Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Германия » Альбрехтсбург


Альбрехтсбург

Сообщений 1 страница 10 из 16

1

Тема есть углубление темы замки Европы.
Из новой книги Е. Коровиной
Великие загадки мира Искусства 100 историй о шедеврах мирового искусства
(Всем рекомендуем)

История изобилует совершенно невероятными поворо¬тами. Казалось бы, начинается одно, а вдруг раз — и получается совсем другое. Именно таким неожиданным ока¬залось дело всей жизни немецкого алхимика Иоганна Фридриха Бёттгера (1672—1719).
К концу XVII века алхимия уже не являлась столь притягательной, как в прошлые времена. В фаворе оказались естественные науки и, конечно, медицина. Ею-то и решил заняться любознательный и способный юноша Иоганн Фридрих Бёттгер. В 1698 году, когда ему исполнилось 16 лет, он поступил в ученье к известному берлинскому аптекарю Цорну. Однако не прошло и пары лет, как Цорн обнаружил, что ученик пачками глотает книги, да вот беда, не по медицине и фармацевтике, а по алхимии и оккультным наукам.
Почтенный аптекарь пришел в священный ужас: алхимия уже считалась нечестивым деянием. «Она приведет тебя к краху!» — завопил он. Но юный ученик только плечами пожал: «А что я получу, если всю жизнь буду растирать порошки да варить микстуры? Грошовое жалованье — разве это не крах всем мечтам?! А если я займусь алхимией, то сумею открыть философский камень, при помощи которого стану делать золото, и разбогатею вмиг!» Словом, закусив удила, ученик захотел от жизни все и сразу. Другой бы на месте Цорна выдал его церковным властям, но почтенный аптекарь имел мягкий нрав, да, и привязался к Иоганну, ведь тот был умным и талантливым учеником. Так что Цорн решил: молодо — зелено, юноша перебесится да и займется растиранием порошков, а пока пусть поэкспериментирует в своих алхимических опытах.
Увы, скоро стало ясно, что быстро научиться варить зо¬лото Иоганн не в силах. Но видно, тщеславие родилось вперед него, И однажды, когда Цорн в очередной раз упрекнул его в нерадивости, Бёттгер решил поразить учителя: «На самом деле я уже давно знаю секрет, как изготовить золото из свинца. Мне открыл его один странствующий ученый грек. Он путешествовал по нашим местам и неосторожно свалился в реку. А я его вытащил. За это он открыл мне тайну: есть особая жидкость, которую нужно добавлять во время переплавки, и свинец обратится в золото!»
Аптекарь удивленно поскреб подбородок: «И что же ты никак не получишь золотишко?» — «Мне пока не удается составить эту самую жидкость по греческому рецепту, — буркнул Иоганн. — Но как только это случится, я стану богачом!»
Вышло иначе: то ли кто-то подслушал их разговор, то ли сам Цорн по хмельному делу проговорился, но слухи об ученике аптекаря, который может из свинца делать золото, облетели Берлин и дошли до самого короля Пруссии Фридриха I. Хорошо, Иоганн проведал об этом и успел сбежать. Так что, когда в аптеку явились солдаты, чтобы по приказу короля забрать юного алхимика, того и след простыл. Бёттгер решил переждать в Саксонии. Однако и саксонский курфюрст Фридрих-Август I (бывший в то время еще и польским королем под именем Август II) нуждался в деньгах ничуть не меньше Фридриха Прусского. Так что в Дрездене незадачливого алхимика схватили и поселили в доме, в подвале которого была оборудована тайная лаборатория. Курфюрст тоже жаждал золота.
Иоганн начал работать. Смешивал разные компоненты, сливал и разливал, варил и остужал. Тысячу раз он проклинал свое хвастовство: ну зачем хвастал перед Цорном тем, чего не умеет?! В конце концов доведенный до отчаяния Бёттгер снова решил бежать. Но его догнали, схватили и вернули. Вот только поселили уже не в благоустроенном доме, а в подвале старинного разваливающегося замка Альбрехтсбург, что рядом с городком Мейсеном.

