все новеллы (с) realcorwin.livejournal.com
Испания - 1 (Толедо)
Рассказ о Толедо можно составить из одних только определений. Ну, например: самый большой музей мира под открытым небом. Родина знаменитых клинков. Место, где можно отведать неподражаемых тушеных рябчиков и великолепный марципан. Или еще более торжественно: прообраз природы, энциклопедия истории, средоточение власти церкви, мастерская искусств, центр наук. Продолжать можно бесконечно, но не стану вас мучить.
Трудно сказать, когда все началось. Во всяком случае, карфагеняне не были первыми: обтекаемую кольцом реки гранитную скалу, окруженную оливковыми рощами и пронизанную запахами тимьяна и розмарина, облюбовали до них. Потом пришли римляне. Они укрепили город и назвали его Toletum. Их сменили вандалы, но пробыли в городе недолго – пока не пришли вестготы, сделавшие Толедо столицей своего государства. У вестготов было много золота. Говорят, чуть ли не меньше, чем у Монтесумы. А еще у вестготов была демократия. В результате: один из претендентов на престол позвал на помощь мавров, те пришли, как потом оказалось – надолго, золото употребили, а освободившееся место заполнили головами периодически восстающих толеданцев.
В конце 11 века город захватил, или, как он считал, освободил, Альфонс VI. Он же перенес сюда из Леона столицу своей империи. Кроме кастильцев и оставшихся мавров в городе также жили евреи. Предполагается, что Толедо был самым еврейским городом Испании того времени. Правители Толедо, кастильские монархи, были весьма веротерпимыми, что к концу 13 века на стыке культур привело к бурному росту науки и искусства. Сплав христианской теологии, арабской философии и еврейской науки давал чудесные плоды.
Но недолго музыка играла. В 14 веке начались погромы, в одной из синагог в результате проповедей святого, разумеется, Винсента Феррера устроили резню – и «нехристи» потянулись из города. В 1492 году Изабелла и Фердинанд, «сладкая парочка» католический королей, изгнали евреев из Испании.
В начале 16 века Толедо восставал против Карла V, в 1936-1939 годах – против Франко. Результат был всегда один – массовые разрушения в городе.
(*) по знаменитой картине Эль Греко
(**) а так выглядит Толедо в солнечную погоду
Толедо – необычный город, веяния моды всегда отскакивали от него как горох от стенки. Зато он, по выражению испанцев, имеет «olor, color, sabor» (запах, цвет, вкус). Чтобы прочувствовать его, нужно время. За несколько часов «обязательной программы» современного туриста сделать это невозможно. Но мы ведь не обычные туристы, у нас есть и время, и желание. Но где начать? Наверное, там, где еще со времен мавританского владычества собирается городской люд, на треугольной площади Zocodover.
Стоящий на площади постоялый двор, в котором жил Сервантес, не сохранился, зато все войны и разрушения пережил расположенный в нескольких шагах от площади бывший госпиталь Санта Круз. Теперь в нем музей, хранящий в том числе и 22 картины Эль Греко.
Кстати, об Эль Греко. Великий «Грек», в миру Доменикос Теотокопулус, родился в 1541 на Крите. В Греции он рисовал иконы, а затем транзитом через Венецию, где он учился у Тициана, оказался в Толедо. Королю Филиппу II работы Эль Греко не понравились, но без заказов греческий мастер не остался. Скорее наоборот. У Эль Греко не было предшественников, не было и последователей. В своих картинах он объединил технику своих итальянских учителей и характеристики византийской живописи. Пространства искажены, свет иррационален, движения фигур наполнены экстазом и видениями, необычно темная палитра (черный, серый, зеленый), осветленная резко контрастирующими лимонным и красным цветами. Частое разделение картины на небесную и земную сферы. Или его медитирующие портреты, пронизанные скептическим к миру умом…
Самая великая (и большая – 480х360 см) работа Эль Греко написана для маленькой толеданской церквушки. Уже более 400 лет она там, только туристы сменяют друг друга (а речь идет о миллионах посетителей в год). Картина "Погребение графа Оргаса" изображает легенду, в которой святые Августин и Стефан относят мертвого графа в рай. Ряд одетых в черное мужчин (среди них и сам Эль Греко, просто найдите того одного, что смотрит на вас) делят композицию на две сферы. На их лицах отражается их внутреннее движение. Ангел, раздвигающий небеса, держит в своей руке душу графа в виде ребенка. И своего ребенка автор не позабыл: вот же он, на переднем плане слева. А из кармана мальчика высовывается носовой платок, на котором написана дата его рождения - 1578 год.
Чем дольше мы смотрим на картину, тем сильнее погружаемся в ее контрасты и параллели, горизонтали и вертикали, плоскость и пространство, симметрию и асимметрию. Она неисчерпаема.
Есть в Толедо и так называемый «дом-музей Эль Греко». Не тратьте на него свое внимание: если это дом Эль Греко, то я – балерина. Известно лишь, что великий художник жил в обширном еврейском квартале, не более того. Но к еврейскому кварталу мы еще вернемся. А пока посмотрим на Альказар, чей фундамент закладывали еще римляне. Вестготы и мавры устроили на месте римской крепости цитадель. Наконец, после завоевания города христианами цитадель переоборудовали в дворец. Сколько стоял Альказар, столько притягивал он огонь и кровь. Некоторое время он служил тюрьмой, некоторое время в нем стояла кавалерия. В 1710 году он сгорел. Занятый французами, он в 1810 году сгорел снова. Только отстроенный и определенный для военной академии в 1886-ом через год он сгорел опять. В 1936 году, обложенный республиканцами, Альказар держался 72 дня, за это время в нем даже успели родиться два ребенка. После осады от Альказара остались руины. Теперь его вновь отстраивают. Памятник человеческой натуре...
Оставим площадь Zocodover и отправимся к городскому собору, второй по величине готической церкви мира.
Продолжение следует.