Лиссабон и окрестности (Синтра, Лейрия, Томар, Алмоурол, Оурен, Торрес Новаш, Баталья, Алькобаса, Кашкайш)
Ни один отчет я не начинал с таким трудом, как этот, португальский . Дело в том, что последние 2-3 года в Португалию просто хлынул поток туристов и путешественников из России. И кажется, что написано уже обо всем - о Севере и Юге, о Лиссабоне и Порту, о городах и курортах, о всемирно известных достопримечательностях и сравнительно малоизвестных провинциях. И в отличие от, скажем, поездок в Мальту, Сицилию, Стамбул, Каир или Испанию, мой португальский вояж пролегал по традиционным маршрутам, общеизвестным местам, о которых уже сказано-пересказано столько, что, вроде, ничего нового и не добавить... Была мысль построить рассказ наподобие подборки советов и рекомендаций тем, кто еще только готовится посетить эту прекрасную страну, но не дай, Боже, соблазна строить из себя гуру и учителя, тем более, что почти все необходимое можно найти в прекрасных путеводителях Rough Guide и Frommers, а также на сайте http://www.golisbon.com и многих других.
Но выход, как обычно, пришёл сам и легко . Я решил написать этот рассказ прежде всего для себя, нечто в виде дневника, чтобы позже, когда впечатления начнут стираться, открыть эту страничку и не просто вспомнить, но и пережить это путешествие еще раз. И для своих друзей, живущих по городам и весям, которым я не смогу рассказать об этой поездке, равно как не смогу переслать все фото в силу их общего объема. Ну и все-таки поделюсь некоторой информацией (не советами, упаси Господи), которую я сам так и не смог найти в процессе подготовки и которая выяснилась непосредственно на месте. Уважаемые знатоки, корифеи и покорители Португалии ! Честно предупреждаю, что здесь Вы не найдете для себя ничего нового ! Не тратьте время на этот отчет, лучше почитайте мою "Аутентичную Испанию" !
Процесс подготовки был долгим. Сначала планировалась небольшая (дня на 3) поездка в Лиссабон, Синтру и Эвору из Испании, потом захотелось посмотреть Томар и Алмоурол, потом - Баталью и Алкобасу, потом океанариум... В общем, будучи ограниченным недельным временным регламентом и составив свой рейтинг посещений, я и сформировал программу в том виде, как она получилась. Получилась, кстати, довольно неплохой: очень насыщенной, очень разнообразной и построенной на оптимальных для маршрута перемещениях с учетом дней и часов работы планируемых мест. В частности, понедельник, который обычно бывает "черным" днем из-за того, что именно в понедельник, как правило, закрыты большинство достопримечательностей, мы поехали в Синтру, где работало абсолютно все:) "Путевой лист" был таковым:
День 1 - Лиссабон
День 2 - Синтра
День 3 - немного Лиссабона, отъезд в Лейрию, осмотр крепости и города
День 4 - аренда машины в Лейрии и поездка по маршруту Торрес-Новаш - замок Алмоурол - Томар - Оурен
День 5 - Лейрия - Алкобаса - Баталья - Лейрия (на автобусах), вечером возвращение в Лиссабон
День 6 - Лиссабон (Океанариум - Белен), Кашкайш
Ожидание поездки проходило как на вулкане в буквальном смысле этого слова . Еще за неделю по отлёта из-за пепла периодически закрывались аэропорты Испании и Португалии. Однако мои ангелы в очередной раз расстарались (спасибо, ребята, вам всем большое и искреннее!!! ), пепел сдули, вулкан угомонили, и в итоге А-320 TAP Portugal успешно (правда, как обычно, с часовой задержкой) взял курс на запад. От полета "ТАПами" остались прекрасные впечатления. Во-первых, очень удобный самолет - большие кожаные кресла с весьма комфортным расстоянием между ними (кстати, очень сильно контрастируют с салоном А-319 "Иберии", где колени утыкались в полностью пластиковую обшивку впередистоящего кресла). Во-вторых, кормили и поили на совесть, вина и сока не жалели, а ихний кофе - лучший из тех, что я когда-либо пивал в самолетах.