http://s50.radikal.ru/i130/1003/4c/3c04cd933cd4.jpg

0

2

По подвалам гуляли сквозняки, а по коридорам — стражи курфюрста. Иоганн жил взаперти при подземной лаборатории, и выбор у него был невелик: либо создать золото, либо сгинуть в темном подвале...
И снова незадачливый алхимик плавил в печах наугад металлы, смешивал различные комбинации. Все напрасно! Стало только хуже, поскольку глиняные тигли, в которых кипели металлы, постоянно лопались, не выдерживая жара печи. Чтобы продолжать работу, приходилось самому делать тигли. Для этого Бёттгер запрашивал разные сорта глины. И вот однажды ему привезли красную глину из окрестностей городка Окрилля, находившегося неподалеку от Мейсена. Иоганн пришел в восторг.
«Тигель из этой глины выдерживает фантастическую температуру — больше 1800 градусов!» — рассказывал он наблюдавшему за его работой графу Эренфриду фон Чирнхаусу. Граф уже давно вел беседы с узником-алхимиком. Сначала не по своей воле — курфюрст Саксонии приказал ему надзирать за работой Бёттгера. Но Чирнхаус и сам был образованным и любопытным человеком, тяготел к естественным наукам, проводил в Саксонии геологические изыскания. Его мечтой было разгадать тайну китайского фарфора. Нигде в мире, кроме далекой восточной страны, не умели делать посуду из этого белого чуда.
Фарфор — твердый, тонкий и прозрачный — ценился на вес золота. Да что золото — однажды курфюрсту пришлось обменять пару фарфоровых чашек на целый взвод отлично обученных солдат. И вот в красноглиняных сосудах, сделанных Бёттгером, опытный Чирнхаус почувствовал зачатки открытия.
Быстро поднявшись, он схватил красный тигель и взвесил на руке — легкий, твердый. Постучал ногтем — звонкий! «Да это открытие дороже золота! — радостно воскликнул он. — Еще немного — и мы поймем, из чего китайцы делают фарфор!»
Открытие ошеломило курфюрста. Он станет богаче всех в Европе, продавая фарфор! Следовало заставить узника замка Альбрехтсбург работать быстрее и усерднее. И потому Бёттгера перевели из подвального помещения в жилые покои. Ему даже разрешили выходить в город.

