Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
Прошлой зимой ездил я на Сан-Микеле. Отправился туда на вапоретто один, днём, а не как Бродский – на гондоле с друзьями и ночью. Я не люблю кладбища. Там в голову неизбежно приходят всякие крайне несвоевременные и крайне грустные мысли. Но чем больше тебе лет, тем чаще бросаешь взгляд с фундаменто Нуово на длинную кирпичную стену с кипирисовым частоколом поверх...
Даже не зная, что именно за стенами этой крепости, о приближении чего-то жуткого непременно напомнит "Лодка Данте". Вергилий как-то слишком истерично показывает перстом в сторону Сан-Микеле... Так и кажется, что вот-вот из воды в борта хрупкой лодчонки судорожно вцепятся страшные грешники и уволокут её на илистое дно лагуны, которая по сути и есть огромное болото – наподобие того, что пересекали Вергилий с Данте в его "Божественной комедии".
Ну прям, как у Делакруа в его "лодке"...
Вергилий, знамо дело, в Венецию в своё время заглянуть не удосужился. А вот Данте здесь хаживал. Это здешний Арсенал с его потогонным конвейером навеял поэту песнь об одном из кругов Ада. Хотя во времена Данте Сан-Микеле вовсе не был окутан нынешней мистикой. Это был крошечный безымянный островок на полпути от Венеции к Мурано, на котором жили монахи да монашки. Но великолепная церковь в честь св. Михаила – Сан-Микеле ин Изола, появится тут лишь веком с небольшим после ухода в мир иной самого синьора Алигьери.
Если посмотреть знаменитых венецианских ведутистов XVIII века, то ни у кого не обнаружится ни намёка на нынешнее положение острова. Вот, к примеру, Йохан Рихтер... Кьеза на месте. Мурано тоже в наличии. Островок – с гулькин нос.
Вот Каналетто... Кьеза на месте. Мурано по-прежнему маячит на заднем плане. А вот на переднем – еще один островочек, Сан-Кристофоро. Там одноимённая церковь с аббатством. Была когда-то...
Наконец, самый поздний ведутист – Франческо Гварди. "Вид на Сан-Кристофоро, Сан-Микеле и Мурано"... Вид, так сказать, с тыла. Ничего общего с нынешним печальным состоянием...
Оно и понятно. Кладбище появилось на Сан-Микеле (вернее, сначала на Сан-Кристофоро) лишь в 1807 годе - по приказу наполеоновской оккупационной администрации. По соображениям санитарии. До Наполеона венецианцы хоронили своих мёртвых в самом городе. В 1836 году островочки слились, впоследствии венецианцы нарастили территорию погоста и возвели вокруг него почти что крепостные стены. Сан-Кристофоро канул в Лету. Так родился остров мёртвых – изола дей морти, Сан-Микеле...
Но чем больше тебе лет, тем чаще бросаешь взгляд с фундаменто Нуово на длинную кирпичную стену с кипирисовым частоколом поверх...
А что, здорово, наверное, остаться в Венеции в буквальном смысле "навсегда". )) Только не всё ли равно потом, где сохранять свои останки. Кстати, там ещё хоронят?
Ариал написал(а):
Так и кажется, что вот-вот из воды в борта хрупкой лодчонки судорожно вцепятся страшные грешники и уволокут её на илистое дно лагуны, которая по сути и есть огромное болото – наподобие того, что пересекали Вергилий с Данте в его "Божественной комедии".
Дим, а при высокой воде, когда волны заливают лодку, наверное, эти ощущения ещё значительнее. Бывает такое?
Ариал написал(а):
До Наполеона венецианцы хоронили своих мёртвых в самом городе.
по большей части уже на материке. на сан-микеле - только кремация в основном. но читал, что даже кремированных на СМ держат только 10 лет, потом вывозят на материк. дорого, наверное.
CosMary написал(а):
наверное, эти ощущения ещё значительнее. Бывает такое?
просто когда плыл мимо Лодки Данте, то вспомнил ужасы Делакруа ))
CosMary написал(а):
В каком месте? Что там сейчас?
высшую знать - само собой в церквях, монастырях. простолюдинов - при церковных кладбищах. при некоторых еще видны могилы (например, на задворках деи Гречи).
Попробуем взглянуть на "Лодку Данте" под другим углом зрения. Что мы видим? Мы видим в лодке двух поэтов, урождённых на Сапоге. Один что-то буквально вопиёт другому. Слов мы не слышим. Но эмоциональность беседы налицо. При этом Вергилий указует Данте на остров мёртвых. Традиционное толкование таково: наипрямейшая аллюзия с "Божественной комедией". Предлагаю нетрадиционное: ужосс, паника и зависть!
– Ты видишь этот прекрасный остров за моей спиной? – Вскричал Вергилий, в ужоссе откидывая голову на плечи. – Вижу. – Невозмутимо ответствовал Данте, слегка отстраняясь назад. Так, чтобы вергилиевы слюни не брызгали ему на щёки. – И что? – Как что?! Там полно русских! Стравинский, Дягилев, Бродский... Они уже там, а мы всё ещё тут...
Не такой ли смысл вложен в "лодку" с двумя великими итальянцами на утлом борту, которые призваны вечно плыть к острову достойной смерти и обречёны никогда в тамошний некрополь не попасть? Если Венеция – лучший город на свете, не есть ли её погост наилучший в той же степени? Вот он – рукой подать, а не дотянешься, не упокоишься! Мутные волны накатывают на бронзовую барку, а она ни с места! Поставлена на вечный прикол. И поставил её сюда... московский скульптор Георгий Франгулян.
