Буквально абзац по истории Оспедалетто. Хоспис для сирых и убогих Дерелитти был основан в 1528 году. После того как число обитателей хосписа увеличилось в 1570 г. до 600, его территория была увеличена и при нём в 1575 г. возвели небольшую часовню - проектировал её Андреа Палладио, которому покровительствовали спонсоры строительства. Так что фраза из путеводителя "D&K" - "Церковь построена Андреа Палладио" (а также многочисленные аналогичные отзвуки в инете, вкл. италийский), неточностью не страдает. Спустя столетие - в 1662 г., Антонио Сарди с сыном Джузеппе перестроили часовню в более значительное сооружение, а Лонгена сделал церкви экзотический фасад. Что там внутри осталось от Палладио – в общем-то большая загадка, о которой до сих пор спорят искусствоведы и историки архитектуры. В 2008 году, когда праздновалось 500-летие Палладио, в фонде Чини на о. Сан-Джорджо Маджоре Лаура Моретти из Оксфорда прочла целый 20-минутный доклад на тему "Андреа Палладио и церковь Оспедалетто в Венеции" – однако текста ейного доклада в инете я не встретил. Наиболее же полно весьма запутанная по давности лет история Оспедалетто изложена в 4-й главе претяжеленного кирпича "Palladio's Venice" (2005), доступного на гугл-букс. Впрочем, немалые баталии ведутся искусствоведами и по поводу Тьеполо в этой церкви – он/не он/который из них/ученики? )) Надеюсь, когда учёные разберутся, они о своих окончательных выводах заинтересованной публике донесут. ))
Ну а я между тем иду дальше – по направлению к Сан Франческо делла Винья, другой палладиановской церкви, но поскольку до неё ещё метров четыреста, то зачем спешить? По пути есть ещё немало интересного. Например, корте Муаззо. Двор примечателен двойной аркой.
Одна из колонн украшена зооморфной капителью XI века в византийском стиле. Птичку опознать можно, а что вот за зверь в углах капители – полная неясность.
Поскольку по пути я совал свой нос всюду, куда было можно, то где-то там мне попался еще один дворик, запомнившийся колонной и лестницей. Вроде ничего особенного, но меня зацепило.
На кампиелло Санта Джустина стоит крошечный Ораторио. Если заглянуть вовнутрь, то можно увидеть фигуру Христа на Кресте в маленьком же алтаре. Это не ветхая древность. Ораторий был поставлен во второй половине XIX века.
С кампиелло Санта Джустина прохожу на кампо с таким же названием. На нём лицом к каналу стоит бывшая церковь Санта Джустина с фасадом Лонгены (сейчас тут лицей), однако фасад этот так невообразимо скучен (ещё бы – после Лонгены его переделывали так часто, что и родной папа не узнал бы), так что, не останавливаясь, пересекаю площадь по диагонали, прохожу мостик, иду дальше... и вдруг вспоминаю, что на кампо Санта Джустина я "что-то явно пропустил"... ) Ах, гондолы же! Я совсем забыл про гондолы у моста Фонтего! Возвращаюсь и начинаю искать гондолы. Но не настоящие, а их изображения, одни из самых старых "картинко" гондол в Венеции! Они находятся в уличном алтарчике у моста.
Вернее, под алтарчиком. Под охраной, мне кажется, медвежьих морд. Ну, не львиные же это морды в самом деле... )))
На салиссаде Санта Джустина внимание привлёк венето-византийский портал на палаццо Контарини дель Ферро. С лёгкого глазу Маккунц, будучи на сей раз в Венеции, я постоянно натыкался на патеры всяких забавнозверюшек...
Вот и на этой двери очередная киско вцепилось острыми зубками в горло птичику – под замысловатой резною аркою из орнаментальных кроликов, собачек и прочей живности и растительности ))
Старый район. Вечная сырость. Кирпич крошится. Древности стираются... Cанта Барбара сторожит соттопортего дей Бомбардиери.
Вот и поворот к монастырскому комплексу Сан Франческо делла Винья. Мадонна под зонтом на заборе частного сада – с одной стороны,
с другой – никак не ожидал увидеть в старой Венеции граффити. По мелочи, конечно, встречались, но чтобы вот так - на весь домишко...
Можно было, конечно, идти и к Винье. Но я отложил встречу с Негропонте. Я прошёл дальше – вдоль дома с граффити. Там неподалёку был дворик, фото которого я увидел накануне в ворохе старых журналов "Venezia", что горкой лежали на книжных полках в буфетной моего гостевого дома. Дворик этот называется корте де ла Борса. Он очень маленький и очень живописный. Даже зимой. Ну а летом, мне кажется, он и совсем будет очаровашка.
И ещё тут очень трогательный дворовый алтарчик – капителли называются. Чувствуется, что жители двора о нём заботятся. Кажется, это Антоний Падуанский – если я ошибаюсь, знатоки поправят.
Ну а вот теперь можно в гости и к францисканцам... ))