Подобно тому как мусульманская традиция требует, чтобы всякий правоверный хотя бы раз в жизни прошел вослед пророку Магомету в Мекку и Медину, первое тысячелетие христианства знало три пути, почитаемых священными и сулящих Божье благословение и искупление грехов каждому, кто пройдет по ним. Первый путь - к гробнице святого Петра в Риме: идущие по нему избрали себе в качестве символа крест и назывались ромейро. Второй - ко Гробу Господню в Иерусалиме; идущие этой дорогой именовались палмейро в память пальмовых ветвей, которыми жители города приветствовали появление Иисуса. И наконец, третий путь вел к бренным останкам святого Иакова - по-нашему Сантьяго, - захороненным на Иберийском полуострове в том месте, где однажды ночью некий пастух увидел, как сияет над полем яркая звезда. Предание гласит, что не только Сантьяго, но и сама Пречистая Дева сразу после смерти Спасителя пребывала в тамошних краях, неся жителям слово Божье и обращая их. Местечко это получило название Компостела - в имени этом соединились слова "кампо", то есть поле, и "эстрела", что значит звезда, - и вскоре превратилось в городок, куда со всех концов христианского мира будут стекаться богомольцы - их называли пилигримы, а символом своим сделали они раковину.
П.Коэльо «Дневник мага»
В то утро мы встали очень рано, так как нам нужно было прийти в собор до того, как начнется утренняя месса (9.30 утра), чтобы не стоять долго в очереди к статуе и мощам святого Иакова. Оставив машину на стоянке, мы вышли к собору со стороны францисканского монастыря.
Как я уже писала выше, мощи святого Иакова были обретены в Сантьяго в 813 году, спустя почти 8 столетий после того как он был обезглавлен в Иерусалиме. Сначала мощи были похоронены не там где они находятся сейчас, а неподалеку от собора, в месте, над которым построили монастырь Сан-Пайо-де-Антеальтарес. И только в 1075 году по приказу Альфонсо 16 началось строительство ныне существующего собора. Стиль в котором он построен – испанское барокко или чурригереско, характеризуется прежде всего огромным количеством различных мелких деталей.
На площади Обрадорио перед главным фасадом собора в столь ранний час было еще пустынно, только несколько паломников стояло неподвижно, высоко вздымая голову вверх, к собору, к статуе святого Иакова. Мне стало интересно, что они сейчас чувствуют, в конце пути? Чтобы чувствовала я, преодолей такую долгую дорогу? Наверное радость и облегчение. Пилигримы никуда не торопились – ни в собор, ни в гостиницу, ни в главный офис, просто стояли и смотрели, потом один из них сел на брусчатку, на секунду от усталости опустил голову, обхватив ее двумя руками и тут же, словно устыдившись своего поступка, быстро поднял глаза, а потом снова поднялся и принял исходное положение. По какой бы причине они не пришли сюда – по внутреннему зову, семейной или религиозной традиции или по какой другой, менее возвышенной, я чувствовала, в тот момент им доступно что-то, что не доступно мне, какое-то внутреннее счастье.
Мы же поспешили внутрь собора, собственно ради этого мы и пришли сюда так рано. Центральный вход был закрыт и мы вошли справа, со стороны южного фасада, «фасада ювелиров», на площади перед которым красовался фонтан с конями. Здесь же находятся ворота, дающие прощение – конец пути пилигримов.
Внутри интерьер собора по сравнению с тем, что мы видели в Бургосе, достаточно простой. Алтарь находится в центре. В одном из нефов, недалеко от алтаря, висело огромное, самое больше в мире кадило – ботафумерио. Позже, когда мы захватили кусочек мессы, видели как несколько человек раскачивали его, буквально обхватив своими телами. К сожалению, мы не дождались конца мессы, когда его останавливали, но в одном фильме о Сантьяго я видела, как церковный служитель вис на нем всем телом, выполняя телодвижения в попытке закрутить кадило вокруг собственной оси и этим самым остановить.
