Рим и окрестности (Тарквиния, Черветери, Браччано, Тиволи, Остия, Неттуно)
7-13 апреля 2018
Снова здравствуйте, друзья (а также просто знакомые и коллеги по "охоте к перемене мест")! Среди "кандидатур" для первой поездки нового сезона (а что это будет именно Италия, подразумевалось изначально) рассматривались, главным образом, Венеция и давно вынашиваемое путешествие по Тоскане под условным названием "Сиена и окрестности". Оставалось только сожалеть, что Рим, неожиданно произведший буквально феерическое впечатление от прошлогоднего посещения и настоятельно требовавший "продолжения банкета", в число претендентов не входил - по банальным логистическим причинам: лететь туда было нечем. Летать с пересадками мы уже как-то обленились (прошлогодняя Каппадокия в этом смысле была компромиссом с имеющимися реалиями), а "Алиталия" пока ещё занимает прочное место в моём "чёрном" авиасписке после того как поменяла время вылетов пяти (!) последних рейсов из шести полётов, причём от 100%-го "антирезультата" спасло только то, что оставшееся шестое плечо выполнял родной "Аэрофлот". Что же касается самого "Аэрофлота", то, как говорится, "летайте сами" с его "римскими" ценами. Которые ещё более-менее можно поймать, как в прошлом сезоне, на конец марта, но уж никак не на середину апреля. А что у нас в этом году в конце марта? Ага, она, католическая Пасха, которую я после испанской Семаны Санты обхожу далеко и стороной. Так что Риму никак не суждено было случиться ... если бы не произошло одно самое "обыкновенное чудо".
Глядя на расширение полётной сетки очень любимой и уважаемой мной компании С7 (минусы которой кажутся незначительными перед откровенными плюсами), я так надеялся (хотя, признаться, оснований для этого не было никаких), что к их "итальянской" программе добавится Рим... Даром предвидения я не обладаю, но чудо свершилось! Видимо, эта надежда оказалась столь сильной (вспомним, что материализация намерений - "классика" любой эзотерики), что осенью С7 анонсировала открытие нового рейса - как раз в Рим! Оставалось только дождаться нужной акции, немного поиграть датами - и ... Венеция с Пизой отправились назад в "лист ожидания". А реальностью поездки стал ОН - Рим.
Правда, это чудо возымело и обратную, негативную сторону . Нет, ничего особо страшного не случилось, но уже во время поездки стало ясно, что посещение Рима второй год подряд оказалось тактической ошибкой. Тут надо напомнить (и те, кто читает мои рассказы, не говоря уже о моих друзьях, наверняка это знают), что возвращения (или "камбэки", как сейчас модно их называть) - не наш стиль. И как бы и где нам ни понравилось, мы ни разу не возвращались в те же города (не считая, конечно, чисто логистических ситуаций). В этот же раз речь шла о совершенно новых местах - что в самом Риме, что за его пределами, поэтому "камбэком" это, вроде бы, не считалось. Но... ощущения новизны не было, и свежести впечатлений тоже... Оказалось, что за год мы ещё не успели эмоционально отдохнуть от Рима (который всё-таки сильно утомляет в больших дозах!), не говоря уже о том, чтобы соскучиться по нему. Ну, что делать, "и на старуху", как говорится... По крайней мере, стало понятно, что ехать в Венецию в обозримом будущем не стоит, дабы не наступить на те же "грабли" - и на том спасибо...
***********
А ещё в этой поездке нам откровенно не повезло с погодой... Нет, "второй Бельгии", к счастью не случилось, от новых "Марселя" и "Антверпена" (эти слова у нас связаны не столько с названиями всем известных городов, сколько отражают крайнюю степень неблагоприятных погодных условий, в которые там когда-то угораздило вляпаться) господь уберёг, но всё равно, от Рима середины апреля можно было ожидать чего-то лучшего... Судите сами: из пяти полных дней только один оказался откровенно солнечным, ещё один - тоже "условно ясным", но уже с дымкой на небе, третий - сильнооблачным, если не сказать - пасмурным, а два других - откровенно пасмурными и дождливыми. И хотя гулять под по-настоящему проливными дождями не пришлось (да и вообще с ними почти удалось разминуться на "параллельных курсах", правда, зонтик своё получил и сухим не остался), качество фотографий пострадало очень сильно, и этим мой рассказ, конечно, проиграет яркому прошлогоднему "Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров и средневековые туфовые городки" (равно как, думаю, и своим эмоциональным настроем, объяснимым вышесказанными факторами). Так что заранее прошу - не судите строго, пианист играет, как умеет...
***********
Я не намерен слишком затягивать это предисловие, но не могу не сказать ещё несколько слов по важному для многих вопросу - месту базирования в итальянской столице. Уже второй раз подряд мы останавливаемся в районе Пирамиде - Остьенсе, и если в том году это решение было "экспериментальным" (хотя и осознанным), то в этом я ещё раз убедился, насколько оно удобно и рационально. Вообще говоря, это место редко рассматривается в качестве самых удобных локаций, и в обсуждении тем типа "где остановиться в Риме" фактически не всплывает. И, на мой взгляд, совершенно незаслуженно. Не пытаясь никого ни в чём переубедить и, тем паче, "перевербовать", я просто расскажу о преимуществах этого района, как их вижу сам.
Во-первых, доехать сюда можно не на дорогом "Леонардо" за 14 евро, а обычным "реджионале" за 8 - то есть почти вдвое дешевле. При этом время в пути, несмотря на то, что электричка идёт с остановками, получается тем же самым - около 32 минут.
Во-вторых, с вокзала Остьенсе отправляются поезда во многие традиционные для однодневного выезда из Рима городки: Витербо, Тарквинию, Браччано, Черветери, а от расположенной буквально в трёх минутах ходьбы конечной станции "лёгкого метро" (линии Roma-Lido) - до Античной Остии.
Во-третьих, в этом районе прекрасная внутригородская транспортная инфраструктура: станция метро Piramide, от которой всего 2 остановки до Колизея, автобусы 23 и 280, идущие вдоль Тибра, на которых можно доехать к острову Тибуртина (и, перейдя реку, оказаться в Трастевере), Театру Марцелла и замку Св. Ангела, трамвай N3, чей маршрут протянулся почти через весь Рим, и на котором тоже можно доехать до Трастевере.
В-четвёртых, отсюда просто пешком можно быстро дойти, например, в качестве вечерней прогулки, до многих знаковых достопримечательностей Рима: уже упомянутого Трастевере, района Велабр (под этим именем, думаю, его знают не многие, но почти все сразу поймут, о чём идёт речь, когда я назову древние храмы Бычьего форума, церкви Сан-Джорджио-ин-Велабро и Санта-Мария-ин-Космедин, известную как пристанище популярных и многими любимых, судя по очереди к ним, Уст Истины, Арку Януса...), Термов Каракаллы и, конечно же, Авентинского холма с Апельсиновым садом и знаменитой замочной скважиной, через которую открывается вид на купол Собора св. Петра. Не говоря уже о Мавзолее Кая Цестия (той самой "Пирамиде") и одних из самых впечатляющих ворот старого Рима - св. Павла (Porta San Paolo). Кстати, совсем рядом находится и так называемое Некатолическое кладбище, которое, судя по тому, что я прочитал, пользуется определённой популярностью среди наших соотечественников. Напомню также, что до Колизея в одну сторону и до одной из самых знаковых римских церквей - Базилики Святого Павла "за стенами" в другую - всего по 2 остановки метро.
Ну и в пятых, здесь всё в порядке с наличием сетевых супермаркетов, только 3 из которых находятся в нескольких минутах от любой точки между станцией Пирамиде и вокзалом Остьенсе.
Да, и ещё: район этот, может, и не самый респектабельный, но уж точно не "мутный" и очень "римский": за всё время мы не увидели здесь ни одного "лица мигрантской национальности", мест скопления которых многие туристы так стараются избежать.
В общем, если судьба когда-либо ещё раз забросит меня в Рим (что уже маловероятно, поскольку мы "испили" его практически до дна), то вопрос выбора места проживания стоять не будет - конечно же, Пирамиде (очень смешно слышать, как по-итальянски это слово произносится с ударением на 2-ом слоге).
