Аутентичная Турция: восточная Анатолия (Адана, Тарсус, Шанлыурфа, Мардин)
.
5-11 октября 2024 г.
.
Для тех, кто "умеет её готовить", Турция - это радость, позитив, незабываемые открытия и достопримечательности ничуть не хуже, чем испанско-итальянские. Да, они другого формата, но "фонтан эмоций" и накал впечатлений от них ничуть не меньше.
А ещё Турцию можно полюбить, и тогда всё вообще становится другим. Правда, специально сделать это невозможно - как и любовь к человеку, это приходит свыше, как дар, но если вы его получаете - то буквально "со слезами на глазах". Признаюсь, что когда самолёт приземлился в Адане (или Мерсине, в общем, в Чукурова), у меня горло перехватило и "скупая мужская слеза" выступила. Вот просто так, без особых на то оснований - да, я вообще человек сентиментальный выше среднего, но тут такого сам от себя не ожидал...
А когда страну начинаешь воспринимать не просто глазами (как я Италию или Францию), а душой, как Испанию или Грецию, это меняет всё. Рассказать об этом невозможно, но надеюсь, что многие понимают, о чём я... Только при этом особенно начинает мешать языковый барьер - эх, если б я мог говорить по-турецки хотя бы так же, как по-итальянски (про испанский я вообще молчу: помню, как я впервые приехал в Испанию после того как начал изучать язык, и как города начали раскрываться передо мной на каждом шагу каждой своей вывеской)... Честно говоря, такой возможности общения мне очень не хватало, хотя мой скудный словарный запас (естественно, без всяких склонений-спряжений) вкупе с любезностью и доброжелательностью турок позволяли решать все вопросы, но всё равно это было не то, к чему я привык в Испании...
И, кстати, о любезности я упомянул не для красного слова: совсем недавно я был в Дагестане, и хотя ничего плохого о нём не могу сказать, дружелюбие и открытость турок проявлялись откровеннее, сильнее и ярче, практически везде и во всём. А в этой поездке - особенно. То ли здесь, на востоке страны, люди ещё более открытые, чем в Стамбуле и на Средиземноморье, то ли сказалось то, что я приехал с другим состоянием души и, как следствие, получил соответствующий ответный "резонанс" по полной программе, но я действительно ощущал себя, как дома. А временами даже лучше... Да, турки, конечно, не ангелы - они и выкурившуюся сигарету могут, не задумываясь, бросить на улице прямо под ноги, и, простите, пописать, у арки древнеримского моста, видимо, полагая, что за 2000 лет мост уже повидал и пережил столько, что от него не "убудет" (что, цинично говоря, примерно так и есть)... Но когда дело доходит до межличностного общения - будь это просто "йи гюнлер - йи гюнлер" - всё выглядит совсем не формальным, даже если на самом деле является именно таковым, и на каждый жест с прижатой к сердцу ладонью вы обязательно получите ответный, причём с двойным похлопыванием по груди. А уж чтоб мне на "селям алейкум" не ответили "протокольное" "уалейкум ассалям" - такого не было вовсе. А вот в Дагестане, напротив, было лишь пару раз... Нет, меня от этого не убыло, ни прибыло, но факт налицо...
..........
Восточная Турция привлекала меня очень давно. Более того, 2 года назад я уже собрался туда (тогда в маршрут входили Диярбакыр, Мидьят и Мардин с перелётом из Стамбула в первый и обратным вылетом из последнего), но после известных событий психанул и отменил все свои осенние поездки. Не знаю, как и когда удалось бы мне (и удалось ли вообще) вернуться к той схеме, но очень кстати подвернулся "нестандартный" рейс "Аэрофлота" в Адану, которая фактически является воротами в восточную Турцию. Правда, нервы наш "нацпер" мне тоже потрепал изрядно, сначала отменив - причём всего за полтора месяца до поездки! - обратный перелёт и "автоматом" пересадив на следующий день, после чего мне пришлось немного перекраивать маршрут и подбронировать ещё один отель (справедливости ради скажу, что "смертельным" это не стало, потому что если б то же самое произошло с перелётом "туда", всю поездку пришлось бы банально отменять). А потом начались новые "танцы" - уже с аэропортом прибытия, который изначально находился в самой Адане - при большом желании от него до центра города можно было дойти пешком. Но тут "на беду" подоспело открытие нового аэропорта Чукурова, названного по имени большого региона Южной Анатолии, протянувшегося вдоль Средиземного моря от Мерсина на западе до Османие на востоке. Его начали строить в 2012 году и собирались сдать через 10 лет, но ... то одно, то другое, и в результате аэропорт открыли аккурат перед моим приездом - уже в 35 километрах от Аданы (и в 40 от Мерсина). После этого я успел получить новую "порцию" звонков и смсок от "Аэрофлота", который извещал, что мой рейс Москва - Адана (и обратно) "типа как" отменён, а вместо него "предлагался" новый рейс Москва - Чукурова (сначала они, видимо, никак не могли решить, но какому городу его назвать в своей "сетке", и в конце концов почему-то остановились на Мерсине). Реально это уже ничего не меняло, но долю стресса я каждый раз получал изрядную, меня уже в дрожь начинало бросать, когда я видел на экране смартфона слово "Аэрофлот"...
Аэропорт получился огромным, и пока он явно не загружен даже на треть. Зато нет проблем с телетрапами - все самолёты "причаливают" именно к ним (и слава богу!) и с погранконтролем, где вновь прилетевших уже ожидает куча работающих кабинок с любезными и быстро штампующими паспорта сотрудниками.
В обозримом будущем (через 2 года) Чукурова хотят интегрировать в новую линию высокоскоростных поездов Мерсин-Адана-Газиантеп, которая сейчас строится (вследствие чего железнодорожное движение между Мерсином, Тарсусом и Аданой временно не действует), а пока власти региона запустили автобусы в обе стороны от аэропорта - в Адану и в Мерсин через Тарсус и даже создали для этого целую компанию Havamaş. Любопытно, что в аэропорт они ходят ежечасно по графику ( https://havamas.com/service.html), а вот из него, как и "Хаваш" в Аланье, привязаны к прилётам: в нашем конкретном случае прилетевшие сюда на "Аэрофлоте" могут рассчитывать на автобус примерно в 14.30 - после прибытия самолёта из Эрджана. Билеты покупаются в небольшом киоске рядом с остановкой (цена, кроме Тарсуса, составляет 200 лир), и при этом требуется паспорт.
Я не буду сейчас углубляться в детали аэропортовской логистики (а они есть), поскольку эта информация явно не имеет "массового потребителя", но если кого-то она заинтересует, я расскажу всё более подробно.
А пока - мы на пути в Адану, и "за бортом" +34
При хорошем трафике путь до Аданы занимает минут 50, но нас угораздило вляпаться в огромную, почти "глухую" пробку - потом в отеле мне сказали, что в этот день в городе проходил какой-то фестиваль и некоторые улицы были перекрыты; но всё равно, это не отменяет того факта, что дороги в больших городах Турции явно не соответствуют их масштабам и количеству машин; поневоле добрым словом вспомнилась Москва, где для этого хоть что-то делается...
В итоге мы полчаса ехали до начала пробки и потом ещё около часа продирались несколько километров до центра... Но доехали!
Сейхан (надпись на последнем снимке) - это центральный район Аданы, названный по имени главной реки, протекающей через весь город "сверху вниз"; все основные достопримечательности расположены именно здесь.