Красота римских палаццо потрясает.. даже в казалось бы неинтересном квартале стоит только остановится, и открываешь рот….
Сразу за углом от «нашего» римского палаццо начиналась виа Джулия со знаменитой заросшей аркой. Вернее, сначала мы упирались в стену- в фонтан Маскероне- а дальше можно было пойти налево и подняться на набережную- к мосту Сикста- (что мы делали дождливыми римскими утрами, чтобы потом вернуться к горячей чашке кофе и к завтраку) а можно было пойти направо- по длинной и вроде ничем не примечательной виа Джулия- под арку- и так практически до моста Ангелов. Можно было за 20 минут быстрым шагом дойти до Ватикана- а можно было медленно, рассматривая каждый дом прогуляться по тому же маршруту за гораздо большее время.
И тогда над закрытой антикварной лавочкой вдруг обнаруживались восхитительные скульптуры, а за неприметной дверью потерявшегося среди прочих зданий фасада церкви вдруг открывались темные залы со старинными гробницами, и потрясающие фрески на стенах.
Прогуляемся по Виа Джулия?
Папа Юлий II дал свой имя Виа Джулия. Развитие средневекового Рима вообще связано со знаменитыми старыми римскими фамилиями, Орсини, Колонна, Франджипане, которые превращали старинные здания в крепости. Вокруг которых пристраивались небольшие дома их «приспешников». Поэтому средневековый Рим был разделен на несколько районов, между которыми иногда не прослеживалось даже какой-то постоянной связи. Но в конце 15 века благодаря росту папского влияния, и желанию Пап придать Риму более или менее связный вид, стали появляться улицы и дороги, придающие городу единое целое. Пап Сикст IV, Александр VI начали прокладывать новые улицы в средневековой паутине – так появились виа Ректа (нынешняя Коронари), Виа Алессандрина или Борго Нуово (сейчас улица Кочилационе), виа Пелегрино. Именно здесь, вокруг кампо Деи Фьори, ещё остались следы средневекового Рима, который мы обычно теряем, вспоминая Рим Древний.
Племянник Папы Систа Папа Юлий проложил улицу своего имени- Виа Джулия – дав ренессансному Риму его первую длинную улицу, которая фактически соединила мост Систа, построенный его дядей и Мост Ангелов.
Виа Джулия была не только первой прямой и длинной улицей средневекового Рима, но и улицей космополитичной. Ближе к реке жили флорентийцы (а Италия состояла тогда из отдельных государств), вдоль улицы стояли дома армян, затем выходцев из бреши- и затем неаполитанцев и сиенцев. Правда репутация улицы слегка подпортилась строительством в 17 веке римской тюрьмы Но зато это позволило соранить средневековые черты, утерянные другими кварталами. И сейчас на улице нет ни туристических завлекалок, ни баров с пиццериями, испортившими облик настоящего Рима, зато во всей красе сохранились нетронутые временем палаццо и церкви, практически не претерпевшие изменений.
Palazzo Sacchetti- строгий но элегантный дворец, построенный Антонио Сангалло младшим примерно в 1576 году для личного проживания, хотя предполагают, что оно могло было построено несколько позже. В 1576 году палаццо было куплено самым богатым римским банкиром Тиберио Чеули из Пизы- правда унаследовавший палаццо сын быстро обанкротился, и был вынужден продать палаццо флорентийцам Sacchetti, чье имя в конце концов и унаследовало палаццо.
С момента его постройки палаццо претерпело изменения. Сначала на углу был построен небольшой фонтан- фамилия Чеули произносилась также как Чеводи, что в свою очередь произошло от названия рыбы- Чефали, таким образом дизайн фонтана намекал на фамилию владельцев (ну очень тонко! ). Кроме того, на фасаде видно два герба- один герб папы Паоло Третьего, который поручил Сангалло строительство новых стен, но герб последних владельцев- Sacchetti тоже находится на стене- только уже внутреннего двора.
А если повезет- можно проникнуть во внутренний двор палаццо и увидеть сад, выходящий к Тибру.
Нимфаеум- павильон нимф был построен Карло Райнальди в саду в 1660 году. Раньше сад имел прямой выход к реке- сейчас он отрезан от Тибра проложенной улицей. Вот такие оазисы скрываются за простыми фасадами римских палаццо.