Несмотря на отсутствие паломников на площади, в храме их было уже предостаточно и к статуе и мощам святого Иакова образовалась хоть и небольшая по местным меркам, но очередь. Ритуал был следующим. Сначала мы по узкой лестнице поднялись наверх, в ту часть, которая находится как бы над и немного за алтарем. Там находится статуя святого Иакова, обращенная лицом в собор, а к нам, поднимающимся, естественно, задней частью. Подходишь к статуе сзади, обнимаешь ее двумя руками за серебряную мантию, приживаешься головой к голове статуи и обращаешься со своей просьбой или просто молитвой к святому Иакову. Считается, что нужно просить что-то не для себя, а для других людей, тогда вероятность исполнения просьбы намного выше. Я так и сделала, но я, в принципе, придерживаюсь этого правила почти всегда. Потом нужно кинуть денежку в ящик и дядечка выдаст небольшую открытку. Спускаешься вниз уже по другую сторону от алтаря и снова попадаешь в очередь, на сей раз уже вниз. Внизу все автоматизировано, загорается зеленый свет, ты проходишь, опускаешься на колени на лавочку, молишься, поднимаешься и уходишь. Мощи святого находятся чуть вдалеке, прямого доступа до них нет.
Потом мы купили билеты и посетили пару музеев внутри собора - музей - реликварий и музей габеленов. Выходили из собора мы уже немного в другом месте, не там, где входили. Сзади фасад смотрится тоже очень красиво.
Обойдя собор, мы снова вернулись на площадь Обрадорио. Тут же было очень оживленно. Паломники начали пребывать в большом количестве. Они обнимались между собой, фотографировались, что-то оживленно обсуждали. Некоторые выходили из паломнического офиса с книжечками, показывая друг другу штампы и какие-то бумажки. Кто-то пел песни, кто-то устраивался сидя на мощеной площади. Было ощущение какого-то праздника и всеобщего ликования.
Хочется сказать пару слов о том, как выглядят современные пилигримы. Вопреки описаниям некоторых путеводителей, что по сей день паломники ходят в коричневых шляпах и плащах, с посохом, это не соответствует действительности. Может быть один на тысячи и оденется так, не знаю, я не видела. Современный пилигрим – в брюках, джинсках или шортах, в майке или рубашке, в кепке, с рюкзаком за спиной. Кто-то берет с собой посох, но большинство ходят с лыжными палками(палкой). Единственный постоянный атрибут пилигрима – это ракушка, чаще всего привязанная к рюкзаку. У многих также есть тыковки, также болтающиеся на рюкзаке или приделанные к посоху. По возрасту, как мне показалось, паломников больше молодых – лет 25-40, людей постарше тоже немало, но все же меньше, чем молодежи.
Слева от главного фасада находится гостиница для паломников, ранее бывший госпиталь, также для паломников, построенный в начале 16 века по указу Фердинанда и Изабеллы.
Справа от фасада находится колледж ордена иеронимитов, напротив – дворец Рашой, ныне мэрия.
После обеда мы долго бродили по Сантьяго, то и дело забредая в какие-то церквушки, неожиданно вырастающие среди переплетения улиц, немного отдохнули в парке Санта-Сусанна, облазили магазинчики, торгующие изделиями из серебра. То и дело на нашем пути возникали радостные лица паломников и мы, признаться, к вечеру даже немного почувствовали себя участниками этого праздника жизни.
На память я купила себе ракушку, еще одну плюс к той, что уже приобрела в Вильяфранке. И еще мы купили миндального печенья и сыр с названием титилла, напоминающий по форме женскую грудь) Вкусный, кстати.
На этом мы прощались с дорогой святого Иакова и временно с Испанией. Вечером ехали мимо бухты Виго, той самой, в которой затонули испанские галеоны с несметными золотыми богатствами, до сих пор не поднятыми наверх. На мгновение возникла тоска оттого, что мы покидаем Испанию, но она была совсем недолгой, начавшиеся португальские пейзажи заставили меня буквально прилипнуть к стеклу)
Отредактировано Tatiana21 (2009-10-25 00:59:47)