Хоспис в г.Бон
http://fr.wikipedia.org/wiki/Hospices_de_Beaune
Здание Отель-Дьё было построено в 1443 г. по приказанию Николя Ролена, канцлера бургундского герцога Филиппа Доброго. После окончания Столетней войны город страдал от нищеты и голода, три четверти его населения не имели средств к существованию, и именно для поддержки горожан канцлер и его жена Гигона Сален решили создать это заведение для бедных. Они снабжают его ежегодной рентой от королевских солеварен и своих виноградников.
Прожив некоторое время во Фландриии, Николя Ролен был вдохновлен архитектурой госпиталей севера, потому госпиталь так напоминает своей архитектурой великие фламандские города – Левен, Мехелен, Брюгге, Гент. Ремесленники Бона – каменщик Жан Рато и плотник Гийом де Рат создали настоящий шедевр бургундской готической архитектуры, ные внесенный в список объектов, составляющих Всемирное наследие ЮНЕСКО. Идея многоцветных крыш была позаимствована у городов Центральной Европы, но после того, как она получила широкое распространение в этой части Франции, она стала считаться традиционной архитектурной особенностью именно этой земли.
С момента создания и вплоть до XX века хоспис выполнял функцию приюта-госпиталя для бедных, который существовал на средства богатых и знатных горожан и сеньоров. В 1971 г. госпиталь переехал в современное здание, а хоспис стал музеем, который привлекает в Бон тысячи туристов.
1. Большой зал бедных
Большой зал был создан в 1452 г. и с тех пор сохранил свои первоначальные размеры (50 м в длину, 14 м в ширину, 16 м в высоту). В центре этого зала стояли столы и скамейки, предназначенные для приема пищи больными. Пища подавалась в оловянной посуде, а не в деревянной, как это было принято в других госпиталях. За каждой кроватью располагался ящик, и сестры могли привести в порядок вещи больного. Меблировка зала в средневековом стиле была восстановлена в прошлом веке в ходе реставрации 1875 г.
Стены зала выполнены из дуба и увенчаны готическим сводом. Разноцветные драконы, держащие в зубах поперечные балки, напоминают чудовищ ада. Карикатурные лица буржуа Бона изображены с головами животных, символизирующими их недостатки. На плиточном полу представлена монограмма Николя Ролена и Гигоны де Сален. Девиз «Seulle» («Единственная»), сопровождающий эти монограммы, означает, что Гигона была единственной дамой сердца своего мужа. Над дверями находится фигура Иисуса Христа в оковах, датирующаяся концом XV века, выполненная из единого ствола дуба.
2. Часовня
Часовня является частью зала бедных и символизирует совершенное единство религиозного и медицинского, такое расположение позволяло обитателям пристуствовать на всех службах. Именно в этой часовне был расположен знаменитый полиптих Рогира ван дер Вейдена, который мы увидим позже. Под бронзовой плитой перед алтарем погребены останки Гигоны де Сален.
3. Главный двор и крыши
Во дворе, который во время прогулки по залам госпиталя вы пересечете несколько раз, открывается самый известный вид на многоцветные крыши Отель-Дьё. Крыши, покрытые разноцветной черепицей из глазурованной керамики, образуют замысловатые геометрические узоры.
Две анфилады команат имеют множество окошек, скульптуры и свинцовые украшения которых являются шедеврами искусства. Две галереи, расположенные одна над другой, позволяли медсестрам работать, укрываясь от непогоды. Теплые тона дерева и керамики контрастируют с противоположным крылом, расположенным напротив, выполненным из камня и шифера (там расположен Большой зал). Внешний фасад сурового здания, выходящий на улицу, выполнен в преднамеренно строгом стиле и украшено лишь готическим шпилем. Кроме большого зала и часовни, там расположены комнаты медсестер.
В центре двора имеются колодцы – один из лучших французских образцов готических изделий из железа. Отсюда весь госпиталь брал воду.