В то время, как фасад палаццо Сакетти украшает герб одного папы, на противоположном здании их аж три- это гербы Фарнезе. Маленький дворец носит название палаццетто Фарнезе, хотя первый владелец точно неизвестен. Хотя эта честь приписывается кардиналу Дуранте Дуранти- любовнику Констанцы Фарнезе, дочери папы. Лошади на фасаде- также геральдический символ Фарнезе.
А маленькая церковь S. Biagio называется также "della Pagnotta" (круглый ломоть) так как в день Святого Бьяджио такие круглы «ломти»- облатки- раздавались детям. Церковь была перестроена в 1730 году Антонио перфетти. Также её называют Сан Бьяджио дельи Армени, так как во-первых она была в 1832 году передана армянской диаспоре Рима, а во вторых сам Святой Бьяджио родился на территории современной Армении.
У Папы Юлия были грандиозные идеи связанные с улицей, получившей его имя. Он поручил Донато Браманти реконструкцию комплекса зданий, чтобы разместить там все римские трибуналы. Этот комплекс должен был получить имя Курия Юлия- как место размещения древнеримского Сената. Браманте создал монументальный вход, ведущий во внутренний двор, который окружали здания.
Но до конца довести работу не получилось- в 1513 году умер Папа, на следующий год- сам Браманте. Так и осталась реконструкция остановлена фактически на начальной стадии. Римский трибунал переехал в палаццо Монтечиторио, а дизайн стен незаконченных реконструкцией зданий получил название «диваны виа Джулия».
Большую часть незаконченного палаццо Деи Трбунале приобрело общество брешианцев- братство брешской диаспоры в Риме. Между 1426 и 1797 годами Брешия принадлежала Венецианской республике и была одним из богатейших городов между Миланом и Венецией. Основал орден Кардинал Джованни Гамбара, в комплексе зданий братство намеревалось открыть церковь и небольшой госпиталь.
Средневековые римские тюрьмы имели скверную и пугающую репутацию. В 1655 году Папа Инносент Х построил новую тюрьму- Карчери Нуови, которая в настоящее время смотрится очень мило. Кстати- сейчас здесь находится подразделение полицейского департамента по борьбе с мафией! Именно здесь, рядом со зданием Карчери, было произведено единственное за века изменение Виа Джулия- было снесено несколько зданий для проложения дороги, соединяющей набережную Тибра с Корсо Витторио Эммануэле, правда проект вскоре был забыт, и больше никаких реконструкций не производилось.
Помните барселонскую площадь Филиппо Нери? Ту самую, в готическом квартале, где погибли дети во время бомбежки? Я писала о ней в легендах готического квартала. Здесь, на Виа Джулия, мы снова встречаем имя Святого Филиппо Нери.
Plagis plaga curator- раны лечатся ранами- таков был девиз братства- Congregazione delle Santissime Piaghe- основанного в 1617 году последователем Святого Филиппо Нери неким Рутилио Бранди. Когда-то церковь Святого Филиппо Нери была посвящена Святой Ауреe, но после долгого запустения заброшенная церковь перешла к братству. В 1572 году Папа Григорий XIII передал церковь Неаполитанскому братству, так на фасаде появился герб неаполитанского короля Фердиднанда. А до 1984 года за алтарем была похоронена единственная дочь последнего неаполитанского короля Франсиса II.
Рядом- маленькая церковь Сан Элиджио- кого бы вы думали- гильдии кузнецов Рима. Между прочим, её дизайн принадлежит Рафаэлю! А греческий крест- дань влиянии Браманте.
Это только маленькая часть зданий и церквей, которые сохранила до наших дней Виа Джулия.
Он заканчивается Колледжем Экклезиастико, но почти в конце находится ещё два интересных здания- палаццо- опять-Фарнезе-
и палаццо Фалконьери, чей главный фасад виден с Тибра.
А со стороны Виа Джулия на фасаде две птичьих головы- фалькон по итальянски сокол- как всегда аллегорически обыгрывается фамилия владельцев.
Ну, а историю арки на виа Джулия знают многие- это часть несостоявшегося прохода, который должен был соединить палаццо Фарнезе и виллу Фарнезина уже на стороне Трастевере. Но в итоге на виллу все же переправлялись на лодке.