Разбогатеть - приятное мечтанье.
Уж я бы знал, на что потратить деньги.
Мыс Спиналонга, моря полыханье,
В траве - крито-микенские ступеньки,
Их никуда любил бы не ведущих
И ящериц пугливо-плосколицых...
Александр Кушнер
Крит был населен уже в неолитическую эпоху, в шестом тысячелетии до н.э. Культуру неолита сменила культура эпохи бронзы или минойская цивилизация. Так по имени легендарного царя Миноса ее назвал английский археолог Артур Эванс, выполнивший раскопки Кносского дворца. Цивилизация эта существовала более полутора тысяч лет до 1100 года до н.э. Высшего расцвета она достигла в 18 — 16 веках до н.э. Крупные археологические раскопки на острове стали призводить с 1900 года. До этого сведения о Минойском Крите сохранялись в виде смутных воспоминаний в греческих мифах и легендах. Основным персонажем мифов о том, давнем для греков времени, был царь Минос, справедливый судья и мудрый законодатель, правивший в Кноссе. Минос, благодаря своему флоту, установил власть над Эгейским морем, завладел Кикладами и изгнал пиратов. Аристотель объясняет морское владычество, талассократию, Миноса географическим положением Крита.
При раскопках древнего Кносса более ста лет тому назад обнаружили обширный дворец, построенный в конце третьего тысячелетия до н. э. и полностью перестроенный около 1700 г. до н. э. после страшной катастрофы, скорее всего, землетрясения. Многоэтажный Кносский дворец занимал площадь 22 000 кв.м. и располагал более, чем 1500 помещений.
Сэр Артур Эванс дал названия большинству помещений Кносса, а также сделал реконструкции многих элементов сооружения. Вход в Кносский дворец расположен в западной части (там, где находится помещение 1).
1 - Западный двор
2 - Жертвенники
3 - Зернохранилища
5 - Алтарь
8 - Зал приемов
10 - Южная вилла
11 - Лестничный проход
13 - Пропилеи
14 - Парадная лестница
15 - Коридор
16-17 - Кладовые
20 - Служебные помещения
21 - Театр
24 - Северный вход
26 - Центральный двор
27 – Тронный зал
33 - Святилище
36 - Сокровищница
39 - Большая лестница
43 - Зал священных “лабрисов” (минойские двойные секиры)
46 - Палаты царицы
54 - Мастерские
56 - Школа керамики
58 - Гигантские сосуды
61 - Водовод
Архитектурная реконструкция фрагмента дворца.
Вот как пишет греческий писатель Никос Казандзакис, уроженец Крита: В этом Дворце нет соразмерности и геометрической архитектуры Греции: здесь господствуют фантазия, изящество, свободная игра творческой силы человека. Кносский дворец рос и раздавался вширь с течением времени,словно живой организм, словно дерево. Он не возник раз и навсегда по чётко продуманному плану, - он дополнялся новыми строениями, играя и гармонируя со всё обновляющимися требованиями времени. Здесь человека не вела за собой несгибаемая, серьёзная логика. Разум тоже был полезен, но только как слуга, а не как властелин. Властелином был кто-то другой.
Столь сложное обширное сооружение стало в воображении древних греков основой мифа о Лабиринте.
Согласно мифу, Пасифая, жена царя Миноса, воспылала безумной страстью к белоснежному быку и навлекла на остров бедствия, породив чудовищного Минотавра. Каждые девять лет в жертву Минотавру приносили по семь юношей и девушек. Конец беспощадной дани был положен, когда на Крит прибыл Тесей, отпрыск афинского царя, который и убил Минотавра. В этом ему посодействовала Ариадна, дочь Миноса. Она отдала ему клинок, чтоб уничтожить чудовище, и моток с красноватой нитью, чтобы после битвы выбраться из лабиринта. Подвиг удался, и Тесей с Ариадной бежали на полуостров Наксос… где он её позорно бросил.
Археологов поразила организация быта обитателей Кносса, умно устроенные водопровод, канализация и вентиляция. Илья Эренбург, побывав на острове, заметил, что «дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины».
Сказание о чудовищном быко-человеке Минотавре тоже имело историческую основу: на покрытых фресками стенах, а также на каменных и золотых сосудах дворца постоянно встречаются изображения этого существа. Крит – остров вулканического происхождения, и частые землетрясения породили миф о колеблющем землю быке, которого нужно было умилостивить, принося человеческие жертвы. На фресках, в скульптурах сохранились изображения священного танца с быками, который исполняли специально отобранные и обученные юноши и девушки.
Священный символ – рога.
Центральный двор. Небольшая очередь туристов к комплексу тронных помещений. Двор имеет приблизительно 50 м в длину и 25 м в ширину, ранее он был вымощен булыжником. Он вытянут с северо-востока на юго-запад. Может быть, тут проводили бои быков.
В вестибюле перед тронным залом выставлена деревянная реконструкция отысканного на этом месте деревянного же трона. Сам тронный зал перегорожен, но из прохода виден алебастровый трон с изогнутой спинкой. Фреска с изображением геральдического грифона на поле с лилиями, относящаяся ко времени микенской культуры, придаёт маленькому помещению торжественность. Напротив трона вниз уходят ступени, ведущие в священный бассейн для омовений.
Южнее тронного зала находится хранилище святынь. В полу одной из двух камер можно видеть два лючка, которые вначале, вероятно, были закрыты крышками. Там были найдены три фаянсовые фигуры богинь-змей и остальные предметы, которые сейчас хранятся в Археологическом музее Гераклиона.
Узкий проход ведёт в мегарон королевы, увенчанный копией броского настенного панно с дельфинами и цветными розетками и обставленный каменными скамьями.
Склады огромных пифосов, которые датируются приблизительно 1800 годом до н. э. Сзади размещены кладовые царской посуды, где были обнаружены примечательные гончарные изделия в камарском стиле.
Уцелевшие фрески Кносса находятся в Археологическом музее Гераклиона, а во дворце представлены лишь копии.
Принц с лилиями.
Пытается сравниться с заокеанской туристкой.
Несущие воду.
«Парижанка».
Фреска с тремя девушками.
Фе́стский диск — уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Выставлен в Археологическом музее Гераклиона.
Историю находки и попыток расшифровки можно прочесть в Википедии.
В Греции производится широкий ассортимент товаров в виде Фестского диска: ювелирные изделия из золота и серебра (броши, серьги, кулоны и т. п.), а также различные сувениры, пользующиеся неизменным спросом у туристов.
В нашем эпиграфе упомянуты крито-микенские ступеньки. Это не просто поэтическая метафора. Такой термин существует у историков.
Центром раннего этапа античности был остров Крит, а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. Эгейская культура, крито-микенская культура -- общее название цивилизаций бронзового века (3—2-е тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии). Первые крупные объекты открыты раскопками Генриха Шлимана в Микенах (1876), Артура Эванса на Крите (с 1900).
Отредактировано mark (2010-10-25 00:13:35)