4. Зал Святого Гюго
Зал был построен в 1465 г. и был также предназначен для содержания бедных. На полках над кроватями располагались личные вещи больных. Обитатели приюта могли подниматься при помощи специальных веревок. Стены зала украшены средневековой настенной живописью: 9 из 11 картин написаны парижским художником Исааком Муайоном и изображают чудеса Христовы. 2 оставшиеся картины изображают деяния святого Гюго. Заалтарный образ изображает чудо воскрешения от чумы святым Гюго двух детей.
5. Зал святого Николя
Зал был предназначен для умирающих больных, здесь стояло 12 кроватей для мужчин и женщин.Этот факт так сильно потряс короля Людовика XIV во время его посещения госпиталя в 1658 г., что он назначил госпиталю ренту в 500 ливров, чтобы мужчины и женщины располагались отдельно. Современный вид и размеры зал приобрел во второй половине XVII в. В настоящее время в зале располагается выставка, посвященная истории госпиталя. В полу в центре зала сделан углубление, закрытое стеклом, сквозь которое можно увидеть протекающую внизу реву Бузез – с этим потоком книсились вниз по течению все отходы жизнедеятельности госпиталя.
6. Кухня (анимированное представление типовых звуков и освещения – каждые 15 минут)
Кухня госпиталя, набженная современным оборудованием, обслуживала дом престарелых до 1985 г. В настоящее время восстановлен облик кухни на начало XX века – с большой печью, оборудованной двумя кранами с горячей водой, т.н «лебедиными шеями». Большая труба печки в готическом стиле с двумя топками занимает центр комнаты, очаг облицован плиткой с девизом «Seulle», большая стойка с перекладиной позволяла приближать и удалять котлы от огня. Обратите внимание на вертел с правой стороны – вы увидите небольшого человечка, «мессира Бертрана» - он одет в традиционный бургундский костюм, и вертит вертел, наблюдая за порядком на кухне.
Перед входом в аптеку вы увидите через решетку двор основателей (1786), где установлены статуи Николя Ролена и Гигоны де Сален, в здании напротив расположен дом престарелых.
7. Аптека
В средние века каждый госпиталь имел собственную аптеку, поскольку организованных производств лекарств в ту пору не существовало. Растения выращивались здесь же, в садике в госпитальном дворе. В первом зале аптеки представлены бронзовая ступка бонского аптекаря Клода Морелло (1760). Дуга, приделанная к пестику ступки, позволяла уменьшить его вес и облегчала работу медсестер, занимавшихся приготовлением лекарств. На картине (1751, Мишель Сувиль) изображены различные виды приготовления лекарств. Во втором помещении аптеки на полках собрана кооллекция из 130 фаянсовых горшочков 1782 г., в некоторых до сих пор хранятся лечебные вещества.
8. Полиптих
Полиптих XV в. был заказан канцлером Роленом Рогиру знаменитому фламандцу ван дер Вейдену. Картина изображает Страшный Суд и долгие века висела в часовне, лишь недавно ее перенесли в отдельный зал. На картине, кроме Иисуса и святых. Изображены коленопреклоненные Николя Ролен и Гигона де Сален.
Кроме картины, в темном зале выставлен удивительной красоты старинный гобелен, изображающий легенду, где святой Элой отрубает ногу свое лошади. Чтобы быстрее ее подковать, а потом не смог установить ее на место.
9. Зал Святого Людовика
Зал был создан в 1861 г. на месте сарая, где хранилось вино. Вдоль зала некогда располагались печи, где пекли хлеб, ежедневно раздаваемый городским беднякам. В 1928 г. был заключен договор с городским цехом пекарей, которые продолжили сие благое дело, а зал в хосписе перестроили. Сейчас здесь выставлены средневековые гобелены (притча о Блудном сыне, история Иакова и т.п.), резная мебель и несколько деревянных и мраморных статуй. В центре зала расположен источник воды.