Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Испания » Андалузский бес


Андалузский бес

Сообщений 1 страница 10 из 162

1

Андалузский бес

Андалузский бес зовётся дуэнде. Вообще, испанские словари дают следующее определение понятия:
duende
1) чёрт, бес
2) домовой
3) (поэтическое) обаяние, очарование, волшебный дар (какого-нибудь артиста, поэта, художника)
4) дух, магия, гений искусства.

Дуэнде – сложное понятие, используемое в испанском искусстве, в том числе во фламенко. От чёрта, беса, домового произошел художественный и музыкальный термин! Tener duende (иметь дуэнде) может быть свободно переведено, как иметь беса в душе, находиться в высшем состоянии душевного волнения, выраженном и подлинном.

http://se.uploads.ru/FLTZ8.jpg

Испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка различал в искусстве три начала, представляя их в образах “ангела”, “музы” и “дуэнде”. Ангел олицетворяет призвание, он осеняет благодатью и талантом, и человек творит без усилий. Муза диктует, нашёптывает, вдохновляет, питает. Но может и употребить в пищу (здесь можно вспомнить пожирательницу гениев Мизию Серт). Дуэнде же – не просто вдохновение, это сила, которая сжигает кровь и ломает стиль. Муза и ангел нисходят, дуэнде надо будить самому в тайниках своего сердца. Отстранить ангела, отшвырнуть музу, разбудить в себе дуэнде и вызвать его на дуэль на глазах у поражённых зрителей! А потом можно умереть.   

«Дуэнде, ангел и муза есть в любом искусстве и в любой стране. Но если в Германии, почти неизменно, царит муза, в Италии - ангел, то дуэнде бессменно правит Испанией - страной, где веками поют и  пляшут,  страной,  где  дуэнде досуха выжимает лимоны зари. Страной, распахнутой для смерти», - писал Федерико Гарсия Лорка.

Многие любители искусства, наверняка, замечали особенность образов испанских художников.  Мистицизм Эль Греко, страшилки Гойи, сведённые смертными судорогами тела  Хуана де Хуни… В одном только небольшом севильском музее  - три! распятых Христа Сурбарана, два из которых висят в соседних залах! Ещё пара обнаружилась в севильском же соборе.
Это - испанское дуэнде.  :dontknow:

"Облако" вокруг бёдер Христа - нравится.

http://s4.uploads.ru/YnQ2V.jpg

http://sg.uploads.ru/tv86I.jpg

http://sg.uploads.ru/5nLR2.jpg

Страстное и смертельное дуэнде, хорошо это или плохо, не знаю *коррида и страстнЫе пятницы – тоже дуэнде. Одно несомненно – дуэнде поражает равно исполнителя и зрителя.
Понять, уразуметь, сформулировать дуэнде трудно, но его можно ощутить и почувствовать. Если картина, стихи, танец зацепили вас, если заставили остановиться и наслаждаться моментом - значит,  бесёнок дуэнде  нацелил на вас свои магические рожки.  :yep:

Такое вот длинное вступление получилось. Это теория, а далее перейдём к практике, будет несколько зарисовок из моей январской поездки по Андалусии. Само собой, с дуэнде, а как же без него.

Отредактировано CosMary (2017-01-18 20:30:57)

0

2

1. Святая Руфина вместо Венеры

Одним погожим летним вечером в Лондоне на аукционе Sotheby’s царило особенное оживление. Это оживление свидетельствовало о попавшей на торги необычайной редкости. Когда ценный лот был выставлен на обозрение, жадные взгляды посетителей аукциона устремились на девочку-подростка, в одной руке держащую пальмовую ветвь, а в другой керамическую пару лунного цвета. Над толпой пронёсся благоговейный шёпот: «Веласкес» … «Святая Руфина»…

http://sh.uploads.ru/72m94.jpg

«Святая Руфина» Диего Веласкеса стала кульминацией лондонского аукциона 4 июля 2007 года. Картина, написанная в 1630-х годах и находившаяся в частных коллекциях, была продана за 8,5 млн. английских фунтов (или за 12,5 млн. евро).
Как вы считаете, много это или мало для Веласкеса?

