Арзамас -Дивеево -Н.Новгород- Городец 2024 г Часть 2. Нижний Новгород
В первой части Арзамас -Дивеево -Н.Новгород- Городец 2024 г Ч.1. Арзамас -Дивеево я подробно рассказала о маршруте о том, что увидели по дням.
Рассказ получается насыщенным. поэтому разбила его на части. В этой части расскажу про Нижний Новгород и буду делать это в виде путеводителя, как это было по Самаре.
Напомню даты пребывания в Нижнем Новгороде -27 мая -2 июня.
Нижний Новгород был основан князем Юрием Всеволодовичем в 1221 году. Его жители, под предводительством старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, собрали ополчение для освобождения Москвы от польских захватчиков в 1611 году. Город был главным международным торговым центром России с 1817 года. В советский период был переименован в Горький, в честь писателя Максима Горького, и являлся закрытым индустриальным городом Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны, на протяжении трёх лет, подвергался бомбардировкам со стороны немецкой авиации, из-за чего его промышленная часть оказалась практически разрушена. За год до распада Советского Союза городу было возвращено название Нижний Новгород. В современной России город стал политическим и административным центром Приволжского федерального округа и взял курс на развитие туризма.
А кому нужно подробно, то читайте тут
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Нижнего_Новгорода
В 2021 году Нижний Новгород отпраздновал своё 800-летие. К этой дате была проведена большая работа, многое сделали в Кремле, много отреставрировали на Большой Покровской улице. Учитывая, что прошло всего три года. надеялись, что все будет в идеале. Но до этого было далеко. В разных местах что-то рыли, прокладывали , ремонтировали , и здания, и дороги. Реконструкция коснулась только самой центральной части города, а по хорошему работы еще очень много.
Но что увидели, в каком состоянии, то и покажу.
Начну с железнодорожного вокзала. ведь это первое, что видят туристы в НН, если только они не прилетели на самолете.
Железнодорожный вокзал расположен на левом берегу Оки, не в центре НН. Важно: в Нижнем Новгороде не оперируют такими понятиями, как левый или правый берег Оки или Волги. Правый берег Оки, где находится историческая часть города, называется Верхней частью, или Нагорной. Левый берег со стрелкой, стадионом и зданиями ярмарки — Нижняя, или Заречная, часть. Вот а этой Заречной части и находится вокзал. Открыт он был 2 августа 1862 года и , конечно, выглядел тогда совсем по другому.
Он представлял собой три двухэтажных корпуса, соединённых переходами с вестибюлем в центре, залами ожидания, почтой, телеграфом, буфетами и ресторанами. На центральной башне были установлены часы. Внутри здания стены были украшены мозаичными панно на героические темы.
Советские власти долгое время сохраняли старое здание. Во время Великой Отечественной войны Московский вокзал, наряду с Казанским, стал важным стратегическим объектом. Немецкие лётчики несколько раз пытались разбомбить вокзал, однако это им не удалось. В 60-х годах XX века здание вокзала было полностью перестроено, чтобы придать ему так называемый «гражданский вид». Был уничтожен весь исторический фасад. Внутри вокзал также претерпел кардинальные изменения: на стенах «дореволюционные» мозаики были заменены на советские в духе XX века.
Автор мозаик — художник Валентин Любимов (1930 - 2016).
Мозаики закончили только к 1971г.. И изначально на стене было создано другое панно — с реками, современными зданиями, мостами, телебашней. Но его сбили, чтобы создать мозаику больше подчёркивающую официозную историю на тему революции (вокзал как раз на площади Революции) и Великой Отечественной войны.
В итоге на первой мозаике изображены голова Ленина, рабочие, пионеры, московский Кремль, годы ВОВ. Хотя есть детали, отсылающие к городу — изображён порт на Стрелке, его краны. Рядом судно на подводных крыльях, построенное по проектам горьковского конструктора Ростислава Алексеева. С другой стороны Сормовский судостроительный завод и часовая башня нижегородского Кремля.
На противоположной мозаике центром композиции стал образ в виде такой условной Родины-матери (памятник в Волгограде примерно в те же годы создавался). Рядом также рабочие, а с другой стороны революционеры и один из них сбивает прикладом винтовки орла с герба Российской Империи.
Последний раз вокзал реконструировался к Чемпионату мира 2018 года. Тогда появились эскалаторы, перекрывающие часть мозаики. Ещё был заменён потолок и с него исчезла знаменитая люстра — она была важным элементов вокзала. Например, нижегородцы часто, назначали встречи на вокзале «под люстрой».
Такой была это огромная люстра в центральном зале вокзала, фото из интернета
Но хорошо уже и то, что при реконструкции, мозаики были сохранены. Сейчас их даже удобнее рассматривать со второго уровня центрального зала.
В 1894 году рядом с основным зданием вокзала был построен императорский (царский) павильон для прибытия императорских особ в город. Проектировал и здание, и интерьеры архитектор Дмитрий Чичагов — представитель известной династии русских архитекторов. Зал павильона был украшен большим портретом Николая II и резным камином из белого итальянского мрамора. Для проведения важных переговоров там был установлен телефон. Павильон принимал императора дважды: в 1896 году, во время Всероссийской выставки и в 1913 году, при праздновании 300-летия династии Романовых. Во время революции 1905 года его захватили восставшие рабочие и удерживали какое-то время. После Октябрьской революции 1917 года в здании, в разное время, располагались комитет большевиков Канавина и лечебное учреждение при железной дороге