Рассказ не мой, а любезно предоставлен (с) http://users.livejournal.com/tyanka_/81488.html#cutid1
Теория
Летели в Лиссабон из Киева авиакомпанией МАУ – 5 часов. Время пролетело незаметно, нам попался такой интересный сосед – привет Вадим! – летевший в Кабо-Верде через Лиссабон. Жизненный опыт у человека – мама не горюй, мы сидели с открытыми ртами и жадно слушали его рассказы:)
Но, все по порядку. Все путешествие было спланировано лично мной, только по Мадейре мне помог скорректировать маршрут ScepticForever с форума travel.ru. Португальский шенген делали самостоятельно. Не смотря на все опасения и предостережения бывалых людей, все прошло как по маслу. Собрали все необходимые документы, сделали справки с работы с нормальной зарплатой, положили на карты по 1000 евро и взяли об этом выписки из банка. Кроме того, я составила подробное письмо-прошение г-ну консулу, где обосновала наше решение ехать самостоятельно и описала по дням наше передвижение по Португалии. Отели бронировали 3 звезды и выше, опять же для «профилактики». После того как дали визы, часть бронировок я отменила (во всей Португалии бронировка и отмена заблаговременно до 24-48 часов бесплатная, оплата при выезде) и нашла более интересные варианты, тем более что оставалось 2 недели и на rates-to-go появились хорошие скидки. Кое что оставили, потому что лучше ничего не было. Единственным минусом в самостоятельном оформлении виз был тот факт, что нам пришлось обоим дважды ездить в Киев, в посольство ибо необходимо было только личное присутствие. Эти покатушки обошлись в лишние 100 евро. Еще большой статьей затрат стал перевод документов, подтверждающих наше благосостояние на португальский язык, причем каждую бумажку нужно было заверить нотариально (все обошлось в 45 евро). Да, еще купили страховки на 15 дней с покрытием в 30 000 евро (всего лишь 17 евро на двоих). Консульский сбор – 35 евро на человека. Итого, 2 визы нам обошлись в 230 евро. Я считаю, что это нормальная цена – ибо в турфирмах нам предлагали сделать их за 500 долл. Кроме того, мы полностью сами контролировали процесс и получили неплохой опыт в этой процедуре.
В Лиссабоне останавливались в Hotel Botanico (Rua Mae d’Agua 16-20) http://www.hotelbotanico.pt
[реклама вместо картинки]
Снаружи конечно невзрачная, но внутри все как положено. Бронировали через booking.com – там было лучшее предложение: при стандартной цене в 190 евро, в предложении было задекларировано всего 65! Не знаю, как так получилось, то ли ошибка гостиницы – но мы действительно жили там за эти деньги. Видели бы вы лицо портье, который нас рассчитывал на check-out, как в том анекдоте – я сама офигела:) Что и говорить, гостиница – самая лучшая во всем нашем португальском путешествии. В номере было все плюс холодильник и бесплатный сейф), завтраки – великолепны! Мы так завтракали, что только к ужину появлялось чувство голода:) Всевозможные свежие фрукты, включая ананасы и манго, йогурты, сухие завтраки, мясные, сырные нарезки, даже был камамбер – лежал каждое утро такой огромный круг! - , жареный бекон, яйца, и сладкое: около 10 видов ранообразных круассанов, кексов, рулетов и! pasties de nata – это те самые корзиночки с яично-заварным кремом – такая вкуснятина!
[реклама вместо картинки]
Еще большим плюсом в гостинице было наличие собственной бесплатной! парковки (при средней стоимости ее в Лиссабоне в 9 евро). Парковки в таких больших городах как Лиссабон, а особенно Порто – это отдельный рассказ:) Если захотите там остановиться, отслеживайте цены, может вам также повезет.
Гостиница расположена возле Ботанического сада недалеко от метро Avenida,
[реклама вместо картинки]
практически в самом центре. Но добираться до нее лучше сверху с улицы Pedro Alcantara (ориентир площадь Principe Real). Из аэропорта в центр, в том числе и на Avenida Liberdade ходит AeroBus n91 за 3 евро, билет дает право на проезд в любом транспорте carris (все, включая фуникулеры и лифт, кроме метро) в течение текущего дня. В принципе, автобусная развязка очень обширная по всему городу, так что если вы приезжаете на 1 день в Лиссабон, можете воспользоваться этим AeroBus. Мы прилетели около 22-00 и планировали только добраться до гостиницы, поэтому поехали общественным транспортом – автобусы n44, 745 – за 1,35 – это стандартная разовая стоимость одного проезда на любом виде транспорта. На следующий день купили в метро карты (7 colinas) уже на все, включая метро на 2 дня. Стоит такая карточка 3,50 на день + сама картонка 0,50 единоразово. Пополнять ее можно только в метро.