http://s55.radikal.ru/i150/1003/c6/1e0f8030ae38.jpg

0

3

Однако до реального создания фарфора было еще далеко, ведь глина была красной, ей не хватало плавкости: при обжиге она превращалась не в стекловидную массу, а скорее в сухой камень. Глину следовало с чем-то смешать — но с чем?..
Бёттгер впал в отчаяние. К тому же его ждал новый удар — в 1708 году умер его покровитель, граф Чирнхаус, заступавшийся за него перед курфюрстом. И уже никем не сдерживаемый правитель начал яростно требовать окончания работ. Бёттгер потерял сон, но ничего не мог придумать. Разгадку подсказала сама жизнь. Однажды Иоганн отправился в парикмахерскую, и там мастер посыпал его парик белой пудрой. Бёттгер потрогал пудру — она лепилась в шарики, как глина. «Что это?» — спросил он.
Парикмахер, задрожав, признался: он сэкономил на клиенте — посыпал его волосы не дорогой французской пудрой, а так называемой шноррской землей. Оказалось, что еще лет десять назад купец Шнорр по дороге из Дрездена в местечко Ауэ заметил, что вся округа засыпана белой пылью, похожей на муку. Оказалось, что ветер разносит по округе мельчайшие частички белой глины. Купец быстро смекнул, что может разбогатеть, если наладит продажу этой «муки» вместо дорогушей французской пудры.
Бёттгер не стал дальше слушать парикмахера, кинувшись на поиски белой глины. Она оказалась пригодной для работы. Для плавкости он добавил в нее кварц и алебастр. К концу 1708 года опыты были закончены, и в марте 1709 года 27-летний Иоганн Фридрих Бёттгер предстал перед научной комиссией, которой курфюрст Саксонии поручил оценить работу придворного алхимика, а вернее, первого в Европе создателя фарфора. Бёттгер представил шесть чашек — белых, легчайших, почти прозрачных. Они были прочны, устойчивы к кипятку и издавали приятный звон, если по ним постучать деревянной палочкой. К тому же поверхность их была твердой и гладкой — ее не царапал даже острый нож.
Ученые мужи составили заключение, в котором чувствовалось явное восхищение: «Иоганн Бёттгер показал нам сделанный им фарфор: полупрозрачный, молочно-белый, подобный цветку лотоса...» Словом, сей фарфор ничем не уступал китайскому.
В Мейсене решено было наладить производство, основная лаборатория по-прежнему размещалась в замке Альбрехтсбург. В 1710 году фарфоровую продукцию показали на Лейпцигской весенней ярмарке, где собирались покупатели со всей Европы. Там мейсенский фарфор произвел фурор. Конечно, он был необычайно дорог, и приобрести фарфоровые посуду, вазы и фигурки могли только самые богатые люди. Обладание же целым сервизом могли позволить себе только монархи. Словом, в казну Фридриха-Августа потекли реки золота. Сам же создатель этого «золота» просто падал с ног: устанавливал новые печи, нанимал и обучал рабочих.
Производство было объявлено строжайшей тайной. Все поступающие работать на фарфоровую мануфактуру давали клятву хранить ее секреты. За разглашение полагалась смертная казнь. Были приняты и другие меры: те, кто готовил фарфоровую массу, не знали, как работают печи, те, кто занимался обжигом, не имели представления о сырье. Ну а три главных составляющих фарфоровой тайны (белая глина — каолин, добавки для плавкости и температура обжига) знали только три человека: сам Бёттгер и два его заместителя.
Отец европейского фарфора наконец-то получил что хотел — богатство и признание. Курфюрст щедро платил ему, так что Бёттгер жил в роскоши и достатке, но... За ним всегда наблюдали, а если он выезжал в Дрезден, слежка усиливалась. Курфюрст не доверял никому. Хуже того, ему везде виделись шпионы и доносчики. Он даже предположил, что Бёттгер хочет продать тайну изготовления фарфора своему бывшему властителю — королю Пруссии. Это была явная нелепость, но беднягу Бёттгера на несколько недель бросили в тюрьму. Однако в его отсутствие производство на Мейсенской мануфактуре застопорилось, так что Иоганна пришлось выпустить.
Он руководил мануфактурой до самой смерти, последовавшей 13 марта 1719 года. Изобретателю-самоучке было всего 37 лет.
Уже спустя шесть лет, в 1725 году, на мейсенский фарфор начали наносить его «личное клеймо» — синие скрещенные мечи. Под этой маркой он и известен в наше время.

http://i081.radikal.ru/1003/a5/4a6ffbf1e21d.jpg

0

4

Мейсен от Дрездена (прямой рейс Аэрофлота) 40 мин на электричке
Сгонять что ли на июньские?

