Тот путь, которым я шла, вывел к капелле Рождества под номером 3. Автомобилисты здесь могут оставить машину и дальше пешком. И даже отсюда до Сантуария еще высоко. Да еще и брусчатка неудобная. К тому моменту ноги уже устали и под тонкой подошвой ощущался каждый камешек. Видела, как поднимались на велосипеде и мотоцикле, судя по всему можно проехать и на машине. Но в любом случае, чтобы посмотреть капеллы подняться и, следовательно, спуститься пешком придется.
Теперь к истории этого места. В средние века паломничество на святые земли среди верующих было делом праведным, но не все имели такой возможности, да к тому же мероприятие это времязатратное и небезопасное. Потому в 15-17 веках как грибы по всей Европе и в Италии в частности стали «расти» локальные места паломничества. Первым в северной Италии в 1491 году был построен «Новый Иерусалим» в Варалло, в Пьемонте. Потом возникли святые горы на озере Орта, в Варезе, Ароне, Гралье и др. Сам Карло Борромео покровительствовал строительству святилищ на горах и жертвовал на эти цели немалые деньги.
Здесь, на севере как нигде католическая церковь чувствовала опасность со стороны протестантской реформации, нужно было укрепить людскую веру, в первую очередь веру простолюдинов. А что лучше всего этому может способствовать, как не зрелищные «театры в горах»? Многие бедняки не умели читать, но разглядывая фрески, картины и статуи начинали понимать смысл Библии, их вера становилась крепче и незыблемее. Кроме того, еще с древних, языческих времен сложилось так, что храмы строили в самых высоких точках, ближе к небу. Должно быть любой человек, преодолевавший крутой подъем, чувствовал почти тоже, что и я - радость, удовлетворение, торжество. Но я эти чувства приписываю только себе, а они считали, что благодать получена свыше. Не буду вдаваться в философские размышления, но по сути и они, и я одинаково правы.
На строительство святых гор нужны были рабочие, каменщики, художники, скульпторы. И так как работа специфическая – на перепаде высот, одна и та же «бригада» нередко кочевала с места на место, оттого считается, что все Святые горы в северной Италии чем-то схожи между собой.
Еще до решения возвести в Оссуччо Святую гору здесь, на вершине, с 14 века стоял Сантуарий Мадонны дель Соккорсо, построенный на развалинах языческого храма Цереры. По легенде пастушка нашла в пещере статую Богородицы, послужившую толчком начала строительства Сантуария. Эта статуя с 14 века до сих пор стоит там.
Есть свидетельства, что рядом с Сантуарием жили францисканские монахи-отшельники. Точно не известно, кто был инициатором начала строительства капелл, возможно и эти самые монахи, но финансировали проект богатые местные семейства. В 1620 году начали возводить первые 4 капеллы по образцу тех, что уже были построены на Монте ди Варезе. Авторы этих капелл неизвестны.
Уже в 1635 году началось массовое строительство остальных десяти капелл мистерий, изображающих сцены из Библии. Всего получилось 14 капелл, которые украшали 230 терракотовых статуй. Автором статуй в последних 10-и капеллах является Агостино Сильва, авторы фресок – Карло Гаффури, Инноченцо Торриани, Джанпаоло Рекки.
На сегодняшний день несмотря на покровительство Юнеско капеллы находятся в плачевном состоянии. Где-то полная разруха – не сохранились ни краски, ни статуи, две-три капеллы закрыты и в них идет ремонт, то, что сохранилось, нужно еще попытаться увидеть. Еще сложнее что-то сфотографировать. Войти нельзя, смотришь только через окошко и хорошо если на нем крупная решетка, на большинстве – мелкая сетка. Туристы и паломники, правда, наковыряли в решетке мелкие дырки, вот в них-то я и протискивала объектив, когда было что снимать. Иногда потом на фото даже понятнее сюжет, чем воочию. В-общем, занятие увлекательное.
По пути наверх я в капеллы почти не заглядывала, меня терзала одна только мысль – о маааленькой колоночке с холоднееенькой водичкой, что стоит у Сантуария. Во рту все пересохло, запасы воды иссякли. Я прямо чувствовала, что колонка должна быть. Она не могла не быть. И вправду была ))
Наверху, в Сантуарии я почти не снимала – там были верующие – итальянские синьоры, дети, было как-то неудобно, тем более что я и так чувствовала себя чужеродным телом. Церковь внутри небольшая, над алтарем утопающая в свечах та самая статуя Богородицы, обретенная пастушкой в пещере. Люди подходят, молятся, зажигают новые свечи, опускают в ящички пожертвования. Я же больше всего радовалась возможности посадить свое тело и недвижимо посидеть какое-то время. С самого верха все на берегу казалось крохотным, я только через объектив после многократного приближения смогла различить контуры колокольни Санта Марии Магдалены. Радость того, что дошла путалась с какой-то опустошенностью, усталостью и мыслями о том, что предстоит еще обратная дорога. Минут 30 я сидела у ограждения, вглядываясь вдаль и пытаясь ощутить силы на продолжение пути. И вроде бы они возникли.
Уже по пути назад, когда спускалась и было легче, стала заглядывать во все капеллы подряд. Внешне они разные по форме – круглые, прямоугольные, квадратные, чаще всего с двумя выступающими колоннами, есть и очень похожие.