* * * * * * * * * *
Выборгский замок - главная достопримечательность Выборга и единственная в своём роде во всей России. Он был заложен шведами по приказу Торгильса Кнутссона в 1293 году - собственно, именно его основание и стало "днём рождения" самого Выборга. Замок находится на небольшой возвышенности на маленьком острове - всего 170 на 122 метра, что наложило отпечаток на его архитектуру: крепость получилась компактной, но мощной: каменное кольцо зубчатых стен толщиной 1.5-2 метра, а в центре - квадратная в плане высокая башня-донжон, названная в честь норвежского короля, крестителя Скандинавии Олафа Святого.
Конечно, в дальнейшем замок реконструировался: в 15 веке по низменной части острова возвели вторую оборонительную стену с квадратными башнями, образовавшую "нижний двор", в следующем столетии надстроили донжон, причём верхние ярусы получили восьмигранную форму для более эффективного размещения артиллерии, но это не помогло: именно они и были разрушены огнём русской армии в 1710 году. После сооружения Анненских укреплений замок оказался "в тылу" и начал терять своё военное значение, а несколько пожаров в середине 19 века изрядно повредили его. В конце концов, в 1860 году Выборгский замок официально был признан негодным к обороне.
Лишь в конце 19 столетия император Александр III предписал Военному министерству произвести ремонт и реконструкцию замка, что и было выполнено. Но как?! Да, внешние очертания почти не изменились, но была радикально изменена его внутренняя структура и планировка помещений, а на Башню Святого Олафа "нахлобучили" нехарактерный для неё шлемовидный купол. И сегодня Выборгский замок является ярким примером моей поговорки "собственного производства" о том, что "самое интересное в крепости - это вид на неё со стороны": С расстояния он выглядит брутально и почти средневеково, вблизи эта аура слегка развеивается, а внутри цельность теряется и наблюдается этакий "микс" разных "времён и народов".
Изначально Замковый остров сообщался с "большой землёй" посредством двух подъёмных мостов, а в 16 веке был сооружён первый "сквозной" мост через весь Крепостной пролив, который был деревянным и назывался Обуским, поскольку через него проходила ведущая в Выборг старинная Королевская дорога из города Обу - нынешнего финского Турку (в русских источникам бытует написание Або, а мост, соответственно Абоский, но я специально прослушал фонетику этого слова по-шведски и решил максимально следовать оригиналу). Мост реконструировался в середине 19 столетия, когда после начала судоходства по Сайменскому каналу его частично сделали разводным, по нему проложили трамвайную линию, а сегодня мы ходим и ездим по современному "советскому" мосту, построенному в 1979-1980 годах.
Помимо своих основных функций, Крепостной мост, как он сейчас называется (в финское время - сначала, после переименования Обу, мост Турку, а затем Замковый) является одной большой смотровой площадкой с видами на замок с разных сторон:
Мост связан с Замковым островом небольшой дамбой, по которой проходит дорога в крепость. Саму дамбу я не снял, а вот вид с неё в сторону города открывается потрясающий:
Пройдя через внешние ворота - точнее, проездную арку - в Комендантском доме (не понял, почему её не оказалось на моих фотографиях...), мы оказываемся на территории "нижнего двора" между двумя оборонительными периметрами, откуда можно "растечься" в обе стороны этот "коридора":