БУРАНСКОЕ КРУЖЕВО
Дело было на острове Бурано. Однажды, давным-давно, жила-была на острове девушка по имени Долфина. Девушка была светловолосой, . симпатичной и скромной. В уголках губ на ее белом личике таилась нежная улыбка. Часто Долфина смотрела на море, напевала песенки, любовалась цветами, а при этом все время выполняла какую-нибудь работу своими ловкими пальчиками.
И нет ничего удивительного, что влюбился в нее молодой рыбак по имени Поло. Уж так она запала ему в душу, что свет был не мил без нежной улыбки Долфины.
Девушка ответила Поло взаимностью и, вскоре молодые решили сыграть свадьбу. Но вот время для этого выпало самое что ни на есть неудачное. Поло трудился днями и ночами, чтобы заработать хоть что-то для угощения, но как он ни старался , на праздничном столе могли оказаться лишь только пирог из кукурузной муки, сардины, да лучок. Но не столько это огорчало юношу, сколько то, что не мог он заработать на свадебный подарок для своей дорогой невесты. Пригорюнившийся Поло в очередной раз отправился за добычей в море. Вытаскивая сеть, он вдруг заметил в ней что-то необычное. Приглядевшись, увидел продырявленную морскую водоросль, всю в кристаллах морской соли. Водоросль, как будто бы сотканная самими сиренами, выглядела изящно и потрясающе красиво. Поло сразу понял, что именно эта водоросль должна стать его подарком невесте, символом его любви к ней. Долфина несказанно обрадовалась, у нее был прекрасный вкус, она смогла по достоинству оценить изысканность и красоту подарка. Но красота эта была очень хрупкой. Малейшая неосторожность могла ее уничтожить. Тут девушка, видимо ужаснувшись от мысли, что «символ любви» может в любой момент развалиться, взяла иглу, нить и стала копировать рисунок водоросли , ловко переплетая нити и завязывая узелки в местах переплетения. То, что вышло из-под ее рук, было верхом совершенства, настоящим шедевром. Так, по легенде, впервые увидело свет кружево.
На самом деле кружевоплетение зародилось в землях Византии, но истинные корни пустило действительно на венецианской почве и с началом 15-го столетия стало быстро распространяться по всему городу, а с 16 века и по всей Италии... Для венецианского кружева, которое состоит из крошечных стежков, сделанных простой иглой с нитью, без тканевой основы, делали эскизы великие итальянские художники. А ремесленники для их воплощения создавали специальные стежки и петли - например, стежок узелком, кружево на сетке (тюль), муранский и игольный стежок, венецианскую петлю и другие техники вязания кружев. Для самых изысканных кружев использовали семь различных видов плетения.
Сначала кружево использовалось в одеждах священнослужителей и для украшения церковной утвари. Но вскоре стало очень модным использовать его в воротничках, манжетах, занавесках, подушках… И цены на кружево взлетели до фантастических высот. Настолько, что правительство было вынуждено специальным указом запретить его использование в качестве украшения. Затем мода на кружево распространилась по всей Европе, стали появляться школы кружевниц в Испании, Франции, Шотландии и т.д. А вот в Венеции это искусство со временем утратило свою значимость и секреты «настоящего» венецианского кружева были утеряны.
В 1872 году благодаря усилиям графини Адрианы Марчелло было создано Сообщество буранских кружевниц и искусство венецианского кружевоплетения начало возрождаться, что было очень кстати для острова, жители которого на тот момент существовали исключительно на средства, вырученные от рыбной ловли.
Была открыта школа кружевоплетения, которая проработала ровно 100 лет до 1972 года.
С 1978 года на острове работает новая школа.