Weekend от 12 февраля

Наступивший год для Мейсенской фарфоровой мануфактуры — юбилейный. 300 лет назад в крепости Альбрехтсбург, что в небольшом городке Мейсен под Дрезденом, заработал фарфоровый завод. Это был первый фарфоровый завод в Европе. Теперь, три столетия спустя, завод несильно изменился: тут по-прежнему помечают свои изделия перекрещенными синими мечами, по-прежнему делают все вручную. Скрупулезность немцев позволяет им ныне пожинать роскошные плоды: заводской музей обладает самой большой коллекцией фарфора в мире, в нем представлены образцы всех созданных в Мейсене произведений с 1710 года до наших дней. Весь юбилейный год в музее будут открываться выставки, самые главные из которых уже можно посетить.
Основная из выставок, которая будет открыта весь год, имеет подзаголовок "Мейсен как связующее звено между культурами, нациями и религиями". Это амбициозно, но соответствует исторической правде. До мейсенского Европе был известен только китайский фарфор; о том, насколько он был драгоценен, говорила привычка европейцев оправлять китайские вазы и чашечки в золоченую бронзу или золото. В попытке подражать ему в конце XVI века итальянцы создали рецепт "мягкого фарфора", который распространился и во Францию. Но мягкий фарфор по сути скорее стекло, нежели керамика. И вот в самом начале XVIII века алхимик Беттгер, заточенный в Альбрехтсбургской крепости Августом Сильным, в поисках рецепта философского камня, обращающего все в золото, создал настоящий, твердый фарфор — прочный, тонкий и звонкий. В самом начале он был красно-коричневым, и увидеть чайничек из этой массы, с лепным носиком-птицей, случай уникальный. Совсем скоро фарфор стал белым, и в истории мейсенского завода начался его самый знаменитый период, когда главным художником сделался Иоганн Херольд, а скульптором (или "модельером") — Иоганн Кендлер.
Первые годы фарфор умели расписывать только подглазурным кобальтом, выдерживающим высокие температуры обжига,— как роспись вазочки с ящерицей на крышке, сделанной для "Японского дворца" в Дрездене в 1722 году. Благодаря Иоганну Херольду фарфор делается цветным, в применение входят десятки оттенков, а потом роспись серебром и позолотой. Мотивы росписи были чаще всего китайскими, их еще иногда называют индианскими цветами, как в знаменитом чайном сервизе "Тет-а-тет", с изображениями хризантем и пионов, драконов и фигурок людей. Тот же мастер придумал полностью покрывать поверхность предметов цветным фоном, а роспись помещать в медальоны.
С именем Иоганна Кендлера связаны другие раритеты: в 1739 году этот великий художник он создал форму "буль-де-неж" (или цветок калины) — чайнички, чашки и сливочники казались шарами из белых лепных фарфоровых цветов. Ныне такие предметы — невероятная редкость. Кендлер предложил делать поверхность предметов рельефной — и создал для графа Генриха Брюля (кабинетный министр, под руководством которого в то время находился Мейсен) огромный "Лебединый" сервиз — почти на 100 персон, состоящий более чем из 2000 предметов, который стал вершиной немецкого барокко. Каждый предмет из сервиза имеет поверхность, напоминающую фестоны раковины, и украшен рельефным или скульптурным (для ручек и наверший крышек) изображением лебедя и наяд.
Скульптурных фигурок Иоганна Кендлера в любой коллекции или музее мира наперечет. Начиная с "Обезьяньего оркестра" 1730-х годов и до 1770-х, когда в моду вошел классицизм. Глядя на "Меркурия", созданного Кендлером в 1774-м, понимаешь, что он был мастером рококо и классицистические элементы вроде меандра на основании были для него лишь декоративными. Годы после смерти Иоганна Кендлера стали периодом, когда другие заводы отобрали у Мейсена лидерство. Классицистический французский Севр, "вторые стили" Берлинской и Венской мануфактур, потом расписанные подглазурными тающими красками вазы Копенгагенского завода в стиле модерн — инициатива была у них. Но в период ар-деко Мейсен решительно вернулся в ряды новаторов — благодаря Эмилю Паулю Бернеру, создававшему замысловато расписанные вазы, увитые цветочной росписью (они сгруппированы в разделе "В саду ваз Бернера").
Фигурки зверей, созданные с начала XVIII века и по сей день, собраны в разделе "Фарфоровый зоопарк".

http://i080.radikal.ru/1003/47/a44295f4e186.jpg

0

5

starlec написал(а):

замка Альбрехтсбург, что рядом с городком Мейсеном

я все мучаюсь, как правильно - МАйсен или мейсен) кстати, если сравнивать фото и эту картинку, он не сильно изменился:)))

0

6

starlec написал(а):

Изобретателю-самоучке было всего 37 лет.

обидно(
в мейсене все посвящено фарфору, просто на каждом шагу)
и до сих пор мучаюсь - стоило или нет идти в музей фарфора)

0

7

talusha написал(а):

и до сих пор мучаюсь - стоило или нет идти в музей фарфора

вот мы дойдем и расскажем

0

8

starlec
Очень интересная история! Вот только я теперь думаю, почему саксонский фарфор называют "белым золотом"? Потому что стоит, как золото?
Или из-за того, что хотели открыть секрет производства золота, а открыли формулу фарфора?

0

9

CosMary написал(а):

Очень интересная история! Вот только я теперь думаю, почему саксонский фарфор называют "белым золотом"? Потому что стоит, как золото?

я думаю, что из-за цены на фарфор))) курфюрст озолотился)

0

10

starlec написал(а):

Сгонять что ли на июньские?

Мне очень нравится Мейсен :).

starlec написал(а):

40 мин на электричке

В первый раз мы плыли на кораблике :).

talusha написал(а):

до сих пор мучаюсь - стоило или нет идти в музей фарфора)

Стоили, ИМХО. Меня там больше всего поразил китайский черный фарфор.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Германия » Альбрехтсбург