***********
Ну а теперь я с вашего позволения перейду непосредственно к рассказу об увиденном и посмотренном. А если я упустил что-то из "оргвопросов" общего плана, то у меня ещё будет возможность вернуться к ним в разделе самого Рима.
Вообще говоря, в отличие от предыдущего рассказа (который, как я понял, когда недавно перечитал его, получился очень удачным; простите мне эту кажущуюся нескромность, но это действительно так - моя "планка" самооценки очень высока и соврать не даст), заканчивающегося Римом, этот я изначально хотел с Рима начать. Но, скажу откровенно, писать о нём я ещё не готов, так что Рим будет чуть позже, пока даже не знаю, когда именно - в середине или опять в конце. А может, как когда-то Париж, я разбросаю его по всему рассказу, перемежая главками о выездах. В общем, посмотрим, куда заведут меня мои ангелы, отвечающие за творческую часть моей жизни. Тем более, что, как показывает опыт, чего-то стоит только то творение, которое творится само по себе, используя автора лишь в качестве "подсобного рабочего"
А начну я - возможно, для "разминки", чтобы "вкатиться" в тему - с самой лёгкой, как мне сейчас представляется, части этого рассказа – об Античной Остии.
<<<<<<<<<<<<< ============== ОСТИЯ ============== >>>>>>>>>>>>>
Античная Остия – один из немногих древних городов, дошедших до наших дней в относительно неплохом состоянии, разумеется, изрядно разваленный, но всё же не до уровня одних лишь фундаментов. Конечно, её нельзя сравнивать с такими "шедеврами жанра", как иорданский Джераш, сирийская Пальмира (степень её разрушенности последней войной пока оценить сложно), ливийская Лептис-Магна, тунисская Дугга, но вполне можно поставить рядом с намного более известными и раскрученными Помпеями, которым Остия если и уступает, то далеко не во всём и со многими оговорками.
Добраться сюда проще простого: пожалуй, Остия - самый легко доступный "достопримечательный" пригород во всей Европе. Надо просто сесть на электричку, отправляющуюся от станции "Porta S. Paolo", расположенной возле метро Piramide и в 5 минутах ходьбы к северу от вокзала Остьенсе. По сути, это даже не электричка, а что-то вроде наземного "лёгкого метро", официально именующегося линией "Рим-Лидо". Собственно, и сами вагоны здесь чисто "метровские", что снаружи, что изнутри, так что даже в окно толком не посмотришь: либо гляди напротив, либо криви шею вбок. Впрочем, смотреть по пути особо и не на что.
Расписание движение "метропоездов" можно найти на сайте главного римского транспортного оператора ATAC - http://www.atac.roma.it/files/doc.asp?r=2108 . А можно и не искать, поскольку ходят они очень часто: каждые 10 минут по будним дням (включая субботы) и чуть реже - через 15 минут (до 8.30 утра и после 19.30 вечера - раз в полчаса) по выходным и праздникам. Нужная станция так и называется: Ostia Antica, ехать до неё от конечной 7 остановок и 26 минут. А от станции - рукой подать: https://www.google.ru/maps/dir/41.75821 … m2!4m1!3e2 . Всю "техническую" информацию о работе археологического парка можно посмотреть на сайте http://www.ostiaantica.beniculturali.it … e-tariffe. Задолго до открытия вы вряд ли сюда приедете, так что главное, что нужно знать в этой части - что Античная Остия закрыта по понедельникам. Ну и второе - что вход в неё, как и во многие прочие итальянские музеи, бесплатный в первое воскресенье каждого месяца (сколько при этом будет народа - это уже другой вопрос).
***********
Пройдя через контрольные турникеты, мы оказываемся в начале главной улицы древнего города, ориентированной с востока на запад - традиционного для римской планировки декумануса. Когда-то она была продолжением ведущей сюда 30-километровой Остийской дороги Виа Остьенсе, начинавшейся от одноимённых ворот (ныне - Ворота Сан-Паоло) в Риме. Всё самое интересное ещё впереди, но антураж этого места захватывает с первых же шагов: