1. Святая Руфина вместо Венеры
Одним погожим летним вечером в Лондоне на аукционе Sotheby’s царило особенное оживление. Это оживление свидетельствовало о попавшей на торги необычайной редкости. Когда ценный лот был выставлен на обозрение, жадные взгляды посетителей аукциона устремились на девочку-подростка, в одной руке держащую пальмовую ветвь, а в другой керамическую пару лунного цвета. Над толпой пронёсся благоговейный шёпот: «Веласкес» … «Святая Руфина»…
«Святая Руфина» Диего Веласкеса стала кульминацией лондонского аукциона 4 июля 2007 года. Картина, написанная в 1630-х годах и находившаяся в частных коллекциях, была продана за 8,5 млн. английских фунтов (или за 12,5 млн. евро).
Как вы считаете, много это или мало для Веласкеса?
Имя продавца картины осталось неизвестным, но имя покупателя никто не скрывал. «Святую Руфину» купил некий фонд Focus-Abengoa. FOCUS – это аббревиатура Fondo de Cultura de Sevilla, а Abengoa – компания, занимающаяся технологиями солнечной энергетики, опреснения воды и утилизацией отходов. Штаб-квартира фонда находится в Севилье в здании бывшей больницы для священнослужителей Hospital de los Venerables. FOCUS отреставрировал старинное здание 17-ого века, возвёл роскошный орган и устраивает там выставки и концерты. Вход на выставки платный, 8 евро с индивидуалов. Мотивом посещения и фокусом фонда, безусловно, является «Святая Руфина» Веласкеса. За неё одну 8 евро не жалко отдать, но нам повезло – во время нашего пребывания в фонде проходила выставка картин Веласкеса и Мурильо из Прадо и других музеев.
Правда, в первый день нам не повезло. Мы прибыли в Севилью к вечеру, когда Собор и Алькасар уже закрылись (зимой работают до 17.00). Но фонд работал до 19.30, поэтому мы отправились туда. Подойдя к госпиталю, сильно удивились, - хвост очереди заворачивал за угол здания и продолжался вдоль узкой улочки в районе Санта Крус.
За углом продолжение очереди в три раза длиннее, чем то, что видно на фотографии. Куча японцев оккупировала все сидячие места за столиками кафешек на площади перед зданием.
Рассудив, что утро вечера мудренее, мы решили отложить встречу со «Святой Руфиной» до завтра. Решение было правильным, на следующий день, пройдя огонь, воду и медные трубы Собор и Алькасар, мы вновь оказались у порога Hospital de los Venerables. Очереди не было, мы свободно купили билеты и вошли внутрь.
И вот она «Святая Руфина» Веласкеса.
Причины, по которым FOCUS отвалил 12,5 млн. евро за «Руфину» Веласкеса, следующие: во-первых, Веласкес – урождённый Севильи, во-вторых, святая Руфина является святой покровительницей города. Ну, и вообще, эта возможность уникальная!
Мы сейчас поговорим про картину и персонаж, но прежде я хочу напомнить вам о духе дуэнде. Мне кажется, что он присутствует в картине (ещё бы, ведь это Веласкес!), но и в персонаже он тоже есть. Бесёнок дуэнде маячит в африканских глазах девочки, в линиях её решительного рта и в несгибаемой вертикали фигуры.
Итак, легенда гласит, что сёстры Хуста и Руфина родились в Севилье во времена римского владычества в 268 и 270 годах. Родители девочек были alfarería (по-нашему, гончарами) и исповедовали христианство. Соответственно и дочери пошли по родительским стопам.
Когда девочки едва достигли юношеского возраста, их родители, до сих пор жившие долго и счастливо, вдруг померли в один день. Легенда не акцентирует внимание на причине этой неожиданной кончины, поэтому и мы не будем. Для нашего повествования важен лишь тот факт, что к 287 году, в котором разворачивались события этой севильской истории, сёстры уже осиротели и самостоятельно кормились за счёт семейного ремесла, занимаясь изготовлением и продажей глиняной посуды. Само собой, их керамическая лавка находилась в Триане, гончарной мекке Севильи.
Далее, как сообщает Википедия, было так:
Во время языческого праздника они (сёстры) отказались продать свою продукцию для использования в празднике. В гневе местные жители перебили все блюда и горшки в их лавке. Хуста и Руфина предприняли ответные меры, разбив глиняную статую богини язычников. То была статуя Венеры.
Википедия не сообщает, о каком празднике с участием глиняных горшков и статуи Венеры идёт речь. Поэтому, домыслим сами. Я полагаю, что жители Севильи праздновали так называемые мистерии Адониса (или адонии).
Культ Адониса (финикийского Таммуза), вероятно, попал в Рим и в Севилью в качестве культурного трофея во время Пунических войн. Римский император Гелиогабал (годы правления 218-222) известен своими девиациями на почве религиозного поклонения богам карфагенского пантеона, в частности богине Саламбо (Венере).
«Жалобными криками и воем сирийского культа он (Гелиогабал) изображал из себя Саламбо», оплакивающую Адониса, погибшего во время охоты на вепря». (Википедия)
Обычно мистерии Адониса праздновались два дня. Первый день – оплакивание умершего Адониса, второй – объявление его воскресшим и веселье по поводу счастливого воскрешения. К этому празднику у женщин было принято выращивать так называемые «садики Адониса». Горшочки наполняли землёй и в них высеивали быстро восходящие зёрна пшеницы, ячменя или укропа.
Видимо, севильянки-язычницы заглянули в лавку Хусты и Руфины, намереваясь купить горшочки для «садиков Адониса». Но сёстры отказались продать свои горшочки, не желая поощрять языческий обряд. За что язычницы разгромили их лавку, перебив в ней всю гончарную продукцию.
В ответ сёстры со словами «ваша богиня – всего лишь глиняный горшок!» расколотили глиняную статую Венеры, которую язычницы притащили с собой.
Подобного «богохульства» язычницы стерпеть не смогли, и обратились за подмогой к префекту города Диогенианусу.
Далее начались хождения сестёр по мукам. Их пытали и истязали с целью заставить Хусту и Руфину отказаться от христианства и поклониться языческой Венере. Первой не выдержала Хуста. Нет, она не сдалась, она умерла. Настала очередь Руфины. Её решили отдать на растерзание льву, но лев, выпущенный на арену, улёгся у ног девочки будто котёнок. Тогда префект отдал приказ обезглавить Руфину и сжечь её тело. Случилась эта казнь в 287 году, когда Руфине было 17 лет.
Святые Руфина и Хуста особенно почитаемые в Севилье. Они являются защитницами Собора и Хиральды, а также святыми покровительницами гончаров и строителей.
В Севилье повсюду встречаются изображения этих святых, вместе и в отдельности. Многие испанские художники написали их изображения. Гойя, Мурильо в том числе.
А во время религиозных шествий верующие выходят на улицы города с раскрашенной статуей святой Руфины…
Франциско Гойя, «Святые Хуста и Руфина» , 1817 год, кафедрал Севильи
Продолжение следует. Далее нас ждёт блошиный рынок в Севилье, фламенко в Кордобе, доминантность женщин в поэзии Лорки и в одном кордовском музее, испанское «ню», я на пляже в Кадисе и кое-что ещё.
Отредактировано CosMary (2017-01-18 20:33:59)