Рейс был вечерним (субботним), но, несмотря на опоздание, мы успели на последний (в 23.00) аэробас (он же - автобус N 91), который очень удобно везет почти по всему центру, в частности, в Россиу и Рештаурадореш ( http://www.carris.pt/en/bus/91/descendente ). Но если кто и не успеет на него, проблем не возникнет, так как практически по этому же маршруту, только с бОльшим числом остановок курсирует (с интервалом полчаса) ночной автобус 208 ( http://www.carris.pt/en/buslines/4 ). Билет на аэробас покупается либо у водителя, либо (если время есть, why not?) на стойке информации аэропорта. Этот билет действителен 24 часа (именно так - не до конца дня, а ровно 24 часа) на все виды наземного транспорта (автобусы, трамваи, подъемники, включая Санта Жушту), что мы по полной программе и использовали на следующий день. Интересно, что местный люд усиленно пытался ввести нас в заблуждение: на той же стойке информации сказали, что да - билет годен 24 часа, но только на аэробасах. Портье в отеле - что да, на всё, только до полуночи . И лишь водитель трамвая 28, который грелся на подножке в лучах восходящего солнца (дело было утром следующего дня) перед выходом на линию подтвердил то, что есть на самом деле и о чём я написал чуть выше.
Вообще по поводу общения сразу отмечу, что Португалия оказалась неожиданно весьма англоговорящей страной. Особенно сильным контраст был на фоне Испании, в которой проще выучить азы испанского, чем найти понимание на английском (естественно, я не имею в виду отели, аэропорты и топ-туристические места). А в Португалии наоборот, только несколько раз мы не смогли объясниться на "великом и могучем" (не подумайте, что русском) языке международного общения. Так что выученные загодя пара десятков местных слов и выражений использовались в основном для придания поездке дополнительного колорита. Кстати, и русский язык здесь уже не воспринимается, как что-то особенное. Конечно, не в таких масштабах, как в Турции, но услышанное в магазине или в кафе слово "спасибо" очень скоро перестаёт восприниматься с удивлением. Кое-где появляются и меню на русском, правда, порой в таком переводе, что для его понимания лучше всё ж пользоваться английским :???: .
Но продолжим путешествие. До нашей остановки Рештаурадореш ехали около 25 мин., а еще минут через 10 уже вселились в отель Residencial Florescente. Отель занимает великолепное стратегическое положение, находясь буквально рядом с площадями Россиу и Рештаурадореш, вокзалом Россиу, Сантой Жуштой. К тому же он выходит на оживленную (что совсем не мешает вечером, так как стеклопакеты в номере были отличные) улицу с барами, магазинами и ресторанами, так что при необходимости проблема куска хлеба не стояла бы. Мы, кстати, ее и использовали. Хлеб у нас оставался ещё с самолета (уже под конец полета ТАПы угостили небольшой булочкой-гамбургером с очередной порцией сока), а вот отметить удачный (особенно в свете нервного "сидения" на вулкане) приезд дегустацией португальского вина явно хотелось. Большинство кафе уже были закрыты (поскольку стоял последний холодный день перед сменой погоды к ясной и теплой), но мы нашли неподалёку еще работающий индийский ресторан, где по двойной цене (а вы как хотите ?) взяли бутылку знаменитого "зеленого змия" - винью верде . Забегая вперед, скажу, что даже я, небольшой поклонник сухого вина, успел пристраститься к нему всего за несколько дней пребывания там. О, Боже, какими же словами передать, как хорошо оно пошло в тот вечер после 14-часовой дороги на благословенной португальской земле с видом на подсвеченную крепость Сан Жоржи и залитые умиротворяющим желтым светом лиссабонские улочки. О, это надо прочувствовать...
День 1 - Лиссабон
Сразу после завтрака (каковые в португальских отелях весьма скудные) мы вышли на улицу для оценки погодной обстановки. Ситуация на небе сомнений не вызывала - все погодные сайты единогласно, как народные депутаты, обещали не просто недождливую, а откровенно ясную погоду на всю неделю (что и оправдалось - ближайшие облака мы увидели только из самолета, да и то оооочень далеко от границ Португалии). А вот с точки зрения t и её осюсения вариантов было множество. В итоге мы пришли к выводу, что в Португалии еще не май месяц, пар костей не ломит, лучше согреться и поносить ветровки под мышкой, чем дрожать весь день с непредсказуемыми последствиями.
Вот улочка нашего отеля: 8 утра, солнце ещё не греет, камни ещё холодят, люди в куртках...
Но перспективы благоприятные, зонтик явно не нужен, стартуем ! Сначала, конечно же, идём на Россиу (официально - площадь Педро IV) - она практически за углом. Не знаю, как кого, а нас она очаровала. Черно-белые "волны" на брусчатке, фонтаны, вид на монастырь Карму...
Кстати, мы ещё успели увидеть её "первозданной", а уже через день на неё завезли тентовые палатки, которые, как представляется, теперь будут здесь до окончания сезона. Ну нельзя ж так портить столь красивое место...
Далее мы направились к Placa da Figueira, в центре которой стоит конная статуя короля Жуана I.
Эту площадь надо запомнить ещё и потому, что от неё отходит трамвай 15 на Белен. Здесь же можно увидеть и "самый лиссабонский" трамвай 28, но он не имеет тут остановки, а заезжает, по видимому, для кратковременного перерыва водителя. Кстати, как раз вот этот обаятельный "машинист" и пояснил нам окончательно полную легитимность вчерашних аэробасных билетов на весь сегодняшний день (на английском, между прочим):
По пути в конце одной из улиц открылся вид на Санту Жушту:
Но к ней мы ещё придём. А пока наш путь лежит к главному собору Лиссабона, который, как и прочие кафедральные соборы Португалии, носит очень простое и короткое имя Se, что является аббревиатурой слов "резиденция епископа" (по португальски, естественно). Собор выглядит по-романски монументально как снаружи, как и изнутри (к сожалению, внутри собора полумрак, а мы законопослушно выполняли предписание не пользоваться вспышкой, поэтому из всех фото интерьера более менее нормальным оказалось только одно):
А вот дворик (клойстер) собора по воскресеньям работает только с 14 час., поэтому мы запланировали вернуться сюда ещё раз ближе к вечеру, после завершения "обязательной программы". Выйдя из собора, мы завернули за угол и прошли по трамвайным путям
до мирадора Санта Лусия (до него от собора буквально 5-10 минут).
Несмотря на внешнюю живописность самого мирадора,
виды с него, пожалуй, самые неинтересные (по лиссабонским меркам, естественно).
А этот вид открывается с небольшой площади рядом с мирадором:
Отсюда по указателю небольшая улочка ведет вверх к крепости Сан Жоржи:
И вот мы у входа в крепость. Время ещё раннее, поэтому, несмотря на воскресенье, в кассе за билетами никого.
Крепость, несмотря на древнюю историю - сравнительный новодел. Она утратила своё оборонительное значение (построили её в 5 веке вест-готы, а затем перестроили арабы) после реконкисты и взятия Лиссабона королем Альфонсу I Энрикешем в 1147 г., который устроил здесь королевскую резиденцию. Крепость богатела и достигла наивысшего расцвета в 15-ом столетии. Король Мануэль I принимал в ней Васко да Гаму после его индийского похода. В 1511 г. Мануэль приказал построить новый дворец внизу, в районе Байши и перехал туда со всем своим двором. Крепость начала постепенно приходить в упадок, ветшала и была окончательно разрушена в 1755 г. великим португальским землетрясением. Руины замка простояли до 20-го века, пока в 1938 г. диктатор (ох уж мне эти штампы) Салазар не начал восстановительно-реставрационные работы. Крепость была практически отстроена заново, однако многие её камни (боюсь, что уже не понять, какие именно) помнят и Мануэля I, и Васко да Гаму, и арабов, и даже вест-готов.
Крепость можно разделить на 2 части. Первая - это собственно крепость, обнесённая мощной стеной с квадратными башными, по которой можно походить:
и в которую ведет вот такой каменный мост в "римском"стиле:
Вокруг крепостных стен растут сосны, столь высокие, что даже находясь наверху, вы как бы утопаете в их зелени:
Вторая часть - нечто вроде тенистого парка-променада:
Павлины, говорите ?
Замок сам по себе является одним большим мирадором с круговым обзором:
А вот вид на монастырь Sao Vicente de Fora (слева) и церковь Санта Энграсия (нац.пантеон), куда мы направимся сразу после крепости:
Монастырь Сан-Висенте-ди-Фора назван в честь Св. Винсента, который был объявлен покровителем Лиссабона в 1173 г., когда сюда привезли его мощи. Нынешнее сооружение построено в 1627 г. Фасад над входом украшен статуями Св. Винсента, Августина и Себастьяна:
Вход в монастырь платный, внутри можно пройти по ряду залов, некоторые украшены азулежу:
Один из залов - пантеон с оригинальной статуей молящейся женщины. Сначала кажется, что она настоящая:
Монастырь имеет на крыше смотровую площадку, откуда интересен прежде всего вид на соседнюю церковь Санта Энграсия:
а вот Сан Жоржи:
Крыша самого монастыря:
Церковь Санта Энграсия (другое название - Национальный пантеон) была заложена в 1682 г., но строительство завершилось только в 1966 г. Здесь можно увидеть надгробные памятники великим людям Португалии: поэту эпохи Возрождения Луису ди Камоэншу и знаменитому мореплавателю Васко да Гаме:
Купол пантеона:
И здесь можно подняться наверх и посмотреть сверху как на центральный зал интерьера, так и на окружающие пейзажи:
Потом мы прошли (благо всё почти рядом) к церкви да Граса, одной из старейших в Лиссабоне (1271 г.). Рядом с церковью находится ещё один мирадор с одноимённым названием. Вот как смотрится отсюда крепость Св.Георгия:
На этом первая часть нашего "городского путешествия" закончилась, мы вернулись в отель, скорректировали форму одежды с учётом дневного прогрева, пообедали для экономии времени в кафе на отельной улице, глотнули винью верде и вновь отправились в путь. Поскольку билеты аэробаса давали нам практически неограниченные возможности перемещения по Лиссабону, мы решили использовать их по полной программе и прокатились на подъемнике Глория (Elevador da Gloria), благо его конечная (нижняя) остановка располагается рядом с площадью Рештаурадореш в 5 минутах ходьбы от отеля.
Оказавшись таким образом в Байру Алту, мы зашли в церковь Sаo Roque, интерьер которой считается одним из самых красивых среди лиссабонских церквей. Прошлись ещё немного (сам район не слишком интересный), сели на трамвай 28 и доехали до собора Se, чтобы посмотреть его клойстер. В центре дворика вовсю ведутся копательные работы, но его периметр вполне монументален, готичен и аутентичен:
Вот такие существа здесь обитают:
От собора рукой подать (ну почти) до площади Коммерции. В начале 16 века здесь находился королевский дворец Мануэля I, который погиб вместе со всеми сокровищами и богатейшей библиотекой (около 70 тыс. томов) во время всё того же землетрясения. Сегодня в в центре площади возвышается памятник королю Жозе I. Именно при нём произошло землетрясение, и именно при нём восстанавливался город под руководством министра короля маркиза де Помбал.
Если кто отметит, что статуя лишена динамики, то объяснение этому очень простое. Сам Жозе I не захотел позировать, сказал "ну его, других дел у меня нет, что ли", и скульптору дали для работы монету с изображением короля. Ну вот и получилось то, что получилось, с учётом обстоятельств - могло быть и хуже.
С одной стороны площадь открывается на реку Тежу, которая в этом месте очень широкая:
От площади Коммерции мы наконец-то дошли до одной из самых раскрученных достопримечательностей Лиссабона - подъемника (лифта) Санта Жушта. Народу на вход было немного, и уже минут через 10 мы созерцали город с одной из его самых высоких точек:
Со смотровой площадки мы вышли в город, убедились, что монастырь Карму (точнее, его руины) действительно закрыт в воскресенье, сделали несколько фото площади перед монастырём:
немного прошлись по Байру Алту:
А такое азулежу нам понравилось намного больше, чем бело-синяя «гжель»:
и "для коллекции" спустились на фуникулёре Бика. Наклон, надо сказать, очень внушительный, особенно ближе к нижней станции:
Для сравнения: вот по таким ступенькам надо топать в качестве альтернативы фуникулёру:
Ещё немного пешочком - и мы у вокзала Кайш ду Содрэ (Cais do Sodre). Отсюда мы хотели совершить мини-"круиз" по Тежу до станции Касильяш (Cacilhas) и обратно с тем, чтобы посмотреть Лиссабон со стороны, причём планировали сделать это во время наступающих сумерек, чтобы в одну сторону увидеть город при свете, а в другую - уже в полутемноте. Однако мы недооценили своих сил и оказались у речного терминала слишком рано, до темноты ещё было очень много времени. Особо изощряться мы не стали, ждать желания не было, поэтому просто скатались туда и обратно:
Вернувшись с воды, мы сели у вокзала на трамвай 15 (спасибо аэробасу !) и доехали до Placa da Figueira (солнце начало клониться к закату):
Потом зашли в отель переодеться (несмотря на дневное потепление, до ночного тепла было ещё 2 ночи), отдохнуть, продегустировать купленные в дороге портвейн, очередное винью верде и манговый сок (господа, в Лиссабоне вкуснейший манговый сок в литровых пакетах!) и пошли смотреть вечерне-ночной Лиссабон:
А наутро мы поехали в Синтру. Впрочем, это уже немного другая история
Отредактировано savl (2011-08-02 19:57:46)