Каталонская столица за последние годы стала воротами в Испанию, если не просто перевалочным пунктом для тех, у кого роман с Иберией. Все побывали тут, короче. Я тоже захотела сложить в одну песню впечатления от нескольких наездов в Барселону.
Куплет первый.
Четыре дома в испанском городе образуют мини-квартал, "мансану" - "яблоко". Термин точен. Снаружи глянцевая кожура фасадов, отгораживающих от внешнего мира и уличной сутолоки маленькое «государство в государстве». Внутри дворик (патио), куда выходят окна всех этих строений, цветут апельсины и вьется зеленый плющ.
Всё это Квартал Дисгармонии (мансана де ла Дискордиа). Знаменит тем, что строили три рядом стоящих дома три мэтра каталонской архитектуры: Антони Гауди и Корнет, Жозеп Пуч и Кадафальч (это один человек) и Люис Доменек и Монтанер (тоже одной персоной). Каждое здание – соответственно Дом Батльо(1870, реконстр. в 1905), Аматлер(1889) и Лео Морера (1902) - получало в свой черед высшую архитектурную премию.
Заказчики-хозяева, фабриканты, нувориши времен расцвета каталонской промышленности в начале уже позапрошлого века - приглашали знаменитых архитекторов, соревновались друг с другом как могли - в пышности отделки, смелости форм. Описать это великолепие невозможно – надо видеть. Тут и цветное стекло, и каменные цветы, цветное сграфитто, плафоны-грифоны…
Вот дом Льео-Морера в Барселоне, архитектор Льюис Доменек-и-Монтанер. Витраж. Эх, десять лет назад, в мой первый приезд в Барселону, можно было зайти внутрь и посмотреть вызывающе роскошные интерьеры дома. Но позже его выкупила в собственность крупная компания, и теперь двери дома на замке, увы, а "изнанка" витражей видна только из патио.
У балкона этого дома есть забавная деталь - колонна из розоватого мрамора, - она там, за стеклом, в глубине "фонаря". Чистый понт, феерия нуворишества. Никакой прикладной нужды в этой колонне не было. Просто хозяин дома, богатый фабрикант, таким манером пожелал продемонстрировать миру свое богатство: хочу прямо вот тут взгромоздить колонну - и сделаю это.
Зато архитектор дома Доменек-и-Монтанер был очевидным сторонником технического прогресса. Поэтому на балконе дома Ллео Морера у него папараццает каменная девушка с фотоаппаратом. Кстати, приглядитесь к остальным девушкам и балконам - там найдется граммофон, телефон и другие чудеса техники эпохи fin de sciecle.
Забавно, что в соседнем доме, Аматлье, построенном позже, появилась похожая "посторонняя" колонна (сейчас дом на реставрации, но когда в фасада снимут закрывающее его полотно - колонна, надеюсь, предстанет во всем своем бессмысленном величии). Шоколадный магнат, которому принадлежал особняк, тем самым демонстрировал, что он не менее состоятелен и крут, чем его сосед, и тоже может нафтыкать мраморных колонн, где пожелает.
А пока там, сразу за вестибюлем вот с таким охраняющим лестницу орлом и витражным потолочным фонарем - один из лучших в городе магазинов шоколада. С дегустацией, между прочим. Что не удивительно, владелец дома Антони Аматлье был известнейшим шоколатье. Вот: http://www.chocolates-amatller.com/
Вместе эти дома + невыразимый дом Батльо составляют самый изощренный в красоте и затейливости квартал Барселоны. Дома начала века в стиле модерн, или как его здесь, в Барселоне называют - modernismo, более других были подвержены украшательству. Потому в самой известной барселонской «мансане» – квартале Дисгармонии на пассиж де Грасиа (красивейшей улице мира, по нашему неискушенному мнению). Иногда оно принимало самые затейливые формы.
Знаменитую гаудианскую Каса Мила, которая находится в двух шагах от квартала Дисгармонии, ехидные на язык барселонцы поначалу увековечили в газетных карикатурах и окрестили «каменоломней» (Ла Педрера) за непривычные взгляду будто вырубленные в скале фасады, за кованые решетки, оптелающие балконы, за вентиляционные башенки, напоминающие демонов в шлемах или застывшую лаву.
Casa Mila. балконы
Так прозвище и прилипло. «Что это? – саркастически вопрошали в начале века по поводу Ла Педреры. – Дом дракона, с которым бился Святой Георгий? Парковка для аэропланов? А может, ради чистоты стиля жителям придется заводить у себя не собак или кошек, а змей?»
Сейчас, когда сарказм выдохся, а Каса Мила стала таким же символом Барселоны, как и многое другое в этом удивительном городе, стоит не только зайти внутрь, чтобы пройтись по музею Гауди на верхнем этаже, посмотреть из чего, из каких созвучных природе идей буквально "проросла" его архитектура, - надо еще подняться на крышу, охраняемую терракотовым войском дымоходов и вентиляционных люков.
Кстати, о крышах.
Гуляя по Барселоне, очень полезно не только задирать нос, но и поднимать голову, - там, на крышах, идет совершено особая жизнь. Большинство форм этой жизни насадил тоже Гауди. Вот крыша дома Батльо:
А это дворец Гуэль, надолго закрытый на реставрацию. А жаль, его крыша с башенками, флюгерами и коваными ящерицами со слюдяными крыльями - одна из самых впечатляющих в городе. Вот вид снизу на дымоход.
В готическом квартале тоже можно подняться в небеса. Это вид с крыши кафедрального собора:
А это осеняющий прохожих ангел:
А вот эти, кстати, пляшущие человечки - рисунок на скамьях хора собора:
Просто так, бонусом
Продолжение будет