Имя продавца картины осталось неизвестным, но имя покупателя никто не скрывал. «Святую Руфину» купил некий  фонд Focus-Abengoa. FOCUS –  это аббревиатура Fondo de Cultura de Sevilla, а Abengoa – компания, занимающаяся технологиями солнечной энергетики, опреснения воды и утилизацией отходов. Штаб-квартира фонда находится в Севилье в здании бывшей больницы для священнослужителей Hospital de los Venerables. FOCUS отреставрировал старинное здание 17-ого века, возвёл роскошный орган и устраивает там выставки и концерты. Вход на выставки платный, 8 евро с индивидуалов. Мотивом посещения и фокусом фонда, безусловно, является «Святая Руфина» Веласкеса. За неё одну 8 евро не жалко отдать, но нам повезло – во время нашего пребывания в фонде проходила выставка картин Веласкеса и Мурильо из Прадо и других музеев.

Правда, в первый день нам не повезло. Мы прибыли в Севилью к вечеру, когда Собор и Алькасар уже закрылись (зимой работают до 17.00). Но фонд работал до 19.30, поэтому мы отправились туда. Подойдя к госпиталю, сильно удивились, - хвост очереди заворачивал за угол здания и продолжался вдоль узкой улочки в районе Санта Крус. 

http://se.uploads.ru/uZnWi.jpg

За углом продолжение очереди в три раза длиннее, чем то, что видно на фотографии. Куча японцев оккупировала все сидячие места за столиками кафешек на площади перед зданием.
Рассудив, что утро вечера мудренее, мы решили отложить встречу со «Святой Руфиной» до завтра. Решение было правильным, на следующий день, пройдя огонь, воду и медные трубы Собор и Алькасар, мы вновь оказались у порога Hospital de los Venerables. Очереди не было, мы свободно купили билеты и вошли внутрь.

И вот она «Святая Руфина» Веласкеса.

http://s0.uploads.ru/SoRj9.jpg

http://s4.uploads.ru/t/EeLXm.jpg

Причины, по которым FOCUS отвалил 12,5 млн. евро за «Руфину» Веласкеса, следующие: во-первых, Веласкес – урождённый Севильи, во-вторых, святая Руфина является святой покровительницей города. Ну, и вообще, эта возможность уникальная!  :idea:

Мы сейчас поговорим про картину и персонаж, но прежде я хочу напомнить вам о духе дуэнде. Мне кажется, что он присутствует в картине (ещё бы, ведь это Веласкес!), но и в персонаже он тоже есть. Бесёнок дуэнде маячит в африканских глазах девочки, в линиях её решительного рта и в несгибаемой вертикали фигуры.

Итак, легенда гласит, что сёстры Хуста и Руфина родились в Севилье во времена римского владычества в 268 и 270 годах. Родители девочек были alfarería (по-нашему, гончарами) и исповедовали христианство. Соответственно и дочери пошли по родительским стопам.
Когда девочки едва достигли юношеского возраста, их родители, до сих пор жившие долго и счастливо, вдруг померли в один день. Легенда не акцентирует внимание на причине этой неожиданной кончины, поэтому и мы не будем. Для нашего повествования важен лишь тот факт, что к 287 году, в котором разворачивались события этой севильской истории, сёстры уже  осиротели и самостоятельно кормились за счёт семейного ремесла, занимаясь изготовлением и продажей глиняной посуды. Само собой, их керамическая лавка находилась в Триане, гончарной мекке Севильи.

Далее, как сообщает  Википедия, было так:

Во время языческого праздника они (сёстры) отказались продать свою продукцию для использования  в празднике.  В гневе местные жители перебили все блюда и горшки в их лавке. Хуста и Руфина предприняли ответные меры, разбив глиняную статую богини язычников. То была статуя Венеры. 

http://sa.uploads.ru/oRjG5.jpg

Википедия не сообщает, о каком празднике с участием глиняных горшков и статуи Венеры идёт речь. Поэтому, домыслим сами. Я полагаю, что жители Севильи праздновали так называемые мистерии Адониса (или адонии).

Культ Адониса (финикийского Таммуза), вероятно, попал в Рим и в Севилью в качестве культурного трофея во время Пунических войн.  Римский император Гелиогабал (годы правления 218-222) известен своими девиациями на почве религиозного поклонения богам карфагенского пантеона, в частности богине Саламбо (Венере).
«Жалобными криками и воем сирийского культа он (Гелиогабал) изображал из себя Саламбо», оплакивающую Адониса, погибшего во время охоты на вепря». (Википедия)

Обычно мистерии Адониса праздновались два дня. Первый день – оплакивание умершего Адониса, второй – объявление его воскресшим и  веселье по поводу счастливого воскрешения. К этому празднику у женщин было принято выращивать так называемые «садики Адониса».  Горшочки наполняли землёй и в них высеивали быстро восходящие зёрна пшеницы, ячменя или укропа.

Видимо, севильянки-язычницы заглянули в лавку  Хусты и Руфины, намереваясь купить горшочки для «садиков Адониса».  Но сёстры отказались продать свои горшочки, не желая поощрять языческий обряд. За что язычницы разгромили их лавку, перебив в ней всю гончарную продукцию.
В ответ сёстры со словами «ваша богиня – всего лишь глиняный горшок!» расколотили глиняную статую Венеры, которую язычницы притащили с собой.

Подобного «богохульства» язычницы стерпеть не смогли, и обратились за подмогой к префекту города Диогенианусу.

Далее начались хождения сестёр по мукам. Их пытали и истязали с целью заставить Хусту и Руфину отказаться от христианства и поклониться языческой Венере. Первой не выдержала Хуста. Нет, она не сдалась, она умерла. Настала очередь Руфины. Её решили отдать на растерзание льву, но лев, выпущенный на арену, улёгся у ног девочки будто котёнок.  Тогда префект отдал приказ обезглавить Руфину и сжечь её тело. Случилась эта казнь в 287 году, когда Руфине было 17 лет.

Святые Руфина и Хуста особенно почитаемые в Севилье. Они являются защитницами Собора и Хиральды, а также святыми покровительницами гончаров и строителей.
В Севилье повсюду встречаются изображения этих святых, вместе и в отдельности. Многие испанские художники написали их изображения. Гойя, Мурильо в том числе.
А во время религиозных шествий верующие выходят на улицы города с раскрашенной статуей святой Руфины… o.O

Франциско Гойя, «Святые Хуста и Руфина» , 1817 год, кафедрал Севильи

http://s6.uploads.ru/sgidy.jpg

Продолжение следует. Далее нас ждёт блошиный рынок в Севилье, фламенко в Кордобе, доминантность женщин в поэзии Лорки и в одном кордовском музее, испанское «ню», я на пляже в Кадисе и кое-что ещё. :)

Отредактировано CosMary (2017-01-18 20:33:59)

+4

3

Марин, как всегда потрясающе интересно! :cool:

0

4

CosMary написал(а):

будет несколько зарисовок из моей январской поездки по Андалусии. Само собой, с дуэнде, а как же без него.

Мы с интересом  будем следить за рассказом - Вашими впечатлениями, за всем, что покажете и о чем расскажете -  с дуэнде или без него...Чувствуется, будет много загадочного и  любопытного.

0

5

Захватывающий рассказ, с интересом погружаюсь в Tener duende.

CosMary написал(а):

во время нашего пребывания в фонде проходила выставка картин Веласкеса и Мурильо из Прадо и других музеев.

Как вам повезло!

CosMary написал(а):

Википедия не сообщает, о каком празднике с участием глиняных горшков и статуи Венеры идёт речь. Поэтому, домыслим сами.

:cool:

0

6

CosMary
Прекрасное начало!
Очень интересно!!! :cool:
Картина Веласкеса бесподобна  :cool:  :cool:  :cool:
Девочке на картине явно не 17 :crazyfun: Так сказать, будующая святая в нежном детстве.
Разбить статую Венеры, а сестрички то были злостными хулиганками...

0

7

Марина, как всегда наслаждаюсь твоим рассказом! В реальности я невнимательна к деталям, но в твои исследования погружаюсь с огромным удовольствием. :yep:

0

8

CosMary написал(а):

хвост очереди заворачивал за угол

о, в Испании тоже есть свои Трегуловы ))

CosMary написал(а):

сёстры отказались продать свои горшочки, не желая поощрять языческий обряд.

экая нетолерантность!

CosMary написал(а):

За что язычницы разгромили их лавку, перебив в ней всю гончарную продукцию.

имели право, не в суд же идти

CosMary написал(а):

расколотили глиняную статую Венеры

в общем женские истерики ))

CosMary написал(а):

Случилась эта казнь в 287 году, когда Руфине было 17 лет.

стойкая комсомолка оказалась ))

Руфина Веласкеса нравится мне больше, нежели гойевская

Отредактировано Arial (2017-01-19 11:02:21)

0

9

Volkova написал(а):

Марин, как всегда потрясающе интересно!

Неслучайные гости написал(а):

Мы с интересом  будем следить за рассказом - Вашими впечатлениями

K-Olga написал(а):

Захватывающий рассказ, с интересом погружаюсь в Tener duende

Спасибо всем, я рада, что мои впечатления заинтересовали!

Loconte написал(а):

:cool:  :cool:
Девочке на картине явно не 17 :crazyfun: Так сказать, будующая святая в нежном детстве.

Есть такое  :yep: Я бы определила возраст девочки с картины лет на 8-12, не больше. Это говорит, либо Веласкес был не в курсе легенды о св. Руфине (что невозможно), либо он симпатизировал ей (что очевидно) и приумножил величину своего восхищения, занизив возраст мужественной девушки.

Julia написал(а):

Марина, как всегда наслаждаюсь твоим рассказом! В реальности я невнимательна к деталям, но в твои исследования погружаюсь с огромным удовольствием. :yep:

Юль, спасибо! А мне запоминаются именно отдельные детали и моменты, из которых складывается общее впечатление о поездке. Да и рассказывать о деталях проще. )

Arial написал(а):

о, в Испании тоже есть свои Трегуловы ))

И свои Алишеры Усмановы ) Не верю ни разу, что за этим ФОКУСом, купившим "Руфину", не стоит какой-нибудь испанский (или русский?))) олигарх. )

Arial написал(а):

CosMary написал(а):

    сёстры отказались продать свои горшочки, не желая поощрять языческий обряд.

экая нетолерантность!

Муж тоже так сказал. Мол, в этом они (сёстры) не правы.
Не, не получатся из вас христианские идеологи. ))

Arial написал(а):

CosMary написал(а):

    За что язычницы разгромили их лавку, перебив в ней всю гончарную продукцию.

имели право, не в суд же идти

Ну, так пошли же к префекту после того, как их Венера разлетелась на осколки.

Arial написал(а):

CosMary написал(а):

    расколотили глиняную статую Венеры

в общем женские истерики ))

Типа это кухонная распря, а не страдания за веру христианских мучениц? )
Но, это же легенда, кто знает, насколько правдивой она до нас дошла. А вот представь себе, что тётки-язычницы явились в лавку сестёр, желая не купить горшки, а получить их бесплатно. Типа давайте-ка свои горшки для свершения обряда! И что вы сейчас скажете про толерантность и женские истерики?  :question:

Arial написал(а):

Руфина Веласкеса нравится мне больше, нежели гойевская

Ага, мне у Гойи нравятся только осколки статуи. Гойя их изобразил не глиняными черепками, а вполне себе кусками античной статуи. Правда, в кадр попали только руки и голова, а тела нету. Видимо, запрет на обнажёнку распространялся даже на куски античных статуй. )

Отредактировано CosMary (2017-01-19 14:04:44)

0

10

Марина, тебя, как всегда, читать одно сплошное удовльствие и разминка для мозгов))

CosMary написал(а):

Далее нас ждёт блошиный рынок в Севилье, фламенко в Кордобе, доминантность женщин в поэзии Лорки и в одном кордовском музее, испанское «ню», я на пляже в Кадисе и кое-что ещё

Даже не знаю, что из этого анонса жду в первую очередь - все такое вкусное  :flirt:

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Испания » Андалузский бес