Общественный транспорт в Лиссабоне очень удобен, практически во все дыры в хорошем смысле этого слова:) ходят длинные автобусы.
[реклама вместо картинки]
Это надо видеть, как они разворачиваются на поворотах. В самые-самые дыры-дыры добраться можно только пешком или на трамвайчике,
[реклама вместо картинки]
фуникулере (почти вертикальном трамвайчике) – их в Лиссабоне 2 – Gloria с площади Restauradores
[реклама вместо картинки]
и Bica с улицы Boavista со стороны Тежу.
[реклама вместо картинки]
Видите, они разные:) Кроме того, есть метро, довольно разветвленное и даже лифт, который является тоже общественным транспортом. Он соединяет площадь Carmo и район Baixa.
[реклама вместо картинки]
Еще есть туристические двухэтажные автобусы,
[реклама вместо картинки]
но мы как-то их проигнорировали, потому что дух города познать можно только пешком. Центр Лиссабона не большой, скорее крутой в смысле гор:)
В Лиссабоне провели почти полных 3 дня, два – пешком по городу - Альфама, Байша и Авенида, Белем, Байру Альту, Шиадо, на третий уже брали авто, чтобы освоиться с дорогами, съездили на Кабо да Рока по побережью через Эшторил, Кашкайш и пляж Гуинчи!, вторую половину дня провели в парке Наций, в Океанариуме. Сейчас я бы немного поменяла маршрут, во второй день мы ездили на трамвае в Белем (район Лиссабона), проще было бы сгонять на метро в Океанариум, там такая дурдомная развязка возле парка, мы слегка попетляли на машине:) А Белем лучше смотреть по дороге в Эшторил, как раз мимо, особенно к Белемской башне здорово подъехать, пешком топать далековато, и время не тратится на дорогу туда-обратно, все по пути.
Еще один день в Лиссабоне, как «закрепитель», провели на обратной дороге домой – проездом с Мадейры, гуляли по самым полюбившимся местам, вторую часть дня планировали посвятить подаркам. И тут случился прокол – дело было в воскресенье, все магазины, включая сувенирные или вообще не работали в этот день или же закрылись в 13-00, а мы гуляли себе, ничего не подозревая. В общем, все наши остались без подарков. В дьюти-фри можно было купить только портвейн, а у нас практически никто не пьет из друзей:) Остальное же было по баснословным ценам. Так что остается только показывать фотографии, видео и рассказывать как там все замечательно. Возьмите себе на заметку этот пункт, если у вас вылет тоже в воскресенье.
Карту Лиссабона, равно как и остальных городов можно бесплатно получить в любом информационном туристическом центре. Подходишь, говоришь на каком тебе языке, тебе выдают карту и показывают самые интересные места для просмотра.
Португалия. Авто.
Стоимость аренды автомобиля в Португалии довольно низкая, так что если у вас есть водительские права (наши права действительны, нас на Мадейре останавливал ГАИшник, все его устроило) – то вам все карты в руки:)
Преимуществ масса:
скорость передвижения - 2-3 места в день посмотреть запросто, так как расстояния при правильно спланированном маршруте невелики, мы проезжали максимум км по 150-200 за день
перевозка вещей – когда трудно определиться что одеть в связи с погодой, та же еда, вода, техника, которую нет надобности таскать постоянно в руках
свобода передвижения – непривязка к расписанию и, хоть транспортное сообщение и развито отлично в Португалии, все равно, есть места куда можно добраться только на такси, так что в итоге вытекает еще одно преимущество
существенная экономия – при путешествии вдвоем и больше человек – довольно значительная, если еще и посчитать во сколько в день обходится нахождение в стране (проживание, питание и т.п.), то нетрудно проследить и выгоду посещения нескольких городов в день в денежном эквиваленте.
Это был первый опыт по взятию в аренду авто, так что мы перестраховались и решили остановиться на русскоязычной фирме из Алгарве, у которой есть офисы в Лиссабоне, Порто и на Мадейре. Я просто переживала, хватит ли моего английского на понимание договора аренды и обсуждения отдельных моментов. Как оказалось, русскоязычное общение закончилось на этапе переписки и бронировки машины. На месте с нами общались работники фирмы исключительно на английском:) Не смотря на все переживания, все прошло хорошо и этот опыт назвать первым блином, который комом, нельзя.