Было время, когда места захоронения великих русских имён было тайным знанием, передаваемым из блога в блог с неимоверной гордостью – "и я тут был, и я нашёл!". Особо ответственные и отзывчивые русские паломники клеили на церковную стену на входе листочки-стрелочки, но долго ли они могли провисеть на ветру? Сейчас всё просто: чёткий указатель в сторону знаменитых могил встречает русского туриста практически сразу, едва он сходит с вапоретто на санмикелевский причал... По времени это рассекречивание совпало с визитом в Венецию в мае 2010 года Светланы Медведевой, когда на набережной Неисцелимых к 70-летию Иосифа Бродского и 20-летию выхода в свет одноименного эссе появилась памятная доска в честь поэта.
Если пройти от входа на кладбище строго по стрелке указателя, практически никуда не сворачивая, прямо-прямо, то вскоре упрёшься в дверь 14-го участка. Он называется Greco. Greco Orthodoxo – так в Венеции именуется православие.
Это довольно обширный участок, совершенно изолированный от остальной части некрополя. Здесь хоронили и хоронят только православных, необязательно русских. Участок поделен на четыре квадрата и рассчитан на 265 могил, 163 из которых уже заняты. Так что свободные места для погребения тут ещё имеются ))
Конечно, что скрывать, целью моего заезда сюда были знаменитые, громкие могилы. Однако интересно и просто побродить по кладбищу. Здесь тихо, несуетно, несколько запущено. Я был совершенно один, хотя свежие цветы на многих могилах говорили, что они не забыты. Есть могилы старые, дореволюционные, есть свежие, относительно недавние. Чисто русских могил тут меньше трети – около пятидесяти. И лишь на двенадцати – эпитафии на кириллице... "Да будетъ воля твоя"...
Вот Модестъ Николаевич Бакунинъ... Нет, к знаменитому анархисту никакого отношения не имел. Это вице-консул Российской империи в Венеции в XIX веке, умер в 1889-м...
Это надгробие Екатерины Павловны Багратион, внучатой племянницы князя Потёмкина, жены знаменитого полководца, любовницы Миттерниха, красавицы, кокотки и ветреницы. В Европе, куда подалась юная супруга Багратиона, оставив мужа в России, её прозвали "обнажённым ангелом" – она обожала носить прозрачные платья... )) По слухам в Вене за её благосклонность соперничал Александр I и ревнивый Миттерних якобы вызывал русского императора на дуэль. Скончалась в Венеции в возрасте 75 лет – старая, больная, у неё отнялись ноги и слуги возили княгиню в коляске...
А это могила княгини Екатерины Трубецкой. Нет, это не та Екатерина Трубецкая, что поехала "во глубину сибирских руд" за мужем-декабристом. Это та, что уехала от мужа в Европу почти сразу после свадьбы )) Екатерина Петровна Трубецкая, урождённая Мусина-Пушкина, была фавориткой Николая I, тот её обрюхатил и, когда она была уже вот-вот на сносях, насильно выдал замуж за князя С.В. Трубецкого. Да, это секундант Лермонтова на его дуэли с Мартыновым. Однако сразу же после рождения дочери "супруги" расстались и княгиня навсегда уехала за границу...
Могила княгини Трубецкой находится как раз рядом с могилой Сергея Дягилева. Найти её очень просто. От входа на участок нужно пройти гравийной дорожкой строго прямо – до самого его конца и посмотреть налево. Там, у голой, мшистой кирпичной стены среди белых крестов и будет надгробие знаменитого балетного импрессарио – его не спутать ни с чьим. Оно эффектно, как сама жизнь этого талантливого человека. Оно и само напоминает маленькую сцену...
Знакомьтесь! Sergeie Diaghilew, 1872—1929... Если приподнять букет полузасохших роз, то там обнаружится эпитафия: "Венеция – постоянная вдохновительница наших успокоений"... Человек, который сводил с ума всю культурную Европу начала XX века, умер почти в полной нищете. Похоронен на деньги Мизии Серт...
По традиции на могилу Дягилева приносят поношенные балетки. Поношенных балеток у меня отродясь не было. Я потряс чужой погремушкой, аккуратно вернул её на прежнее место под портретом, положил презентом Дягилеву белый камешек и пошёл к Стравинскому. С ним связана одна удивительная санмикелевская то ли байка, то ли легенда, то ли быль...
Дима, с трепетом душевным читаю рассказ - как всегда, обстоятельный, интересный, открывающий мне много нового.
И меня тронули могилы наших соотечественников. Но, конечно, самое тяжелое впечатление производит "детский" участок, campo dei bambini. А сколько перезахороненных моряков и морских офицеров, Вы видели? Английских и российских, умерших около ста лет назад, но памятники относительно новые, все в одном стиле. Наверно, какое-нибудь морское общество не оставляет своих героев.
увы, нет. около входа видел доску в память венецианцев, погибших в России во 2МВ... в чисто венецианское кладбище сильно не углублялся, оно очень обширно – так, сделал лишь небольшой кружок. но отметил, что могилы в той части буквально завалены цветами.
Ingrid написал(а):
И фотографии ее деталей - тоже...
а вот кто подскажет, как правильно называется та шикарная штуковина, что я обозвал прозаической погремушкой ? она должна называться как-то очень красиво. ну, не трещотка же... ))