Церковь Св. Иоанна Хозевита и Св.Георгия Хозевита (часовня св. Стефана)
С северо-восточной стороны от церкви Пресвятой Богородицы находится частично высеченная в скале тесная часовенка Святых Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Она соединена с главным храмом небольшим притвором, вход в нее с юго-западного угла. У северной стены находится реликварий с черепами сорока епископов (или монахов), претерпевших мученическую смерть во времена персидского нашествия. В маленьких нишах на противоположных стенах хранятся деревянные ларцы с черепами: на северной (слева) – св. Ксенона Отшельника и на южной (справа) – св. Георгия Хозевита, тело же святого захоронено в гробнице за иконостасом справа. В центре, в раке под стеклом, покоятся мощи св. Иоанна Румынского (1913-1960), прославившегося своими аскетическими подвигами в монастыре св. Георгия Хозевита. (Черепа и мощи всех остальных монахов, умерших в этом монастыре, хранятся в отдельной пещере-усыпальнице, расположенной вне монастыря, в расстоянии 150 метров к востоку от него. По уставу монастыря, усопших хоронят без гроба, неглубоко в земле; место отмечают надгробной плитой и деревянным крестом, затем, по прошествии определенного времени (трех лет), кости вынимают и складывают в общую гробницу, а черепа, количество которых уже превышает число 250, кладутся отдельно, на полу, вдоль стен усыпальницы).
Часовня Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита есть древнейшая часть лавры, в ее полу сохранилась мозаика VI-VII веков. Здесь же, на стенах, сохранились следы росписи XII века. Западная стена исписана образами святых: внизу – явление Пресвятой Девы св. Евстафию, вверху – св. Феодорит, св. Георгий, св. Димитрий. На северной стене, над черепами мучеников изображены свв. Иоахим и Анна, Жертвоприношение Авраама. Интересна икона свв. Иоанна и Георгия Хозевитов вместе с патриархом Софронием (русская).
http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel18.htm
Эта церковь тягостного ощущения не вызывает,несмотря на то, что в ней в застекленной раке находится нетленные мощи Иоанна Румынского Нового Хозевита.
Житие его я тоже не буду пересказывать своими словами, а воспользуюсь уже готовым описанием с сайта http://vera-istina-2.blogspot.com/2010/ … t.html.Там же есть фотография раки, правда очень плохонькая. Я же такие объекты практически никогда не фотографирую.
Св. Иоанн Румынский Новый Хозевит
Иеросхимонах Иоанн (Якоб) родился в Румынии в 1913 году в графстве Дорохов (ныне уезд Ботошани, в северо-восточной части Румынии) в селе Horodistea (Крайничень). Его родители, Максим и Екатерина, были бедны, но очень благочестивые православные христиане. В крещении мальчик получил имя Илия, но никто не подозревал тогда, что Элиас (Илия) будет жить там, где жил святой пророк Илия. Мать умерла, когда малышу было 6 месяцев, а через три года спустя во время Первой мировой войны умер отец. Сироту взяла тетка Ильи - Мария. Она очень хотела провести остаток своей жизни в монастыре, но ей пришлось отказаться от этого плана из-за необходимости ухаживать за мальчиком. Малыш питался чаем, и только время от времени, соседи давали ему молока, так что с детства Илья привык к посту.
Тетя Мария печалилась от того, что она не может пойти в монастырь, но когда мальчик вырос, он стал ей утешителем. Позднее он посвятит ей свои стихи. Научившись читать, Илия читал своей тете о Страстях Спасителя, о Матери Божией, о святых, от чего умилялось ее сердце и она плакала каждый раз, слушая Илию. Однажды вечером Илья читал как обычно, но видя обильные слезы тети, спросил ее: "Мама, почему ты так сильно плачешь, когда я читаю, о Страстях Господа нашего Иисуса Христа? "О, мое чадо", сказала она - "Я не твоя мать. Твоя мать умерла". И она рассказала ему все подробно, в том числе ее скорбь, поскольку она не смогла уйти в монастырь. Тетя рассказала ему и о том, что молится Богу, чтобы она могла получить спасение через него. После этого, когда мальчик читал что-то из священных книг, он также плакал. Когда ему исполнилось 10 лет, женщина, которая была для него как мать и тетя, умерла, поручив его дяде, который был женат второй раз на женщине, у которой было много детей. Илия был умный мальчик в школе, в отличие от детей своего дяди, поэтому ему постоянно завидовали и поступали с ним несправедливо. Он чувствовал себя с детьми как за чужой, часто оставаясь голодным. Мальчик страдал от такого отношения к себе, плакал и постился, по сути, осваивая с детских лет жизнь монаха - смирение, пост, молитву, бедность и, наконец, бездомность. Как-то учитель предложил дяде перевести способного мальчика для дальнейшего обучения в гимназию. Дядя отправил Илью в гимназию Cotsmani на Буковине, где он учился в течение трех лет, и еще четыре года в колледже Кантемир в Черновцы, где в 1932 году получил степень бакалавра.Однако много трудностей испытал Илия за это время. Как сироте, у него не было, чем оплачивать обучение. Дядя никогда не присылал ему ни копейки на книги, школьную форму и другие расходы. Илья был вынужден брать книги учителя на ночь и возвращать их на следующий день. Он не принимал участия в школьных экскурсиях и торжествах. Конечно, ему было грустно, когда другие одноклассники шли куда-то, а он оставался в школе, не имея карманных денег на расходы. Тем не менее, он не терял времени, изучал литературу, размышлял, беспрестанно молился. В летние каникулы, Илья приезжал к своему дяде и помогал ему на ферме. Никто не замечал его в праздных разговорах с людьми.
После получения степени бакалавра в Черновцах, Илья пошел на исповедь к архимандриту, который посоветовал ему продолжить учебу в университете, где он мог бы получить богословскую степень. Но, спустя некоторое время, из-за недопонимания между архимандритом и другими священниками, архимандриту пришлось покинуть университет, и он посоветовал Илье пойти в Нямецкий монастырь, и даже дал ему рекомендательное письмо епископу Никодиму (впоследствии митрополиту Молдавии и Патриарху Румынии), но Илья еще раздумывал над этим предложением.
Сверстники Ильи пошли в университет, - а он после долгих молитв, услышал голос, говорящий: "Монастырь". Чувствуя в душе призыв Бога к чистой монашеской, он пошел прямо в Нямецкий монастырь и был принят епископом Никодимом. В монастыре Илья пробыл в течение 1933 года, выполняя различные послушания, в том числе помощника фармацевта в монастырской аптеке, затем библиотекаря. Сортировка сырой и заплесневелой книги, а также сквозняки, идущие от проема в окне и щели в полу, способствовали тому, что Илья заболел ревматизмом, от которого страдал всю оставшуюся жизнь.
В монастыре, Илья познакомился с опытными отцами, с которыми обсуждал путь спасения души и вопрос о смене календаря. Также он подружился с братом из Буковины, который в течение многих лет находился на австро-оккупированной территории, где православные пострадали от бесчинных преследований католиков, и объяснил ему разницу в крещении через полное погружение в воду и окропление, которое было тогда распространено в Буковине.