Первую машину, Ford Fiesta
[реклама вместо картинки]
брали в Лиссабоне на 7 дней. Заплатили 126 евро при условии неполной страховки с франшизой в 1000 евро + 7*10 – 70 евро полной страховки. Считаю, что полная страховка в Португалии более чем оправдана. Не хочу пугать, но все-таки существуют трудности при парковках – как ваши могут быть бока, так и вас могут запросто «запарковать». Кроме того, когда мы пошли осматривать машину, она оказалась с таким количеством царапин, что мы бы их описывали пол дня. Так что 196 евро и нервная система по этой части не страдает:) А, еще до принятия решения о полной страховке, я уточнила стоимость одной царапины – 75 евро. И по итогу, мы таки пристроились в одном месте, в общем не жалели ни разу.
Машину нам подогнали к гостинице, отдавать договорились в аэропорту перед рейсом на Мадейру. Оговорили место отдачи, записали сколько бензина и все. Вся процедура заняла минут 10-15.
На Мадейре нам достался Chevrolet Kalos (наш Aveo). За 3 дня с возвратом в аэропорту – аэропорт находится в 20 км от Фуншала, столицы острова, основного места расположения отелей – мы заплатили 112 евро с франшизой в 175 евро. Пока оформляли визы, авиакомпания TAP поменяла время вылета по условиям низкого тарифа и наш вылет перенесли на 7-45. Так что тем более возврат в аэропорту был кстати. Чем больше путешествуем, тем больше поражаемся простоте отношений ко многим вещам. Было очень забавно слышать, когда нам объяснили что машину у нас принимать никто не будет, ее просто нужно оставить на платной парковке, предварительно взяв талон с временем заезда и положив вместе с ключами в выдвижную пепельницу. На мой вопрос и все, а как же закрыть машину, мне объяснили, что все так делают и проблем ни у кого еще не было:) Мы потом посмеялись, действительно это ведь остров, далеко не угонишь.
Машины выбирали самые простые, но почему то обе достались с кондиционерами:), что не входило в изначальные условия. Мы не против:) Хотя реально кондишн включали пару раз и то только на материке, погодные условия были более чем комфортными.
Теперь по дорогам.
Дороги в Португалии хорошие! Есть платные, есть бесплатные и те и другие хороши одинаково. Отличие состоит только в том, что автобаны идут напрямик, не путаясь в мелких городках, что экономит время и нервы (когда ищешь правильный выезд с кольца:), естественно скорость от 100, в отличие от бесплатных, на которых практически везде ограничение 50. Если расстояние небольшое, или есть цель посмотреть по ходу что-то интересное – смело выбирайте бесплатную дорогу, она и поживописней будет, хотя однажды на автобане встретилось такой красивый участок с маками. Если уже едете на ночлег или как мы спешили из Порто в Лиссабон рано утром на самолет, то вам нужен естественно автобан. В любом случае, смотрите по карте, как вам удобнее. Цены на платные участки не велики, не бойтесь, пользоваться ими тоже просто. При въезде вы берете талон, на котором отмечено место заезда,
[реклама вместо картинки]
на выезде отдаете его и оплачиваете рассчитанный для вашего случая путь. На большом-большом табло загорается сумма:) Мы только раз попали в пробку на выезде с автобана в Порту, это было воскресенье вечер,
[реклама вместо картинки]
в остальное время процедура оплаты занимала пару минут. В среднем небольшой участок дороги до 20 км может стоит евро с копейками, до 40-50 км – что-то около 5 евро. Самый дорогой путь из Порто в Лиссабон – 300 км обошелся 19,20 евро.
По ходу движения на автобане есть места для отдыха, с заправками, туалетами и полянами для перекуса. Все цивилизовано, аж жуть. С развязками на трассах тоже все просто, доходчиво, съезд в какой-либо город обозначается за 1,5 км, 1 км
[реклама вместо картинки]
и 500 м
[реклама вместо картинки]
знаками как у нас ж/д переезд.
Вот по городу сложнее, у них дурацкая привычка ставить указатель !за! съездом с кольца, мы так пару раз попали, так что потом ездили по кругу как в анекдоте «не больше трех раз!
Брали с собой навигатор, и еще я для подстраховки распечатала карты передвижений с google – мне их маршруты даже больше понравились, чем по навигатору, на который в конце концов попросту забили.