву Сергеевичу Пушкину. Доходами от имения он пользовался только четыре года - в 1852 году скончался в Одессе от "расстройства дыхательных органов". Опекуншей над имением до совершеннолетия сына Анатолия стала Елизавета Александровна Пушкина (урожденная Загряжская). Двадцатилетний Анатолий Львович переезжает из Петербурга в Болдино и вступает в управление имением в 1866 году.
Учеба в столице, а затем служба корнетами в кавалерийских полках его сыновей стоила немало. Нужно было выделять долю доходов и дочерям. Постепенно рос долг Анатолия Львовича Пушкина Нижегородскому дворянскому банку по ежегодным платежам за ссуду. И в 1896 году Болдинское имение было продано с торгов.
Положение спасла удачная женитьба в 1898 году его старшего сына Льва (будущего Оренбургского вице-губернатора). Усадьбу в Болдино купил Николай Приклонский и отдал его в приданое вышедшей замуж за Льва Анатольевича Пушкина своей воспитаннице Александре Николаевне Добролюбовой. Юридическим владельцем была она, а не Лев Анатольевич, который управлял имением от ее имени. В эти годы были очищены пруды, построен перекидной мостик, оранжерея.
Приближался 1899 год и внимание к местам, где когда-то жил поэт, особенно возросло. Голос общественного мнения звучал примерно так: только в России народными памятниками, которые должны принадлежать всем, владеют отставные гусарские корнеты. Лев Анатольевич, который и был этим корнетом, обиделся. Вскоре в доказательство того, что родственники великого поэта России сознают свою ответственность перед его памятью, стал хлопотать о продаже Болдинской усадьбы государству.
Хлопотать пришлось долго. В одной из просьб Лев Анатольевич сообщает, как в 1904 году "дважды обращался в Российскую Академию наук, но получил полный отказ, объясняемый неимением денег, малой площадью усадьбы, которую ни к чему нельзя пристроить и ничего в ней устроить".
Волна крестьянского движения 1905-1907 гг. заставила Л.А. Пушкина возобновить хлопоты. Но на сей раз он получил отказ от Министерства народного просвещения.
В августе 1908 года владелец Болдино вновь обращается в министерство народного просвещения, мотивируя просьбу тем, что усадьба будет снесена крестьянами, которые на месте барского дома намереваются устроить базарную площадь. Указывая на значение этих мест для жизни и творчества поэта, Л.А. Пушкин сообщал и некоторые конкретные сведения, взятые из местных рассказов и преданий. Именно тогда он написал о том, что "сюжет "Дубровского" был взят в этом месте и до сего времени существуют как потомки героев, так и названия мест... Как передавали старожилы, многие герои из "Повести Белкина" были взяты в тех же местностях". В этих официальных письмах впервые было упомянуто и о флигеле, "в котором поэт останавливался". Предлагая вместе с усадьбой отдать и рощу (в документах называемую "Лучинники", Лев Анатольевич писал о ней как о любимом месте уединения А.С. Пушкина, "где сохранились и те деревья, под коими он любил проводить время", указанные "двумя современниками поэта, бывшими крепостными, из коих один Михей Сивохин, приводил за поэтом в рощу его верховую лошадь". Таким образом, в 1908-1910 гг. в связи с продажей Болдинского имения Л.А. Пушкин письменно зафиксировал местные предания.
Дело о продаже усадьбы сдвинулось с мертвой точки только после четвертой просьбы Льва Анатольевича от 15 мая 1910 года на имя царя. Она была переслана нижегородским властям.
По приказу губернатора создалась комиссия "по покупке в казну имения господ Пушкиных при селе Болдине Лукояновского уезда". Наконец, 24 марта 1911 года принято решение совета министров "О приобретении в собственность государства за 30 тысяч рублей принадлежащего дворянам Пушкиным родового имения при селе Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии мерою около 48 десятин земли с усадьбою, домом, флигелем, в котором жил А.С. Пушкин, портретами поэта и его родных".
А что же Лев Анатольевич Пушкин? Еще в 1907 году он просил себе должность вице-губернатора. Из Министерства внутренних дел "конфиденциально" обратились к Нижегородскому губернатору за "вполне откровенными сведениями" о просителе, но тот, видимо, не поддержал ходатайство. Л.А. Пушкину пришлось вновь уйти в уездные предводители дворянства, но уже не в Лукояновском уезде, а в отдаленном Рогачеве (в Белоруссии).
С 1913 года Лев Анатольевич появляется при дворе в чине камергера и добивается искомой вице-губернаторской должности. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 5 августа 1914 года он назначен Оренбургским вице-губернатором "с оставлением в придворном звании".
Взято отсюда -http://www.vecherniyorenburg.ru/cat147/show3567
Отредактировано Lara (2013-08-26 12:56:56)