Нет, не подумайте плохого, я не заболела и не поскользнулась на банановой кожуре, просто наконец-то добралась до Госпиталя Святого Креста и Святого Павла.
Hospital de la Santa Creu i Sant Pau – давно слышала, как это красиво, давно хотела побывать, и вот сбылось.
Очень хочется поделиться, а главное поторопить. Поклонникам Art Nouveau стоит побывать там до того, как будет завершена реставрация. Почему, объясню позже.
Грандиозный проект Доменека и Монтанера стартовал в 1902 году и финишировал в 1930. Завершал строительство сын архитектора – Пепе Доменек Рура.
Наследство банкира Pau Gill – главного спонсора проекта - за тридцать лет истощилось, и Доменеку младшему пришлось строить в режиме строгой экономии. Внимательно рассматривая стены павильонов, можно заметить в какой момент изразцы ручной работы сменились фабричной штамповкой. Но замена материалов на более дешевые, общую идею не испортила - комплекс получился всем на загляденье, много лет прослужил верой и правдой на благо испанского здравоохранения и был объявлен объектом всемирного наследия Юнеско в 1997 году.
Настоящий дворец – правда? В начале века это был отдельный город – Барселона виднелась далеко на горизонте, вокруг зеленели сады и огороды, а здесь воздвигался грандиозный храм здоровья. В основу лечебной концепции были положены мудрые принципы Гиппократа и Асклепия: сама обстановка должна лечить больного, пациенты лежали в роскошных палатах, гуляли по цветущим садам, ну и лекарства, анализы, операции – все это было доступно здесь, в городе - госпитале. Перед началом строительства Монтанер предпринял путешествие по Европе, чтобы изучить последние тенденции организации медицинских стационаров, а в своем проекте заложил пропорции, превосходящие лучшие европейские образцы.
Юнеско, включив Госпиталь в список объектов всемирного наследия, предъявил строгие требования по расчистке поздних достроек и переделок и возврату к первоначальному облику.
Посему в комплексе в самом разгаре ремонт. Многих туристов это отпугивает, хотя по части территории пройти можно,
можно зайти в церковь
и вот в этот павильон:
В первой половине дня с 11 до 13 часов проводятся экскурсии на нескольких языках. На посетителей надевают желтые жилеты, вручают каски и ведут знакомиться с процессом реставрации. На самом деле, ни в какие опасные места (разумеется!) туристов не водят, а каски и жилеты дают для перестраховки.
Восстановление комплекса планируется завершить в 2016 году, но лучше не ждать так долго и своими глазами взглянуть на процесс возрождения шедевра.
Госпиталь не музей – он живет и работает по своему прямому назначению, во главе угла там уже сотню лет стоят интересы больных и врачей. Когда возник дефицит места, трехэтажные корпуса превратились в пятиэтажные, возводились дополнительные перегородки, устанавливались лифты.
Лифты в порядке исключения может и останутся, а остальной новодел безжалостно демонтируется. Благо сохранилось там очень многое. Экскурсоводы, с гордостью демонстрируют подлинные чугунные шпингалеты на окнах – моему восхищению нет предела: все на месте - ведь не выломали с мясом, не уволокли на дачу!
Восхититься есть чему кроме шпингалетов. Например, операционная с дневным освещением, ориентированная по сторонам света так, чтобы солнечные зайчики не отскакивали от скальпеля в глаза хирургу. А палата для общения пациентов с посетителями наоборот залита солнцем как солярий.
А пятиметровые потолки в палате для больных,
а естественная вентиляция в подземных переходах между корпусами.
Все продумано до мелочей: в инфекционных боксах закругленные углы (чтобы легко было мыть) и двойные двери (чтобы не разносить заразу по больнице) и все это в самом начале прошлого века.
С экскурсии я вышла с твердым убеждением, что Монтанер – гений! Мне очень понравилось то что сказала о Монтанере подруга mccuntz «Его творения - это "фантазия сумасшедшего садовника". Он не "лепит" форму, она не прорастает у него сквозь пальцы и из земли, но он украшает все, что попадает ему в руки. Как "зеленой волшебной палочкой" трогает камень, и на нем прорастают цветы, травы, какие-то ветви листья.»
Отлично сказано, однако то, что он заставляет цвести, он сначала выстраивает педантично и прагматично, и лишь потом расцвечивает функционал своей буйной фантазией.
Ну вот… а после завершения реконструкции обязательно надо будет вернуться, посмотреть что получится. Наверняка сделают отдельную экспозицию о ходе реставрационных работ с фотографиями и техническими подробностями, но это совсем не то. Одно дело в шикарном ресторане съесть фирменное блюдо, и совсем другое, когда тебя пригласят на кухню и покажут, как оно готовится.