Пестум это, возможно, самое сильное впечатление от пребывания в Неаполе и его окрестностях. Сие, конечно, абсолютная субъективность. Мне не доводилось бывать в Греции - здесь я впервые встретился с греческим наследием непосредственно, вживую, от того, наверно, вся сила воздействия, которое Пестум на меня оказал. Поскольку, то, что оставила после себя римская цивилизация, видеть приходилось уже не раз, естественным образом напрашивались сравнения. Мозжечок скрипел, скрипел и после долгих раздумий выдал несколько спорных мыслей.
Принято говорить об античности как о греко-римской цивилизации. Но показалось, что различий между греками и римлянами гораздо больше, чем сходства. Совершенно разный взгляд на мир. Грек смотрит вокруг взором того, кто с изумлением и радостью открывает для себя вселенную. Если можно говорить о юности мира, то это про греков, другие цивилизации – египетская, месопотамская или римская – родились уже взрослыми. Наверно, так произошло, в том числе и потому, что греки – народ моря. Цицерон писал о том, что море – всегда открытая дорога, всегда зовет к странствиям, жителям морских городов чужда спокойная жизнь на родине, их мечтания, как паруса, устремлены к далеким землям, вслед за мечтами летят их надежды. Одновременно, Цицерон воздает хвалу Ромулу, который благоразумно отказался построить город у моря. Римский взгляд на мир это ищущий пользы взгляд крестьянина, римляне не стремились к познанию мира, но к устройству его в соответствии со своими представлениями.
Условно говоря, греческая цивилизация – экстраверт, римская – интроверт. Поэтому греческое искусство это всегда поиск идеала. Римлян идеалы интересуют мало, они в искусстве предпочитают конкретность: прославление римских доблестей, вождей, изображение конкретных людей. Главное достижение римлян в области пластических искусств – скульптурный портрет. В архитектуре цель греков – найти идеальные пропорции, главное свойство – естественность. В римской архитектуре господствует дух триумфа, величия государства, стремление к грандиозности, которое ведет к широкому использованию искусственных материалов – бетона и кирпича.
Впрочем, это все лирика. К делу. В Пестум нужно ехать с Центрального вокзала Неаполя на поезде, который идет в сторону Сарно. Ехать часа полтора. Поезд высадит вас в чистом поле.
Когда-то, в VI в. до Р.Х. греки основали в этих местах колонию, которую назвали Посейдонией. Как раз на то время, VI – V в.в., приходится расцвет города. В V в до Р.Х. город был завоеван луканами - одним из самнитских племен - и переименован в Пестум. В 274 г. до Р.Х. , в период войны с Пирром, город был присоединен к римским владениям, и с тех пор потерял свое значение и стал клониться к упадку. В IX в. Пестум разорили сарацины, город был заброшен и забыт до тех пор, пока не был обнаружен уже в XVIII в.
Перед тем как идти к раскопкам, советую ознакомиться с расписанием поездов. Они ходят не сказать, чтобы очень часто, и лучше не дожидаться поезда на станции, где делать совершенно нечего, а попить пива в каком-нибудь кафе возле раскопок, и подтягиваться уже поближе к отправлению.
Дорога от станции занимает не более десяти минут. Городские ворота и остатки стены располагаются тут же, буквально в двух шагах от железной дороги. Ехать в эти места стоит, в том числе, ради этой десятиминутной прогулки: вокруг – лепота, благость, Кампанья во всей своей красе.
Это ворота V в. до Р.Х.
Это стена:
Это дорога и окружающий пейзаж:
Дойдя до археологической зоны, нужно повернуть направо – вход там. В той же стороне – музей. Посещение обязательно. Это, возможно, единственное место, где можно увидеть древнегреческую монументальную живопись.
С музея, пожалуй, и начнем. В первом зале можно осмотреть фриз из святилища Геры, которое находилось в 12 км. севернее Пестума, и было раскопано в 1934 г.
Метопа с изображением танцовщиц:
Геракл, пленивший керкопов.
Еще парочка метоп:
Главное сокровище музея – образцы монументальной живописи, которой были с внутренней стороны украшены плиты гробниц. Самая известная – гробница «Ныряльщика» (480 г. до Р.Х.). Гробница сама по себе необычна: греки не имели обычая украшать захоронения живописью, максимум - геометрический или растительный орнамент, к тому же, эта живопись не похожа на остальные росписи гробниц Пестума.
Это верхняя плита, которой склеп закрывался, от нее гробница получила свое название.
Это боковые плиты:
Ника на колеснице (300 г. до Р.Х.)
Квадрига
Плакальщицы:
Еще немного экспонатов.
Кратер с изображением похищения Европы.
Доспех (начало IV в. до Р.Х.)
Фрагмент карниза из Святилища Геры.
Терракотовый бюст (V в. до Р.Х.)
Голова не знаю какой богини. Возможно - Геры.
Но как бы ни был замечателен музей, главное, за чем едут в Пестум, три величественных храма. Два из них – храм Геры и храм Посейдона - располагаются в южной части города, в северной, в полукилометре от них стоит третий – храм Афины ( иногда его ошибочно называют храмом Цереры). Есть еще и остатки других сооружений, по большей части, римских – форум, амфитеатр, что-то еще, но они не имеют никакого значения, значение имеют только три храма. Большие, монументальные, самого что ни на есть сурового дорического ордера, с массивными колоннами, способными, кажется, нести на себе всю тяжесть мира, они, наверно не обладают идеальностью пропорций Парфенона. Но зато в них чувствуется какая-то настоящая изначальность, их строителей, похоже, вдохновляла не столько эстетика, сколько настоящая, живая вера. Отдельных слов заслуживает материал, из которого храмы сложены. Словно бы эти камни впитали в себя весь тот солнечный свет, который изливался на них с небес за столетия, прошедшие с момента постройки.
Храм Афины:
От храма Афины к двум остальным вела Священная дорога:
Храм Поссейдона:
Вид от храма Афины:
Храм Геры:
Это они вместе:
Остатки римской эпохи:
Остатки южной городской стены: