История Градары, или Немного романтики.
Любителей готики и Средневековья в Градару притягивает история Паоло и Франчески, воспетая в Дантовом «Аде».
Как уже говорилось, строительство замка началось в XII веке, но окончательно он перешел в руки Малатеста. Из четырех сыновей Джованни только один продолжил строительство – Пандолфо. Однако, по воле судьбы в истории и культуре закрепилось не его имя, а имя его двух братьев – Джанчотто, прозванного «Калекой» и Паоло Красивого.
Как известно, в Средневековье соседние провинции постоянно находились в состоянии войны, а одним из способов остановить войну были примирительные браки двух династий.
В 1275 году Синьор Римини Гвидо да Полента решает отдать свою дочь Франческу замуж за одного из сыновей Джованни Малатеста (Синьора Римини). Первым по старшинству (а соответственно, и наследником отца) был Джанчотто, хромой, некрасивый и свирепый (за что и был прозван Калекой). Джованни Малатеста, будучи мудрым человеком, молвил Гвидо: «Мессер, Ваша дочь красива и благородна, она не будет довольна Джанчотто», на что отец ответил: «… если только она увидит его. Тогда, когда уже все будет сделано, ей останется только смириться с ситуацией». Чтобы избежать отказа со стороны Франчески, синьоры Римини и Равенны пошли на обман: подослали к ней брата Джанчотто, Паоло Красивого, «приятного человека и благовоспитанного». Франческу подвели к окну и показали ее будущего «супруга». Она с радостью согласилась на брак, даже не подозревая о том, что Паоло женил ее на своем брате «по доверенности». И лишь на следующее утро после свадьбы, будучи привезенной в Римини, она увидела в своих покоях уродливого Джанчотто.
Вскоре они поселились в Градаре. Джанчотто надолго уезжал по делам, а в это время к Франческе наведывался Паоло, чтобы скрасить ее одиночество. У него были владения в окрестностях Градары, которые он использовал в качестве предлога, чтобы видеться с Франческой.
Один из братьев Малатеста, названный «Глаза» (dell’Occhio) за то, что у него был только один зрячий глаз, однажды подкараулил Паоло и Франческу и рассказал Джанчотто об их тайных встречах.
И вот, в сентябре 1289 года произошла трагедия. Все началось с обычного визита Паоло. Накануне Джанчотто сказал, что собирается в Пезаро. Он выехал через парадные ворота, но потом вернулся в замок через черный ход. Молодые любовники читали историю о Ланселоте и Женеве, «как любовь охватила их».
И… во время их поцелуя в комнату ворвался Джанчотто. Ослепленный ревностью, он выхватил шпагу.
Паоло попытался бежать, но, как гласит история, зацепился плащом за гвоздь. Джанчотто замахнулся на него шпагой как раз тогда, когда Франческа выскочила вперед, между мужем и Паоло, чтобы спасти любимого: Франческа была убита. Увидев жену мертвой, Джанчотто накинулся с яростью на брата и убил его.
Эту историю увековечил Данте. Осужденных за прелюбодеяние Паоло и Франческу он помещает во второй круг Ада.
100 Любовь сжигает нежные сердца,
И он пленился телом несравнимым,
Погубленным так страшно в час конца.
103 Любовь, любить велящая любимым,
Меня к нему так властно привлекла,
Что этот плен ты видишь нерушимым.
106 Любовь вдвоем на гибель нас вела;
В Каине будет наших дней гаситель".
Такая речь из уст у них текла.
109 Скорбящих теней сокрушенный зритель,
Я голову в тоске склонил на грудь.
"О чем ты думаешь?" - спросил учитель.
112 Я начал так: "О, знал ли кто-нибудь,
Какая нега и мечта какая
Их привела на этот горький путь!"
115 Потом, к умолкшим слово обращая,
Сказал: "Франческа, жалобе твоей
Я со слезами внемлю, сострадая.
118 Но расскажи: меж вздохов нежных дней,
Что было вам любовною наукой,
Раскрывшей слуху тайный зов страстей?"
121 И мне она: "Тот страждет высшей мукой,
Кто радостные помнит времена
В несчастии; твой вождь тому порукой.
124 Но если знать до первого зерна
Злосчастную любовь ты полон жажды,
Слова и слезы расточу сполна.
127 В досужий час читали мы однажды
О Ланчелоте сладостный рассказ;
Одни мы были, был беспечен каждый.
130 Над книгой взоры встретились не раз,
И мы бледнели с тайным содроганьем;
Но дальше повесть победила нас.
133 Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем
Прильнул к улыбке дорогого рта,
Тот, с кем навек я скована терзаньем,
136 Поцеловал, дрожа, мои уста.
И книга стала нашим Галеотом!
Никто из нас не дочитал листа".
139 Дух говорил, томимый страшным гнетом,
Другой рыдал, и мука их сердец
Мое чело покрыла смертным потом;
142 И я упал, как падает мертвец.
(Данте, «Божественная комедия», «Ад», Песнь V, перевод М. Лозинского).
История Паоло и Франчески, окутанная в сияние тайны, вдохновляла и вдохновляет других поэтов, а также музыкантов, художников, скульпторов. Наприемр, Родена:
Кстати, сами итальянцы считают историю Паоло и Франчески настоящей до последней капли, в противовес роматизированной Шекспиром истории Ромео и Джульетты, в которой много авторского вымысла.
Следующий романтический элемент в историю Градары внесли фигуры Джованни Сфорца и Лукреции Борджиа. Но сначала о том, почему семья Малатеста перестала владеть цитаделью.
Последним Малатеста, владевшим Градарой, стал Сиджизмондо, который устроил в замке роскошную резиденцию. В 1442 году он приютил у себя Бьянку Марию Висконти и ее мужа Франческо Сфорца и устроил по поводу их прибытия грандиозное торжество. То ли Сфорца воспылал завистью, то ли тут была замешана политика, однако в 1446 году он неблагодарно отплатил Малатесте за роскошный прием: осадил Градару. Цитадель была неприступна 40 дней. На 17 лет Сфорца оставил Градару в покое. Но к 1463 году Папа Пий II отлучил Сиджизмондо от церкви по обвинению в убийстве жены Джиневры д’Эсте и предал анафеме всех жителей Градары. В условиях упадка боевого духа оборонявшихся Сфорца получил возможность легко овладеть цитаделью.
Таким образом, с 1494 года власть стала принадлежать династии Сфорца. Джованни начинает переделывать хорошо укрепленную цитадель в удобный замок для своей второй жены – Лукреции Борджиа. Представьте себе: конец XV века, время интриг и заговоров, и тут - молодая веселая девушка с золотыми волосами и синими глазами, которая, на минуточку, является не кем иным как внебрачной дочерью Папы Александра VI. Отец умело пользовался красотой и веселым нравом своей дочери: выдавал ее замуж за представителей наиболее влиятельных семей, а затем признавал браки недействительными. Так и вышло с Джованни Сфорца, который сделал все для комфорта жены: приготовил для нее покои в северо-западном крыле замка, поручил роспись комнат на сюжеты, выбранные самой Лукрецией. Девушка недолго жила в замке: в 1497 году Папа признал брак недействительным, и Лукреции Борджиа пришлось уехать из замка. Не доказано исторически, знала ли сама девушка об интригах своего отца, однако она была охарактеризована как роковая женщина.
Историки и культурологи до сих пор спорят о том, какова была Лукреция Борджиа, какой из ее портретов является достоверным. Совсем недавно эксперты установили, что единственным подлинным прижизненным портретом является работа Доссо Досси, найденная в Австралии. Долгое время в «Портрете юности» узнавали юношу (логично:))), а на деле это оказался портрет Лукреции Борджиа.
Вот так внебрачная дочка Папы остается и по сей день темной лошадкой.
("Неправильный" портрет Лукреции. Автор- Бартоломео Венето)
А мы оставим романтику и перейдем к скупым историческим фактам. Начиная с XVI века Градара переходила то во владение Церкви, то во владение князей (например, дела Ровере), то становилась муниципальной собственностью.
А вот непроверенные факты из инета: «Землетрясение 1916 г. могло стать последней точкой в истории города, но в 1920 г. участок земли с руинами ХШ~ХV вв. выкупил инженер Умберто Занветтори-Беллуно. Беллуно тщательно восстановил каждый фрагмент постройки и завершил работу, которую четыре столетия назад начал Джованни Сфорца» (http://www.laitalia.ru/articls/art334).
Отредактировано Moon river (2009-06-29 18:00:20)