Одно из мест, притягивающих туристов в Праге, является Староместская площадь. Примечательных мест на ней - вагон и маленькая тележка, одни куранты "Орлой" чего стоят! Но глазеющие на площадь туристы обычно обходят вниманием центральное здание, на котором, собственно, и находятся куранты - Староместскую ратушу. Попробуем посмотреть на него, и даже заглянуть внутрь!
Это самые знаменитые жители здания Ратуши - апостолы курантов "Орлой".
Как справедливо указывает путеводитель от "Афиши" здание Староместской ратуши (Staromĕstská radnice) имеет диковатый вид, поскольку ее никто специально не строил. В 1338 году, когда Ян Люксембургский даровал Старому Месту статус города, городская община получила в подарок от богатого купца Вольфа Камене здоровенный дом с пристроенной призматической башней. Горожане достроили третий этаж и башню и, особенно не заморачиваясь, открыли в нем орган самоуправления. Дальше горожане тоже особенно не морочились - когда чиновники переставали помещаться в здании, докупались соседние дома. Теперь в них находится туристический офис и главный свадебный зал города, над ренессансным окном которого написано Praga Caput Regni ("Прага - глава королевства").
Снаружи всегда толпится народ. Нет, не так! Кишит! Причем кишение каждый час превращается в благолепное молчание с вытянутыми в сторону курантов "Орлой" головами. Движущие куклы, сферы и календарь привлекают внимание с небольшими перерывами уже более 500 лет!
С 8.00 до 20.00 над основным циферблатом открываются два небольших окошка, в которых по очереди появляются двенадцать апостолов.
Чуть ниже оживают еще четыре персонажа: скелет одной рукой переворачивает песочные часы, а другой трясет колокольчик, кивая в сторону турка, который качает головой; гордец смотрится в зеркало, а еврей, по соображениям политкорректности замененный после войны на купца, звенит кошельком с деньгами. Как только пройдет процессия из апостолов и прокричит петух, колокола на башне отбивают полный час. Закрытие окошек сопровождается забавным жужжащим звуком, что служит сигналом к аплодисментам.
Обратим внимание вот на этого седовласого апостола. Предмет в его руках, напоминающий не то меч, не то мотыгу, позволяет нам осторожно назвать владельца Павлом. Запомним этого персонажа Орлоя - мы еще с ним познакомимся поближе.
Войдем внутрь. Внутри почти ничего не напоминает о вечности: лифты, казенная отделка стен... Хотя наверху двери необычные. Вот так выглядит "лестничная" часть второго этажа у главного входа. За моей спиной дверь в актовый зал, а впереди такая же дверь в чиновничьи кабинеты. Как раз к нашему приходу в конце рабочего дня гуськом вышли тетеньки, закрыли эту роскошную дверь и отправились по домам.
В актовом зале проходят все камерные торжественные мероприятия. Вот участников музыкального фестиваля готовится приветствовать один из членов магистрата Праги (слева).
Нравы там вольные, и в кресле градоначальника вполне можно покрасоваться (когда того, разумеется, нет).
Главный зал ратуши украшен двумя огромными живописными полотнами Вацлава Брожика, чешского художника, творившего в конце XIX века. Одна из них вошла во все учебники истории: "Суд над Яном Гусом в Констанце». Брожик изображает великого Гуса в кульминационный момент его жизни – на соборе в Констанце. Летом 1415 года он, положившись на слово императора Сигизмунда, который гарантировал безопасность, выехал в Констанц, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия Гус был взят под стражу. Гусу предложили отречься от своего учения – и это спасло бы ему жизнь! – однако он возразил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Правда, злые языки утверждают, что художник слишком уж исказил облик легендарного богослова-мученика, превратив его из маленького полного человечка в высокого худощавого аскета.
Напротив непреклонного Гуса другая чешская знаменитость - король Йиржи Подебрадский. Картина "Избрание чешского короля Иржи из Подебрад» изображает кульминационный момент призвания на богемский престол чешского дворянина Йиржи (то есть Юры по-нашему) из Подебрад в 1458 году. Йиржи потом натворил дел и в Богемии, и в Моравии, ведя политику "интеграции" окрестных земель. Тамошние государи были, в общем, против, но у нашего Йиржика аргументы были повесомее. Одно слово - герой!
Кстати, Йиржи можно повстречать еще в одном зале ратуши, том что выходит окнами прямо на Тынский собор. Вот он при усах и регалиях.
В мае 1945 года Староместская площадь стала местом ожесточенных боев, вследствие чего ратуше был нанесён большой ущерб. Пожар полностью уничтожил новоготическое крыло, ущерб был причинён башне и курантам. Остался единственный небольшой зал, который пощадил огонь.
Сохранились старинные стены и перекрытия, украшенные резьбой и позолотой. На стенах гербы Праги и цеховых объединений. В большинстве своем гербы очень четко отражают род занятий: калач пекарей, рыба у рыбаков, пилы плотников и т.п. Но вот что означает герб с изображениями Адама и Евы и Древа Познания (слева от большого герба)?
Пройдя далее по второму этажу, войдем в зал заседаний городского совета, практически полностью лишенный каких-либо интерьерных изысков.
Обращают внимание разве что восстановленный после войны дубовый потолок да гобелены на стенах.
А вот за этим залом нас ждет сюрприз: именно тут и расположена часть механизма курантов "Орлой". Можно подняться по небольшой лестнице и на расстоянии вытянутой руки за стеклянной дверью увидеть апостолов.
Увы, но ног нет! Фигуры в отличном состоянии, они изготовлены взамен сгоревших при пожаре 1945 года.
А вот и наш знакомый Павел!
В самом дальнем углу, на наружной стене башни, мы увидим старые гербы богемских городов.
Жалею об одном: не удалось слазать наверх башни - хозяева отбрыкались, сославшись на поздний час. Да, что наши годы! Вернусь - слазаю!