Рассказ о римских раннехристианских базиликах мне бы хотелось начать с небольшого и внешне неприметного храма. Вход в этот храм расположен на Виа Урбана значительно ниже тротуара и мимо него можно пройти мимо и даже не обратить особого внимания.
Между тем, эта крохотная церковь является одним из величайших храмов всего Христианского мира.
Церковь во имя преподобной Пуденцианы построена там, где две тысячи лет назад стоял дом её отца - римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимофею.
Будучи добродетельным человеком, Пуд принимал в доме своем апостолов Петра и Павла; у него также собирались и другие верующие, так что его дом впоследствии обратился в церковь. Предание говорит, что в этой церкви священнодействовал сам апостол Петр.
Пуд скончался мученически в Риме в 67 г., будучи усечен мечом, по повелению Нерона, одновременно с апостолом Павлом.
У св. Пуда было четверо детей: Новат, Тимофей, Пракседа и Пуденциана.
Внутри главного престола церкви, стоит рака из желтого и зеленого мрамора, где почивают: мощи апостола Пуда; мощи св. Новата, сына апостола Пуда и часть мощей преподобной Пуденцианы, которой и посвящена церковь.
В соседнем с главным престолом приделе с левой стороны, внутри находящегося престола, находится древняя доска, на которой священнодействовал апостол Петр во время своего пребывания в доме апостола Пуда. Здесь же есть колодец, в котором сокрыто три тысячи мученических тела.
Над главным престолом в полукуполе сохранилась древняя мозаика, относящаяся к концу IV в.. Христос представлен здесь на троне в окружении апостолов на фоне сказочных строений небесного Иерусалима. В облаках изображены символы четырех евангелистов — крылатые полуфигуры ангела, льва, быка и орла; над головой Христа — огромный крест. В этой мозаике христианская догматика причудливо смешивается с античной традицией: Христос, представленный в качестве вседержителя, напоминает античные изображения Юпитера, образы ангелов индивидуализированы, фигуры их трактованы с большой пластической выразительностью. Колористическое решение мозаики Санта Пуденциана богатством и разнообразием сильных цветовых звучаний заставляет вспомнить мозаики эллинистической эпохи.
Тут явно трудились мастера не византийской, а еще античной выучки.
Мозаика эта представляет огромный интерес, как один из самых ранних образцов христианской мозаики в Риме.
А на этом снимке можно увидеть верхнюю часть Храма с кампаниллой: