Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Дагестан: 2 поездки в одном рассказе


Дагестан: 2 поездки в одном рассказе

Сообщений 41 страница 50 из 110

41

..........

   Но чем ближе мы походим, тем более величественной предстаёт перед нами главная мечеть российского Кавказа (а какую ещё можно сравнить с ней по известности и древности?!):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37143.jpg

   Что это за арка и куда ведёт проход под ней, я, честно говоря, сказать не могу, но она явно древняя:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37147.jpg

   Напротив находится такая оригинальная сувенирная лавка:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37138.jpg

   Дербентская Джума-мечеть была возведена арабами после того как полководец Маслама ибн Абдул-Малик, сын правителя Омейядского халифата, завоевал большую часть Дагестана и захватил Дербент; одна из надписей на входе в мечеть сохранила в веках точную дату её строительства: 115 год хиджры, что "в переводе" на привычный нам календарь означает 733-734 годы. Правда, в середине 14 столетия мечеть получила сильные повреждения при землетрясении и была перестроена (согласно другой надписи на ней - в 1368-1369 годах) - в таком виде она и дошла до наших дней, поэтому Джума-мечеть является самой древней (в России) дважды: по году своего основания и по возрасту сохранившейся постройки.

   К тому же времени относится и фрагмент каменной ограды с восточными воротами:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37127.jpg

  Они же (ворота) изнутри:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37126.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37129.jpg

   Ворота ведут в большой внутренний двор...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37134.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37139.jpg

... в котором, прежде всего, бросаются в глаза огромные платаны (по-восточному - чинары), закрывающие своими кронами почти весь двор:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37140.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37136.jpg

0

42

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37131.jpg

   Согласно местным преданиям, они были посажены сразу после перестройки мечети в 14 веке, то есть их возраст составляет около 700 лет, что гипотетически возможно, поскольку восточные чинары могут жить до 2000 лет. Однако мне встречалась и более сдержанная информация (правда, она находится "в явном меньшинстве"), в соответствии с которой платаны (по крайней мере, нынешние - те, что мы видим сегодня) намного более молодые - им "всего" по 250 лет. Так что утверждать я ничего не буду и просто "транслирую" то, что прочитал сам.

   Как бы то ни было, в 2012 году платаны Джума-мечети были признаны памятниками живой природы всероссийского значения и взяты под охрану. И они, кстати, кроме чисто "озеленительной" функции, выполняют и более важную роль: во-первых, будучи изрядными "водохлёбами", деревья вытягивают из земли избыточную влагу, а потому во дворе вода не застаивается долго даже после дождей, а в мечети всегда сухо. А во-вторых, мощные корни платанов этакой "живой арматурой" укрепляют грунт и делают весь комплекс более устойчивым к колебаниям почвы при возможных землетрясениях, а также предохраняют его от оседания и сползания (несмотря на кажущуюся глазу ровность, мечеть находится на склоне холма, и хотя он в этом месте уже стал очень пологим, всё равно наклон, хоть и маленький, сохраняется).

   Служитель Джума-мечети рассказал любопытную историю, как несколько лет назад в одном из платанов образовалось огромное "гнилое" дупло, в результате чего дерево в обозримой перспективе могло рухнуть, и тогда по совету старожилов его засыпали золой (для чего потребовалось около 30 мешков!) - таким образом платан был спасён. Не знаю уж, на основании чего делался такой вывод, но падение дерева ни мечети, ни посетителям больше не грозит.

   В центре двора находится современный фонтан для омовения; на следующем снимке он показан на фоне корпуса медресе, построенного напротив мечети (вместе они и формируют двор) в конце 15 столетия:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37135.jpg

   "Когда вы поедете через Дербент, непременно зайдите посмотреть главную месджид, - а то вам, право, нечего будет про этот богоспасаемый град, иже на Хвалынском море, рассказывать или вспоминать. Мечеть эта, - так станете вы разглагольствовать, пощелкивая указательным пальцем по табакерке или прижимая им табак в трубке своей, - мечеть эта, по всей вероятности, была в старину христианскою церковью (не запинайтесь: я все приму на себя), потому что она лицом стоит на восток, а магометанские мечети обыкновенно обращены входом к северо-востоку, чтобы молиться на Мекку, то есть на юго-запад.

   Широкий четвероугольный двор, помощенный плитою, осененный огромными чинарами, с водоемом посереди, расстилается будто ковер гостеприимства перед мечетью. Трое ворот, всегда отверстых, призывают правоверных от мирских забот в затишье думы о небе. Восточная сторона занята рядом келий, северная - высоким навесом (айван), убежищем молельщиков от летнего зноя. На запад возвышается древняя, мхом про-зеленевшая стена мечети, во всю длину двора; ее подпирают плечом дебелые устои. Над срединою здания восходит к небу, как молитва, заостренный купол, и маковка его рассыпается лучами звезды. Стих из Корана горит над главными дверями. Входите - и вдруг какой-то влажный сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет (вылитый Шато-бриан!). Долой туфли, прочь мысли-смутницы! Не вносите в дом Аллаха грязи улиц ваших, грязи ваших помыслов. Преклоните земле колена, а сердце вознесите к небу… Считайте по четкам не барыши, а грехи свои.

   Двор мечети у мусульман Дагестана и всех горцев есть вечевая площадь. Туда сбираются они толковать о раскладке повинностей и для ябеднических сделок против начальников. Там притон пересудов и суд мнения, ристалище происков и суеверий, у порога правды и веры, - странное проявление дерзости и лицемерия человека, который, вместо того чтоб трепетать соседства святыни, говоря или совершая зло, старается укрыться под тень ее и ее именем скрепить свои замыслы!" (А. А. Бестужев-Марлинский)

   Бестужев-Марлинский, в отличие от А. Дюма, не упомянул про стоящий во дворе недалеко от входа в мечеть невысокий каменный столб...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37137.jpg

... зато Дюма приводит на этот счёт целую кровожадную легенду (или нет?!): "... мне бросилось в глаза нечто похожее на могильный столб. Мне показалось, что эта колонна должна быть как-то связана с какой-нибудь легендой. Я не ошибся или, лучше сказать, я ошибся: это была не легенда, а историческая реальность.
Около ста тридцати лет тому, когда персидский город Дербент находился под владычеством Надир-шаха, жители восстали против данного им правителя, который между прочим случайно оказался очень кротким и мирным, и выгнали его из города.

Надир-шах был не таков, чтобы позволить себе, властителю Азии, запереть врата в Европу; взамен кроткого губернатора он прислал самого лютого из своих любимцев, повелев ему взять город во что бы то ни стало и предоставив самому выбрать вид наказания для мятежников.

Новый хан двинулся к Дербенту, разбил его ворота и овладел городом. На другой день после штурма хан приказал всем правоверным отправиться в мечеть. Благомыслящие мусульмане явились туда, неблагонамеренные - отказались. Каждому из тех, кто послушался приказания, хан повелел выколоть один глаз при входе в мечеть. Тем же, которые остались дома, - оба глаза.
Взвесили глаза кривых и слепых; по персидскому счету оказалось семь батманов, на русский счет - три пуда с половиной, на французский - сто десять фунтов. Все эти глаза похоронены под колонной, возвышающейся перед воротами между двумя чинарами
".

   Как говорится, без комментариев. Понятно, что Дюма не придумал эту историю, ему её рассказали местные, а вот насколько она соответствует реальности... Хотя, конечно, восточные ханы никогда не отличались особым гуманизмом, и потому такие личности, как Саладин, и вошли в историю, как примеры безупречности, что их было очень мало... Историки, кстати, до сих пор не имеют единого мнения на этот счёт: приводятся гипотезы и солнечных часов, и фрагмента колоннады первой мечети...

   Не знаю, как чинары, но этому порталу, обрамляющему главный вход в Джума-мечеть, точно без малого 800 лет:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37133.jpg

   Прямо сейчас в мечети проходит реставрация, где-то работы уже закончены, где-то продолжаются, но мне кажется, что с порталом слегка перестарались - слишком уж "лакированным" и "глянцевым" он получился...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37132.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37128.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37130.jpg

   А вот интерьерам мечети реставрационное "межсезонье" пошло на пользу, и сейчас, видя то ли оштукатуренные, то ли покрашенные в сине-белые цвета колонны молельного зала, я благодарю Всевышнего, что застал их именно такими, потому что то, что я вижу на фотографиях, сделанных после реставрации (или до неё, но тогда они и после станут или уже стали примерно такими же), нельзя, на мой взгляд, назвать иначе, как "ужас-ужас", полностью убивающий всю древнюю атмосферу этой уникальной мечети...

   "Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в мрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным лучом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; все дышит отсутствием настоящего (ей-ей, лихо - это хоть бы в исторический роман годилось) и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу." (А. А. Бестужев-Марлинский)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37157.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37150.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37151.jpg

0

43

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37148.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37142.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37145.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37144.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37153.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37146.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37149.jpg

   Вот в таком виде я смело могу причислить интерьеры главной дербентской мечети к самым атмосферным, что когда-либо встречал на Востоке. Представляете, если всё это кирпично-каменное великолепие покрасить или оштукатурить? Честно говоря, мне даже вообразить это страшно...

   А этот уголок заставил задуматься: не является ли он древним, ныне заложенным, входом в мечеть? И тогда, возможно, он выходил наружу в той "неизвестной" арке на внешнем фасаде, что я показал выше, ныне частично "съеденной" наросшим культурным слоем?

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37154.jpg

   Вы, наверное, заметили множество мелких циферок на колоннах и арках - как я понимаю, это некие реставрационные "пометки", но сказать об их назначении ничего не берусь (хотя сейчас мне кажется, что тогда я слышал "краем уха" что-то на сей счёт в рассказах экскурсоводов, но в любом случае полностью про это забыл).

   В подкупольной части зала реставрация была в самом разгаре, поэтому туда удалось лишь мельком заглянуть:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37152.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37155.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37156.jpg

   В целом я не могу сказать, что дербентская Джума-мечеть произвела какое-то уж совсем умопомрачительное впечатление: она не поражает красотой (впрочем, это характерно для большинства древних мечетей), и не вызывает "священного трепета", как было у меня в некоторых каирских мечетях (а уж тамошняя Мечеть Ибн Тулуна в этом смысле не сравнится ни с чем). Но при всём при этом не назвать её уникальной и не снять, что называется, перед ней шляпу будет неправильно и несправедливо: в конце концов, среди сохранившихся до нашего времени в аутентичном виде действующих мечетей равных ей не найдётся не только в бывшем СССР, но и во всей Европе (за исключением кордовской Мескиты и Кристо-де-ла-Лус в Толедо). Что же касается нынешней России, то я, повидав в ней достаточно мечетей (поскольку люблю исламскую архитектуру), по разным критериям (красота например, и величие) могу поставить рядом с Джума-мечетью в Дербенте лишь ещё 4: Ханскую в Касимове, Соборную в Санкт-Петербурге и - уже с некоторым "отставанием" - Мечеть Мухтарова во Владикавказе и Соборную в Перми (новодельные я даже в расчёт не беру: новодел всегда останется новоделом, будь он даже из чистого золота). Хотя, конечно, некоторые мечети Казани и особенно Астрахани "в моменте" выглядят красиво, но они быстро "размываются" и не остаются в памяти - в отличие от тех, что я перечислил выше.

   Отмечу лишь ещё, что Джума-мечеть Дербента - шиитская, как в целом и преимущественно сам Дербент (особенно в магалах, исторически заселённых азербайджанцами). А Дагестан сегодня является единственным местом компактного проживания мусульман-шиитов в России.

Отредактировано savl (2025-01-04 13:03:26)

0

44

savl написал(а):

Если к "Луню" съездить - ещё полдня.

это экраноплан же?

savl написал(а):

А ещё можно взять экскурсию (если своей машины нет) в Ахты (что лично я собираюсь сделать, поскольку планирую года через 1.5 наведаться в Дербент ещё раз) - тогда ещё "+1".

а почему именно этот аул?

0

45

talusha написал(а):

это экраноплан же?

Ну да :)

talusha написал(а):

почему именно этот аул?

Потому что во все остальные, которые "на слуху" (типа Чох, Гуниб, Гоор), можно съездить откуда угодно, а из Каспийска или Махачкалы даже ближе и удобнее, а вот в Ахты рационально можно добраться именно из Дербента.

0

46

..........

   Мы ещё немного походим по дербентским магалам, хотя надолго в них не задержимся: честно говоря, смотреть здесь особо нечего, а то, что есть, очень однообразно и повторяется от дома к дому, от улицы к улице; что же касается общей атмосферы, то она тоже не та, чтобы долго гулять только ради неё, как по улочкам старых европейских городов или ближневосточным мединам. Недаром снимков с общими (в частности, уличными) планами у меня практически нет - просто, видимо, "на глаз" ничего не ложилось, кроме редких интересных зданий.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/36921/h-37642.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/36921/h-37640.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/36921/h-37645.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/36921/h-37646.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/36921/h-37644.jpg

   Неожиданная, очень не типичная для дербентских магалов постройка:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37168.jpg

   Ещё одна "магальная" мечеть (5-го магала) названа в честь Фатимы аз-Захры, младшей дочери пророка Мухаммада:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37165.jpg

   До сих пор работающий Кырхляр хамам 17 века - единственная в Дербенте действующая старинная баня. И, судя по фотографиям в инете, внутри неё оооочень атмосферно!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37169.jpg

   Рядом с хамамом стоит изящное двухэтажное здание в стиле, близким (как мне кажется) к Ренессансу:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37158.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37160.jpg

   Если верить сайту Дербентского музея-заповедника, это Мечеть Хаджи Асадулы, построенная в начале 20 века, хотя снаружи нет никаких "опознавательных признаков" того, что это мечеть... Ну, разве что "рука Фатимы" (амулет хамса), если вообще это она - и даже если так, она не была непременным атрибутом именно мечети...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37163.jpg

   Интересный плакат, выполненный "в стиле" иконы, на котором написано: "О Господин шахидов" - так называли Хамзу ибн Абдуль-Муталиба, дядю Пророка Мухаммада.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37111.jpg

   Кырхляр хамам (дословно - хамам Сорока) назван из-за своей близости к другим более ранним постройкам с таким же именем: Кырхляр-мечети и воротам Кырхляр-капы, а они, в свою очередь, по причине того, что выводили к древнему северному кладбищу Кырхляр, история которого начинается ещё в 7 веке, когда состоялся первый поход арабов на Дербент. На нём, по преданию, в числе прочих были похоронены 40 Сподвижников Пророка, как в исламе называют последователей пророка Мухаммада, которые видели его или встречались с ним, а потому оно считается для мусульман святым местом (жаль, что я не дошёл до него, но обязательно исправлю это во время моего следующего приезда в Дербент).

   Квартальная (1-го магала) Кырхляр-мечеть с тяжеловесным на вид стрельчатым куполом была построена в 1627 году (столь точная дата известна благодаря сохранившейся на ней надписи) по велению персидского шаха Аббаса I, а потому её иногда называют Мечетью шах-Аббаса. Сегодня мы видим её в облике середины 18 века, который она получила после перестройки в 1748 году.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37167.jpg

Отредактировано savl (2025-01-18 18:19:26)

0

47

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37161.jpg

   Впереди уже показались красивые ворота Кырхляр-капы, расположенные в Северной городской стене. Арабы также называли их Баб-аль-Кабир (Большие ворота), а русские после взятия Дербента - Кизлярскими, поскольку через них проходила дорога в сторону крепости Кизляр (ныне - одноимённый город в Дагестане).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37159.jpg

   Они же с внешней стороны:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37171.jpg

   По мнению историков, ворота, скорее всего, были сооружены в 6 веке вместе со стеной, а в дальнейшем, как следует из сохранившихся на них надписей, дважды ремонтировались и реставрировались: в 8 и 16 столетиях. Но львы из белого камня точно являются древними, поскольку их упоминал ещё арабский историк 10 века.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37172.jpg

   Прилегающая к воротам Кырхляр крепостная стена (напомню: это Северная стена дербентской крепости, проходившая от стен цитадели до самого моря и даже заходившая в воду) недавно была приведена в порядок и выглядит прекрасно во всех отношениях, не растеряв при этом своего исторического колорита (вот так нужно реставрировать древности!):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37170.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37177.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37176.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37181.jpg

0

48

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37174.jpg

   На последнем снимке опять хорошо просматривается "фирменная" сасанидская кладка, когда тёсаные каменные блоки (чуть ни написал - кирпичи) укладывались поочерёдно то широкой стороной, то торцом.

   А как красиво над древними стенами звучит азан!

   Снаружи параллельно Северной стене устроена пешеходная зона, которая совсем не портит "дух веков", а, напротив, делает приятной прогулку вдоль стен:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37175.jpg

   На старой фотографии хорошо заметно, как когда-то, причём не так уж и давно - ещё в начале 20 столетия, за Северной стеной буквально ничего не было: город просто резко заканчивался (собственно, в этом и заключалась функция Северной и Южной стен - полностью охватить городскую территорию и защитить её):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37182.jpg

   Сегодня же он, естественно, разросся далеко за границами ставших не актуальными укреплений (в результате чего, к сожалению, пострадала и почти полностью исчезла Южная стена, но, к счастью, в основном уцелела Северная), и за стеной начинаются обычные жилые кварталы:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37173.jpg

   Разве что зелени здесь становится немного больше, и чаще всего прямо на улицах встречаются айвовые деревья с уже почти созревшими (впрочем, это слово с трудом "вяжется" с вечно "дубовой" айвой) плодами:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37141.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37162.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37178.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37164.jpg

...

   Где-то здесь, в бывшем пригороде, а ныне полноценном Дербенте, я пообедал:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37179.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37180.jpg

   На первой фотографии - курзе (с ударением на "е") - "дагестанские пельмени" с особым, напоминающим "косичку", защипом, который у некоторых ассоциируется с ползущей змейкой; существует даже легенда (или не легенда), что само название "курзе" произошло от слово "гюрза" - змеи, водящейся в Средней Азии, на Ближнем Востоке и в Закавказье - в частности, в Дагестане. Курзе чаще всего делают с мясом, хотя бывает, что и с картошкой или творогом. Не помню, какие я ел на этот раз, но судя по слегка тёмненькому цвету, наверное, с мясом (хочу сказать, что, по сути, от "обычных" пельменей они ничем не отличаются).

   А вот на втором снимке я уже не помню, что, но полагаю, что всё же чуду; только не "стандартные", плоские, а скрученные в виде блинчиков. По крайней мере, какого-то специфического их названия я не помню, а если бы оно было, наверняка запомнил бы...

0

49

..........

   К Северной стене мы ещё вернёмся, а пока снова пройдём через Кырхляр-капы и опять окажемся в старом городе - теперь в 4 магале...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37188.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37185.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37201.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37183.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37197.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37195.jpg

... квартальной мечетью которого является относительно современная (начала 20 века) Делал мечеть, известная также как Мечеть имени Имама Махди (в исламской традиции Махди, или имам аль-Махди - не конкретная историческая личность, а своего рода Мессия - праведный человек из числа потомков Пророка Мухаммада, который явится в мир перед Судным днем и наведёт порядок: посредством него Аллах привнесёт на землю справедливость):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37192.jpg

   Она плотно встроена в уличную застройку, а потому заснять её панорамно практически невозможно:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37186.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37190.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37184.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37189.jpg

   Над входной дверью можно увидеть небольшой барельеф, изображающий льва с мечом, за спиной которого встает солнце. Это древний тюркский символ "Лев и Солнце", получивший широкое распространение в Персии в 12 веке, хотя его корни уходят в ещё более глубокую древность, означая знак Солнца в созвездии Льва, известный ещё со времён вавилонской астрономии. В начале 16 столетия он стал официальным гербом шахской династии сефевидов и с тех пор оставался таковым для всех последующих персидско-иранских государств вплоть до 1979 года. Любопытно, что в 1808 году в Персии даже был учреждён одноимённый Орден Льва и Солнца, просуществовавший до 1939 года, и на эту тему Антон Павлович Чехова написал рассказ, который так и назывался: "Лев и Солнце".

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37191.jpg

   Кстати, многие видели этот символ, только без меча, на пештаке знаменитого Медресе Шердор в Самарканде:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37236.jpg

   О, вот ещё одна "Рука Фатимы" - всё-таки, по всей видимости, это она и есть:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/36921/h-37649.jpg

Отредактировано savl (2025-01-18 18:21:24)

0

50

..........

   В этой, отдалённой от цитадели части Дербента, магалы уже не такие скученные, здесь появляются широкие улицы, и главная среди них - улица Мазахира Рзаева (изначально - Ермоловская), названная в честь родившегося в Дербенте дагестанского революционера (любопытно, что до 1980 года она носила имя другого революционера Кази-Магомеда Агасиева):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37199.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37166.jpg

   На ней частично сохранилась старая (не знаю точно, какого времени, но явно не слишком старинная), вполне атмосферная застройка:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37198.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37194.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37193.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37187.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37202.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37196.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37200.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/37097/h-37203.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Дагестан: 2 поездки в одном рассказе