Эль Эскориаль
Споры вокруг и около "Real Monasterio de San Lorenzo de El Escorial", или попросту Эль Эскориаль, как начались сразу после его постройки, так и продолжаются по сей день. Он, как икра, которая мало кого оставляет равнодушным: ее либо активно любишь, либо активно нет. Для испанцев Эскориаль – "восьмое чудо света", "король наших национальных памятников" и "испанская мекка". Впрочем, не для всех: президент испанской Республики Мануэль Азана называл Эскориаль "катафалком испанского империализма". Ну а для Теофила Готье Эскориаль был "самой большой грудой камней на земном шаре после египетских пирамид" – мое любимое определение Эскориаля.
После победы в битве у Сент-Кантена (1557), во время которой была разрушена церковь св. Лоренсо, Филипп II пообещал выстроить мученику новый храм для почитания. В 1563 году в небольшом и очень бедном местечке на перевале Сьерра де Гуадаррама на высоте свыше 1000 метров над уровнем моря закипела работа. К церкви добавили мавзолей, обешанный Карлу V, а также монастырь и дворец.
Главным распорядителем строительства выступал сам король. Наибольшее наслаждение ему доставляла проверка счетов. Если сумма ему направилась, он писал на полях "esta bien asi", "так хорошо". Если цена казалось ему слишком высокой, на счете появлялась пометка "miente", "врет". Архитектором назначили Хуана де Эррера, который придал комплексу собственный аскетизм и простоту. Он же рационализировал строительство, благодаря чему строение размерами 161:204 метра, фундаментом 10-метровой глубины и куполом 90-метровой высоты было закончено всего за 21 год. Общие затраты составили 5 260 560 золотых дукатов. Для сравнения: годовая зарплата главного архитектора не превышала 100 дукатов.
То, что получилось в результате, по форме напоминало перевернутую жаровню в память о св. Лоренсо, которого зажарили живым, и насчитывало 16 дворов, 12 двориков, 86 лестниц, 1200 дверей и более 2000 окон. Все это не только составляло единую гранитную общность, но и удивительно соответствовало серьезной суровости окружающей Эль Эскориаль природы.
Внутреннее убранство церкви поражает, свет ослепляет, гранит давит со всех сторон. Чего нет, так это гармонии. Забота о практичности не прошла даром: архитектурные идеи перемешались, и тот, кто ищет для себя модель идеального лабиринта, может попробовать найти эскиз церкви в разрезе. Фресок не много, а те, что есть, смотрятся в строгом гранитном обрамлении слишком легкомысленно. Ну да хоть глаз отдохнет.
Под алтарем находится восьмиугольный мраморный Пантеон, гробница испанских королей и королев, начиная с Филиппа V. Друг над другом в несколько рядов в строгом соответствии с принципом разделения полов слева располагаются саркофаги с останками королей, справа – саркофаги с останками "плодовитых" королев. "Плодовитых" в смысле "родивших королей". Нескольких королей недостает: они предпочли быть похоронены в других местах. И понять их можно – сооружение слишком уж напоминает небольшой склад, несмотря на все свое декоративное великолепие. Иметь такое могущество при жизни и лежать теперь как селедки в восьмиугольной десятиметровой бочке... Sic trаnsit gloria mundi. Но, по крайней мере, все они творили историю, чего не скажешь, о "бесплодных" королевах, всевозможных принцах и принцессах, а также множественных бастардах властителей, собранных в Пантеоне Инфантов. Самые маленькие здесь находятся в одном общем захоронении, похожем на мраморный торт со сливками или, по другому мнению, на мраморную карусель.
В этом безжалостном и безнадежном месте покоится и тот, чье имя известно всему миру, победитель при Лепанто, сын Карла V, Дон Жуан.
Продолжение следует.
В тему: Эскориал