Название Кармель в Израиле в декабре месяце мелькало в новостях всех мировых агенств в связи с катастрофическом пожаром под Хайфой. Имя это носит горный массив, вытянувшийся в северо-западной части Израиля. С запада массив спускается к Средиземному морю, с севера переходит в долину Звулун, к востоку и югу , понижаясь,переходит в холмистую местность в районе городов Биньямина на юге и Йокнеама на востоке , В самой высшей точке Камель достигает 546 метров. Расположено это место к югу-востоку от Хайфы, ступеньками расположившейся на самом хребте.
В этом районе в древние времена было развито виноградорство. Правда, поток эти навыки были почти утеряны, но не навсегда, в настоящее время виноградорство и виноделие в Израиле достаточно развито. А в память о древнем винограде, в изобилии росшем на склонах горного массива, тот и носит название Кармель-Керем Эль -Божий Виноградник .
Окрестности Кармеля были свидетелями всевозможных событий, борьбы за власть, всевозможных битв.Пещеры Кармеля издавна использовались людьми для жилья. Археологам, работавшим в этих краях в 1929—1934 гг., повезло. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города Зихрон-Яаков, в пещерах Табун и Схул гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных, в том числе практически целый скелет неандертальской женщины.В пещере Кебара на горе Кармель был найден скелет неандертальца, жившего 60 тысяч лет назад, у которого полностью сохранилась подъязычная кость, совершенно идентичная кости современного человека, которая позволяет человеку говорить.
В этих же местах учеными были обнаружены фрагменты украшений, сделанных из просверленных раковин. Две такие бусины, датируемые 100 тыс. лет до нашей эры, нашли при раскопках уже упоминавшейся пещеры Схул (Skhul).
Так уж случилось, что есть в истории личности, почитаемые представителями нескольких религий. Взять того же Моше- Моиссея- Мусу,которого чтят и иудеи, и христиане и мусульмане. И что греха таить, не только чтят, но и активно используют их имена и места с ними связанные не только в духовном плане, но и в материальном .
Но оставим в стороне это сторону вопроса и просто прогуляемся в одно очень симпатичное место связанное с еще одной исторической фигурой, значимость которой признается и представителями всех трех монотеистических религий и даже своеобразной религии друзов. Элийягу или Элийя(др.-евр. אֵלִיָּהוּ ,др.-евр. אֵלִיָּה ), Илья ( русск. Илья), Ильяс (араб. إلياس )- библейский пророк в Израильском царстве, в IX века до н. э.
О чудесах, творимых этим пророком информации огромное множество, есть перечень и в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Илия_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA) С именем горы Кармель и связано имя этого пророка. В городской черте Хайфы есть две пещеры, где по преданию жил Илья пророк- одна на восточном склоне в районе ул.Алленби, другая на верху там, где Стелла Марис в Монастыре Кармелитов. Об этих пещерах как-нибудь в другой раз поговорим, но на этот раз нас интересует место, где Илья-пророк совершил, наверное, самое главное в его жизни чудо -
победил языческих жрецов бога Ваала (Баала) и продемонстрировал, кто есть истинный Бог,обращением к богу призвав с небес огонь во время жертвоприношения, в отличие от жрецов Ваала, которые совершенно зря весь день взывали к своему богу, вопили, кололи себя ножами. На вечерний призыв Ильи-пророка, которые еще и усложнил себе испытание, повелев вырыть вокруг жертвенника ров, трижды полить жертвенник водой , которая, стекая, заполнила ров
ниспал огонь Г-сподень, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах; и воду, что была во рву, вылизал. И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Г-сподь – Он Б-г, Г-сподь – Он Б-г.
(Мелахим I. Пророки)
огонь Господень пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве . (3 Цар. 18:38)
Не буду углубляться в последующую после жертвоприношения резню.
И сказал им Элиягу: схватите пророков Бааловых: да не спасется ни один из них. И схватили их, и свел их Элиягу к потоку Кишон, и зарезал их там.
(Мелахим I. Пророки)
Увы, ни одна религия не утверждалась безболезненно. Либо страдали приверженцы старых религиозных догм, либо новаторы. Так и победой над жрецами Ваала борьба не закончилась, мир не воцарился даже в отдельном этом месте, желающие им владеть неоднократно сменяли один другого на протяжении тысячелетий. Да и сейчас все очень и очень зыбко в этих местах. Все, кроме красоты этого места. Она по-прежнему привлекает сюда даже тех, кто вполне безразличен к истории и религии.
Место это называется Мухрака (ударение на У)-что означает на арабском языке "огненное место" . После прихода арабов на эти земли одна из вершин Кармеля (492 м над уровнем моря) получила арабское название Джебель-Мар-Элиас (Джибер маар Элиас) – гора Пророка Ильи, а восточная ее возвышенность – Эль-Мухрака от сочетания дир эль мухрака-монастырь на месте пожара.
Описание же этого места встречается с древних времен. Еврейский путешественник Беньямин из Туделлы в 1165 году совершил паломничество на Святую Землю Илии и видел там некое сооружение, воздвигнутое по предание,как алтарь самим Ильей-пророком из 12-ти камней, олицетворяющих 12 колен Израилевых-
И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова.
(3 Цар. 18:31): "На вершине горы видны следы жертвенника, восстановленного пророком во дни царя Ахава. Место этого жертвенника в окружности занимает до 4-х локтей. У подножия горы течет поток Кисон”.
Место это, где произошло жертвоприношение и Илья-пророк воздвиг алтарь, было приобретено кармелитами в 1858 году. В 1883 году монахи построили здесь небольшую церковь, впоследствии был построен и маленький, буквально на 10 человек, монастырь кармелитов, приверженцев единственного Ордена, основанного на Святой Земле во времена первых крестовых походов http://www.discalcedcarmel.com/ . Кармелиты выбрали своим святым покровителем именно Илью-пророка за его фанатичную приверженность служению богу и аскетичный образ жизни. Название монастыря, расположенного на этой горе- Монастырь Босых Кармелитов происходит от названия самостоятельной части Ордена Кармелитов , а именно, Ордена босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, принявшего свой устав в XVI веке.
Обязательно стоит отметить необычную для современного человека форму алтаря в церкви монастыря. Основанием для его столешницы служат необработанные камни. Объяснения, почему именно они использовались хорошо изложены здесь http://irusalimland.blogmetro.ru/2009/06/page/5/
Здесь же "алтарь” – именно алтарь, изготовленный по всем правилам, предписанным Торой для жертвенников
Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных. Ибо как скоро наложишь на них тесало твое, то осквернишь их.
(Исх. 20:25).
Железо – орудие войны, оно не должно было касаться святого места – символа примирения человека с Богом. ...жертвенник из камней, не поднимая на них железа. Из камней цельных устрой жертвенник Господа, Бога твоего, и возноси на нем жертвы всесожжения Господу, твоему
(Втор. 27:5-6).
За менее, чем полтора века, монахи несколько раз изгонялись из своих владений, постройки частично разрушались. Так, например, вначале Первой Мировой войны из Баварии по инициативе Главы ордена в 1905-1919гг отца Сирилла из Баварии была привезена скульптура- статуя Ильи-пророка, убивающего мечом своих врагов. Однако турки, захватившие в конце войны монастырь, ограбили его, разрушив большую часть строений и сбросив статую в овраг. Найдена она была около 50 лет назад основательно поврежденной-проржевел металлический каркас, голова и правая рука по окоть были оторваны. По счастливой случайности голову нашли в местном колодце, а вот рука была утеряна безвозвратно. Тем не менее, вместе с постройками по существующим фотографиям статуя была воссоздана.
От истории перейдем к действительности и тому, что мы увидели во время прогулки в Мухраку..
Для начала-как проехать.
Добираться туда совсем не сложно, гораздо проще, чем написАть - с дороги номер 70 на перекрёстке ЭльЯким (Elyakim)) поворачиваем на 672 дорогу налево ( если вы едете с Тель-Авива ) , и направо если с севера Израиля через Йокнеам. Из Хайфы можно проехать по Кармелю мимо университета через деревню Усфия ( Усафия, Исфия- Isfiya) и Далият-Эль-Кармель ( Dalyat El-Karmel) по той же 672 дороге, которая проходит по главной торговой улице Далии, поворачивает налево и на кольце-развилке ,обозначенным в maps.google.ru Market, где по субботам проводится рынок, от нее надо уехать на местную дорогу налево (а ,едущим снизу от ЭльЯким надо повернуть направо).
Советую оставить машину на нижней стоянке, не стараться проехать до конца, хотя к монастырю ведет небольшой подъем. Сама прогулка на чистом горном воздухе может доставить удовольствие.
Кроме того!!! Для любителей более длинных пеших прогулок маршрут описан и проиллюстрирован здесь http://janataha.livejournal.com/46088.html
Мы ехали именно через Далият-Эль-Кармель. После выезда за деревню начинается вполне живописная местность с валунами, напоминающими спящих барашков и искривленными ветром деревьями, между которыми проложены маршруты пешеходных прогулок.
Перед монастырской стеной можно устроится на небольшой пикник, только желательно выбрать место, чтобы не повредить растущие здесь дикие орхидеи- пусть и невзрачные, но достаточно редкие растения.
Вход на территорию монастыря платный, но по смешной цене в 3 шекеля. Обратите внимание на то, что монастырь не всегда открыт, как всегда, во время молитв допускаются только избранные . Стащила из интернета табличку со временем работы, так как сама не догадалась сфотографировать
На входе приветственная надпись входящим и всевозможные местные растения, в основном, конечно, кактусы
Отредактировано levinel (2011-01-30 20:55:47)