Ища строгой монашеской жизни и сохранения традиций православия, Илия решил ехать на Святую гору Афон, где сохранился календарный стиль. Однако, он не смог получить паспорт, так как ему было сказано, что сначала он должен пройти военную службу. Полагая, что он сможет получить паспорт как гражданское лицо, Илья сбрил бороду, но это было напрасным решением. Однако в Нямецкий монастырь Илья не вернулся. В южной части Румынии он посетил одного крестьянина, Петраке Лупу, который имел дар прозрения и поддержал Илью. На обратном пути Илья проходил мимо монастыря Турну в долине Олта. Зрелище было ужасающее. Всего несколько дней назад церкви были сожжены. Когда монахи (их осталось только шесть)увидели его, то попросили остаться с ними, поскольку не было ни одного молодого человека, который бы мог помочь им. Илья остался там на год. В монастыре был сад с фруктовыми деревьями, плоды которых помогли восстановить ему здоровье. Однажды отцы попросили Илию пройти через деревни с монахиней из другой монастыря, чтобы собрать деньги на восстановление церквей, но он отказался, считая это неприличным для монаха. Между тем, время для его зачисления на военную службу приблизилось, и отцы посоветовали ему стать дьяконом, чтобы избежать армии. Илья, однако, предпочел идти в армию. Во время прохождения военной службы он так и не сбрил бороды. Ему было поручено ухаживать за больными в лазарете части. После увольнения вернулся в Нямецкий монастырь по вызову бывшего настоятеля. В его обязанности входило составление описи книг и рукописей монастырской библиотеки. Вел он и уроки румынского языка для братии в школе при монастыре. Новый настоятель, игумен Валерий сделал о. Иоанна своим помощником. Вскоре он был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Предтечи. Это произошло в 1936 г. на Пасху.
Интересно, что Иоанн, носящий до монашества и после него имена великих пророков, не только стал подражателем их жизни, но и побывал в тех местах, где они жили. У Иоанна было сильное желание поехать на Святую Землю, чтобы поклониться святым местам и пройти по стопам Господа нашего Иисуса Христа. Его желание исполнилось. Он получил благословение епископа Никодима, в то время уже митрополита Молдавии. Осенью 1936 г. он отправился на Святую Землю, в которой не произошло календарных изменений. В Иерусалиме он встретился с двумя монахами из Нямецкого монастыря - Клоди и Дамаскин, которые после посещения Святой земли, вернулись в Румынию, а отец Иоанн был принят, после некоторых трудностей, в монастырь святого Саввы, расположенном между Вифлеемом и Мертвым морем. Овладев в совершенстве греческим языком, он стал переводить духовные книги на румынский язык. Удивлял всех своими духовными подвигами. Постоянно обучался умной сердечной молитве, вкушал один раз в день, насыщаясь более даром слез, которые получил от Бога за чистоту и смирение. Благодать преобразила его внутренний мир, и он особенно остерегался принимать нечистые помыслы, чтобы хранить себя неоскверненным для Бога. Он также выполнял пономарское послушание, был помощником эконома, заботился о больных. Как пономарь, он должен был следить за лампадами в двух церквях и четырех часовнях. Так что в свою келию Иоанн возвращался лишь в 10 часов вечера. Как только он засыпал, его брат по келии, старый и больной душой и телом, который уже выспался, будил его пением тропарей и кондаков. А в 11 часов вечера в свете фонарей ему уже нужно было звонить в колокола, чтобы будить монахов на молитву.
Как-то раз, возвращаясь с поездки, О.Иоанн застал сидящих в засаде арабов, которые хотели убить эконома монастыря, иеромонаха Павла, за то, что тот не согласился выделять им еду с монастырского стола. Арабы, подумав, что к ним приближается о.Павел, напали на о. Иоанна. Молодой араб хотел ударить его по голове оглоблей, но на счастье, его остановили, увидев, что это другой человек. Узнав, что о.Иоанн заботится о больных в монастыре, арабы стали привозить к нему своих раненых. С благодушием и любовью он принял эту огромную заботу на себя, чем быстро подорвал здоровье, так что уже не мог исполнять свои обязанности. По благословению духовника он с братом-румыном отправился в 1939 году в пустыню. Путь был тяжелым, вода кончилась. 40-градусная жара при неумении отыскивать воду в пустыне грозили смертью, но тут они увидели шершней, которые вылетали из глубокого ущелья между скалами. Приблизившись к этому месту, они заметили мерцание воды. Спустившись в ущелье по веревке, набрали воды, которая осталась от зимних дождей. Это укрепило их силы. На следующий день они достигли желаемой пещеры, где они провели только две недели, потому что вода была соленой и, кроме того, бедуины захватили место для того, чтобы пасти свои стада. Они отправились в пещеру Calomena, находящуюся в одном километре от монастыря Святого Герасима. Пересекая в ночное время пустыню, вдруг, на холме, увидели страшного зверя. Он постоянно останавливался и смотрел на них. Это оказалась гиена, которая обычно нападала в полночь и была очень опасна, но Бог защитил монахов.
Пещера Calomena оказалась очень сырой, воду привозили из монастыря св. Герасима. Брат из Румынии не выдержал тяжести пустыни и ушел, но на его место пришел другой старый монах румынского происхождения Иоаникий, который уже не оставлял о. Иоанна до своей смерти. Они пробыли в пещере в течение полутора лет в очень тяжелых условиях. Отец Иоанн перевел "Акафист Успения Божией Матери" к 5 августа, и в этот же самый день впоследствии наступит его кончина. Вскоре отец Иоанн заболевает дизентерией, которая не оставляет его целых 18 месяцев. В это время Вторая мировая война разыгрывается с полной силой. Немцы приблизились к Александрии - и, поскольку румыны были в союзе с немцами, англичане собрали всех румын, находящихся в Палестине, в лагере вместе с немцами и итальянцами. По причине знания монахом Иоанном иностранных языков (греческий, английский, арабский)его продержали в лагере девять месяцев, несмотря на тяжелую болезнь. После освобождения из лагеря, он вернулся в монастырь св. Саввы. Это произошло на праздник св.Феодосия, честная глава которого находится в монастыре святого Саввы. Горячая молитва ко святому во время празднования памяти святого была услышана. После поклонения и лобызания честной главы он исцелился от болезни. Отец Иоаникий также почувствовал большое облегчение от своих страданий и был исцелен по молитве преп. Феодосия.
По возвращении в монастырь отец Иоанн вернулся к прежним послушаниям, несмотря на то, что был сильно ослаблен и страдал анемией. Он нуждался в постоянном отдыхе, но в монастыре не было другого молодого монаха, который мог бы понести его послушания.
Вскоре игумен постриг отца Иоанна в Великий Ангельский образ. Душа его еще сильнее воспламенилась желанием пустынного жития. Но Господь судил иначе. В долине Иорданской появилась румынская монашеская община, нуждавшаяся в игумене и духовнике. Выбор пал на о.Иоанна. Хотя ранее он уже 2 раза отказывался от рукоположения в дьякона, но изнуренный болезнью согласился на это. Сначала он был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха и, наконец, в 1947 году возведен в сан игумена монастыря, носившего имя его покровителя пророка Иоанна Предтечи. Рукоположение состоялось в церкви Гроба Господня. После рукоположения, настоятель румынской церкви хотел отправить его в Иорданию, но отец Иоанн сказал ему, что не хочет оставаться в Иерусалиме и желает вернуться в монастырь Св. Саввы. В результате архимандрит Викторен все же направил его в Иорданию, но без еды и какой-либо помощи. Отец Иоанн отправился туда вместе со своим учеником Иоаникием. Это было в декабре 1948 г., когда разгорелась война между евреями и арабами. Дом, в котором они должны были жить, состоял из двух небольших комнат, полных грязи из-за того, что приток реки Иордана разливался на этой территории. Церковь была полуразрушена, на полу росла трава. Постель они смастерили себе из 3-х бочек. Румынский брат из Иерихона приносил им хлеб, и сделал им маленькую келию из дерева в саду скита. Через некоторое время Патриарх Никодим скончался, и, по традиции, через 40 дней после панихиды должны были предложить кандидатуру патриарха. Архимандрит Викторен призвал Иоанна принять в этом участие. О. Иоанн отказался, поскольку не мог принять нового календарного стиля и отказывался служить с другими священниками, которые не следуют древней православной традиции. Кроме того, из того же ревностного служения и любви ко Христу он никогда не преподавал Святых Тайн людям других конфессий, не поддерживая экуменистических взглядов некоторых иерархов. Такой подход разозлил архимандрита. Отец же Иоанн имел большое уважение к канонам православной церкви, из-за чего и терпел скорби.Однажды архимандрит Викторен пришел к Иордану с одним богатым человеком из Америки, хотел увидеть скит и помочь ему деньгами. Когда они сидели за столом, архимандрит Викторин пригласил к столу водителя, который был мусульманином Арабской Джамахирии. Отец Иоанн тут же отошел от стола. Богатый американец рассердился и ничего не дал для церкви. Иоанн считал, что "лучше быть бедным, но чистым".
Иоанн постоянно служил литургии, исповедовал, причащал, обращался к паломникам со словами духовного утешения и поддержки. Часто трудился в небольшом саду. По ночам он выходил на берег Иордана и молился там до рассвета. Иногда на несколько дней удалялся в пустыню; пребывая в посте, молился и клал многочисленные поклоны. Не оставлял он и написания стихов, в которых говорилось о красотах тех мест, где протекали его подвижнические труды, которые он любил больше, чем какие-либо другие.
Пробыв какое-то время в госпитале в Иерусалиме, он решает оставить настоятельство. Вместе со своим учеником он переезжает в скит святой Анны, чтобы уединиться для молитвы в подземных пещерах. В это время у них были хорошие отношения с настоятелем монастыря Святого Георгия Хозевита, который пригласил их к себе в монастырь. В ноябре 1952 года о.Иоанн перешел в монастырь св. Георгия, в окрестностях которого когда-то жил пророк Илия в царствование нечестивого царя Ахава. Там о.Иоанн пробыл один год, пока не приехал из Кипра монах, по имени Павел, который согласился поехать с ним в пещеры скита святой Анны. Монах Павел помог о.Иоанну установить двери и окна в маленькой пещере, где он и провел последующие семь лет, не заходя в монастырь или в Иерихон, несмотря на сильный дневной жар. Вход в пещеру был расположен на высоте 7 метров от уровня поверхности воды, забраться туда можно было только с помощью лестницы. В пещере было три помещения. Первое площадью 12 квадратных метров, имело нишу, вырезанную в стене, служащую престолом; здесь постоянно молился святой Иоанн. Здесь же он отдыхал на рогоже, расстеленной на доске, делал переводы книг с греческого на румынский, писал стихи, пел духовные гимны, имея очень красивый и приятный голос. Доступный для простого человека стиль написания книг, был проникнут духом смирения и кротости, поэтому все, кто читал его произведения, проливал слезы, как бы тяжело не было на сердце. Часть его произведений была опубликована под названием "Духовная пища". Из его сочинений можно узнать, что его ум и сердце всегда были обращены к распятому на Голгофе ради спасения мира Иисусу Христу.
Через лаз, пробитый в стене, можно было проникнуть во второе помещение в 6 квадратных метров, где пустынник вкушал немного пищи. Третье помещение представляло собой «пещеру почивших», где находились останки тех, кто подвизался здесь прежде.Летом жара доходила до 40 градусов по Цельсию. К тому же о.Иоанн страдал от ревматизма, поэтому днем и ночью постоянно снимал мокрые от пота фланелевые рубашки. Его пища была очень скудной - сухари, изредка маслины и хлеб, которые брат Роман приносил ему из Иерихона. Вкушал он пищу 1 раз в день, вечером. Спал 3-4 часа в сутки. Иногда, по большим церковным праздникам, служил в храме прп. Георгия Хозевита. Тогда он спускался из пещеры по лестнице и шел в монастырь ко всенощному бдению, потом сослужил в соборе литургию и причащался Святых Таин. Затем он участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру. Монах же Павел, друг отца Иоанна, жил недалеко от него, в пещерной часовне.
Отец Иоанн страдал и от бедуинских арабов, которые бросали в него камни, желая выгнать его из пещеры, но он претерепел все с благодарностью Богу и большим смирения. До тех пор,пока он жил в пещере, он никогда не видел женщин. Войти к нему никто и не мог, потому что скала была отвесная и забраться в пещеру, похожую на ласточкино гнездо, можно было только по 5-метровой лестнице, которую святой сам спускал по необходимости.
За две недели, прежде чем он отдал свою душу в руки Господа, в полдень, в ясном небе, справа он увидел венец из пальмовых листьев и слова: "Блажен...." Слева были написаны слова "Проклятый....", а также сверкала молния и гремел гром. Он рассказал свое видение своему ученику, Иоаникию, который постоянно заботился о нем. Отец Иоанн не сказал, что означает письменная форма "Блажен ...", дабы не хвалить себя. Зная, что его конец приближается, он принял Святое Причастие. Температура росла постоянно, он слабел, так и не сказав значение слов из своего видения. Это был август,была сильная жара. Ночью отец Иоанн встал на немного, как бы желая что-то сказать, но не мог этого сделать из-за недостатка сил, снова свалившись в постель. Через час, он поднял правую руку и дал благословение на все стороны в знак креста, передавая тем благословение святых отцов, о которых он писал в своих произведениях. После этого, на рассвете четверга, 5 августа 1960 года он был призван к вечной жизни.
Отец Иоанн знал, что идет к Господу еще не в преклонных летах, но не грустил и готовил себя к вечности заранее. Его ученик, схимонах Иоаникий, говорит, что он положил мокрую ткань на тело своего отца, чтобы охладить его, потому что тот горел в лихорадке, тот же не проронил ни звука от боли, а только поблагодарил его приятным голосом. Отец Иоанн всю свою жизнь уважал каноны Православной Церкви от мельчайшей вещи до самой великой. Когда он служил святую Литургии в монастыре Св. Георгия Хозевита в день святого Иоанна Крестителя, то даже отказался дать Святое Причастие жене священника из деревни Тайбе, потому что она съела за день до этого мясо, когда надо было держать пост, по крайней мере, три дня. Тогда настоятель, который, возможно, был ее духовником, надел Епитрахиль и сам отпустил ей грех, а отец Иоанн с того времени не сослужил с другими священниками. На литургии он также не упоминал имена некоторых священников, о которых слышал, что те были масонами. После его смерти, отец Иоанн был похоронен в пещере почивших, где многие отшельники были похоронены в прошлом. В 1968 году, его ученику, схимонаху Иоаникию, удалось напечатать часть работ отца Иоанна в двух томах, под названием "Духовной пища". Это произведение было написано в стихах и отражало всю духовную жизнь о. Иоанна. Спустя некоторое время о.Иоанн явился во сне Иоаникию, сказав, что его могила должна быть открыта. Настоятель и отцы решили подождать. Прошел год, и игумен в конце концов согласился, чтобы открыть пещеру. Это было в 1980 году, спустя 20 лет после смерти святого Иоанна. Когда они открыли могилу, произошло чудо. Тело Иоанна оказалось нетленным, и издавало приятный запах. Лицо о.Иоанна было чистым с черной бородой. Архимандрит Амфилохий, настоятель монастыря прп. Георгия Хозевита, позднее вспоминал: «Мы ожидали увидеть одни лишь святые кости, а почувствовали дивное благоухание. Когда мы сняли крышку гроба, то увидели отца Иоанна словно пребывающим во сне; разложение не затронуло его тела, оно было таким же и в момент смерти. Как будто мы положили его здесь всего несколько часов назад, даже не часов, а только что; облик его был без малейших изменений. Тление не коснулось ни его рук, ни бороды и волос, ни рясы и обуви». Об этом сразу сообщили Патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря прп. Георгия Хозевита. 7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и положены в монастыре. Гроб был плохого качества, но не было денег, чтобы купить новый. В это время в монастырь приехала женщина из Австралии, мать священника Харалампия, которой приснился сон. Неизвестный явился к ней в одежде монаха, и велел ей собирать деньги на раку святого нетленного телом. Однако ей не было сказано, кто он такой и в каком месте. Она рассказала свое видение другим, но никто не мог понять, что это значит. Некоторое время спустя она пришла в монастырь и, увидев отца Иоанна, сказала, что теперь знает, для кого нужна эта рака. На деньги, собранные в Австралии, мощи были помещены в маленькой церкви Св. Стефана, рядом с могилой Св. Георгия Хозевита. Верующие теперь приходят сюда поклониться святому.
Когда мощи были привезены в церковь, настоятель отправился в Грецию, чтобы получить пожертвования на ремонт дороги, которая ведет к монастырю, поскольку она была в очень опасном состоянии. После его отъезда некоторые клирики из Иерусалимской патриархии постановили, что не подобает выставлять мощи человека другой национальности, да еще не прославленного, в их храме. Они посоветовались с Патриархом и решили, что комиссия должна приехать на место и перенести мощи в другое место. Местный епископ, однако, не захотел делать этого в отсутствие настоятеля и ждал его возвращения из Греции. Между тем, патриарх умер, все члены комиссии тяжело заболели. После этого никто больше не думал о перенесении мощей.
Священный Синод Румынской Православной Церкви, принимая во внимание все собранные о новом подвижнике свидетельства, на своем заседании 20 июня 1992 г. постановил причислить Иоанна Нового Хозевита к лику святых и считать днем его памяти 5 августа, день, когда отошел он ко Господу.
Нетленность Иоанна Румынского несколько относительная, не 100 процентная. Серо-зеленая кожа обтянула кости, но для двадцатилетия, проведенного в земле, конечно, состояние ее действительно необычно хорошее.
Краски в этой церкви гораздо веселее , часть сводов выкрашена в цвет,при виде которого в памяти всплывают слова лазурь, лазоревый.
Поднимаемся на третий этаж в пещерную церковь Илии-Пророка Фесвитянина.
Церковь св. Илии Фесвитянина
Выше этих церквей, находится еще одна Святыня и посвященная ей церковь пророка Илии, попасть в которую можно, поднявшись на крышу церкви Пресвятой Девы Марии. Эта церковь представляет собой часовню, но уже с престолом для совершения литургии, разместившуюся в пещере скалы. По преданию, в этой пещере в течение более трех лет жил пророк Илия, подчиняясь повелению Господню: “И было к нему слово Господне: пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и из потока он пил” (3 Цар. 17:2-6). На иврите этот поток называется “нахаль Керит”, Ономастикон Евсевия-Иеронима называет его “Хорра” (ροΧρά) или по-латыни – “Хорат” (Chorath) и относит его “по ту сторону Иордана, где скрылся Илия, на супротив какой-то реки” [14].
Здесь же, по преданию, будущий Богоотец Иоаким молился и жаловался Господу на свое бесплодие и получил от ангела известие о скором рождении у его жены Анны Девочки, Которой в свою очередь надлежало стать Матерью Бога. Предание говорит, что также и сама Анна прожила здесь отшельницей остаток своей жизни после того, как отвела свою трехлетнюю Дочь Марию в Храм, и одно время здесь даже почиталась стопа св. Анны, впоследствии увезенная на Афон, где легла в основу новой монашеской обители св. Анны.
В росписи стен пещеры изображены: свв. Иоахим и Анна, свв. Иоанн и Георгий Хозевиты, Рождество. Почитаются здесь иконы Богоматери, Иоанна Крестителя, Илии. На западной стене находится большая икона Св. Серафима Саровского (1759-1833) – знаменитого русского старца-пустынника . В восточной стене есть могила патриарха Илии I (494-516). Здесь также находится могила монаха Каллиника (1830-1909), восстановившего монастырь.
http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel18.htm
Полумрак, узкий вход и некоторое количество желающих заглянуть- все это против таких горе-фотографов, как я, поэтому оттуда только одна маловразумительная фотка
Вот более подробная фотография с сайта http://www.pravmir.ru/k-prepodobnomu-georgiyu-xozevi/