Перехожу к рассказу непосредственно о здании ДК, но прежде пару слов о самом Зеленограде и о том, что же такое постмодернизм.
Зеленоград - город-спутник Москвы, один из 12 округов города. Когда говоришь, что Зеленоград – это Москва, то многие даже удивляются: уж слишком далеко он отстоит от МКАД (находится дальше Шереметьево) и вообще является эксклавом столицы, со всех сторон окружённым Московской областью. Даже сами жители и власти Зеленограда, кажется, себя москвичами особо не чувствуют, гордо называя себя зеленоградцами. Отправляясь по делам или просто так в центр Москвы, они говорят не "поеду в центр", а "поеду в Москву". При этом прописка здесь московская, бюджеты московские, и инфраструктура тоже гораздо лучше, чем по ту сторону границы Подмосковья.
Точной датой рождения Зеленограда принято считать 3 марта 1958 года, когда вышло постановление Совета министров СССР № 248, где говорилось о создании нового города-спутника Москвы с "четырёхэтажными домами с земельными участками при них с применением приёмов свободной планировки, обеспечивая наилучшую освещённость и проветривание жилых домов".
Идея переселения людей из скученных городов ближе к природе, но при этом в комфортабельное малоэтажное жильё и сейчас выглядит неплохо, а тогда это было революционным решением, прецедентом, на основе которого Москва призвана была подать пример другим городам СССР.
Зеленоград- один из немногих городов России, при проектировании которого изначально использовалась концепцию "город-сад". Ей следовал первый главный архитектор Зеленограда Игорь Рожин.
Градостроительная концепция "город-сад" написана английским социологом-утопистом Эбинезером Говардом в конце XIX века. Уже на момент написание концепции Говард считал, что современные города себя изживают из-за развития промышленного производства. Ученый критиковал, прежде всего, антигуманность городов, выраженную в хаосе, грязи, постоянном производстве, малом количестве зеленых зон. В замен существовавшей в том время системе градостроительства Говард предложил идею создания малых городов, сочетающих в себе свойства и города - для развития, и деревни - для комфортного проживания людей.
При проектировании Зеленограда была заложена свободная планировка микрорайонов и застройка преимущественно малоэтажными жилыми зданиями. На окраины города собирались переселить из Москвы ряд предприятий, а город заселить москвичами - работниками промышленности. Однако, предприятия идею переезда не поддержали. Тогда Зеленоград переориентировали на развитие электроники и мироэлектроники, началось создание Научного центра, нашей "Силиконовй долины" . Это изменило градостроительную концепцию - Зеленоград превратился в центра науки и техники, позже, уже в конце 80-х гг. к Зеленограду присоединили поселок Крюково, город условно разделился на две части - старую и новую. Однако, идея города-сада не была забыта. Насаждения в городе занимали около 50% территории под застройку, что почти в два раза больше, чем положено по нормам СНиП. На каждого жителя Зеленограда сегодня приходится около 100 м2 озелененных пространств. Свыше 900 га смешанных лесов превращено в парки. Здания и сооружения объединялись в единое целое системой зеленых насаждений и проводимым на высоком уровне благоустройством.
Зеленоград строился как город микроэлектроники и был изначально рассчитан на молодых и образованных жителей, на советскую интеллигенцию. Кроме того, в городе был запроектирован и строился очень важный вуз – Московский институт электронной техники, МИЭТ. Так что и молодежи, и детей в городе должно было быть – и было – очень много. По сведениям из журнала кинохроники средний возраст жителя города Зеленограда в 1967 году был – 23 года.
Конечно же, такому городу без «культурно-развлекательной» составляющей обойтись было невозможно. Было принято решение о строительстве большого Дворца культуры.
И в 1968 был заложен первый камень этого Дворца по проекту архитекторов Игоря Покровского (он же был и на тот момент главным архитектором еще активно строящегося Зеленограда), Дмитрия Лисичкина, Людмилы Маковской и Дмитрия Стискина и инженера Бориса Зархи. Одновременно, очень в духе эпохи, была заложена «капсула времени» – послание потомкам.
Здание построено в стиле постмодернизм. Что же это такое в архитектуре ?
Постмодернизм в архитектуре представляет собой совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг., пришедших на смену господствовавшему модернизму. Что же сменил постмодернизм ? Сменил он модернизм, который включает такие архитектурные течения первой половины XX века, как европейский конструктивизм (1910—1920-е годы), функционализм 1920—1930-х годов, и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «Баухаус» в Германии, интернациональный стиль 1930—1950-х годов в Германии и США, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура.
Кредо архитектурного модернизма заключено в самом названии — это создание принципиально нового, что соответствовало бы духу современности, требованиям сегодняшнего дня. В модернизме присутствует принципиальная установка на обновление художественного языка, новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проект, так и внешних пластических форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма. Если совсем коротко , то в период расцвета в СССР модернизма появилось много безликих похожих друг на друга зданий из стекла и бетона, коробок разных НИИ, сплошное стекло.
Но со временем функционализм модернизма, его стереотипность форм и идей исчерпали себя. Чрезмерный рационализм модернистских решений создавал атмосферу уныния. Время требовало внесение струи оригинальности в каждое творение, созрело отрицание машинности массовых жилищ.
Назрела идея вернуть образность и оригинальность. Постмодернисты занялись поиском уникальности в создании новых форм. Они задались идеей гармонизировать архитектуру в соответствии с окружающими искусственной и естественной средами. Был отринут модернистский аскетизм в дизайне, конвейерный подход к созданию облика жилищ и отказ от восприятия классического наследия. Их архитектурные решения преследуют учёт особенностей существующей городской среды при строительстве здания.
Тип архитектурного дизайна, который мы называем постмодернизмом, не всегда можно узнать с первого взгляда. Модернизм визуально более знаком, а вот его преемник — один из самых странных и наименее понятных стилей XX века.
Вся философия постмодернизма строилась на противостоянии модернизму как «безликому» стилю, поэтому постмодернизм оказался таким заметным со своей игрой формами и орнаментами.
Опять-таки, если коротко - это переход в современной архитектуре к более оригинальным нестандартным формам.
Расцвет стиля постмодернизм начался с 1980-х и продолжается по сей день. Хотя сейчас уже есть и деконструктивизм. Но вообще, современные футуристические сооружения трудно как-то квалифицировать.
Приведу пару примеров самых известных проектов постмодернизма в Москве. Это Здание Президиума Академии наук на Воробьевых горах ("Золотые мозги") и комплекс Москва-СИТИ.
Вернемся в Зеленоград. Во как раз на период зарождения у нас в СССР постмодернизма и пришлось проектирования всего города и этого Дворца культуры.
Мое личное отношение к постмодернизму положительное, есть немало интересных зданий в этом стиле, я по возможности охотно их смотрю. А, кстати, к конструктивизму 20-30х годов я так и не прониклась. Талюша зато очень любит конструктивизм.