..........
Список нематериального культурного наследия не содержит раздела для "людей искусства" (писателей, поэтов, художников, музыкантов...), и это вполне понятно: во-первых, чтобы при "переходе на личности" не порождать ненужных обид и споров, а во-вторых, чтоб "вечные ценности" не колебались под натиском "молодых и рьяных", которые зачастую намного понятнее их современникам, чем средневековые классики; к примеру, я так и не смог проникнуться (хотя честно пытался) творчеством Руставели, Руми, Фирдоуси и Низами, а вот написанного "всего лишь" в 1923 году "Пророка" Халиля Джебрана считаю одним из выдающихся произведений восточных авторов "всех времён и народов".
Впрочем, способов увековечить память знаменитых соотечественников (и не только) существует великое множество, так что и без ЮНЕСКО они "в накладе" не остаются:) Одной из таких культовых для Азербайджана фигур является родившийся в 12 веке в Гяндже поэт Низами Гянджеви, более известный просто как Низами: его имя носит расположенный между Ичери-шехер и Площадью Фонтанов Музей азербайджанской литературы, основанный в 1939 году. Но мой рассказ пойдёт не о самом музее, а о прекрасном здании, которое он занимает.
Сейчас это трудно представить, но тот роскошный дворец, что мы видим сегодня, был построен в середине 19 века в качестве ... караван-сарая. Сначала он имел всего один этаж, но вскоре по заказу нового владельца был надстроен вторым и стал сдаваться в аренду. В 1865-1890 годах в нём располагалось Бакинское благородное общественное собрание, в 1891 году на втором этаже открылась гостиница "Метрополь" с одноимённым рестораном, а спустя 25 лет был возведён третий этаж, который также был отдан гостинице.
В 1930-х годах в Баку началась подготовка к предстоящему 800-летнему юбилею Низами Гянджеви, который был объявлен национальным азербайджанским поэтом (в этом многие видели политическую подоплеку, появился даже термин "азербайджанизация Низами", но эту тему, естественно, мы развивать не будем); в честности, было решено создать в бывшем "Метрополе" мемориальный музей Низами. Для этого здание было полностью реконструировано: достроен ещё один этаж, а в центре фасада вырублена глубокая лоджия в характерном среднеазиатском стиле с шестью нишами, в которых позднее, уже после открытия музея, установили трёхметровые статуи классиков азербайджанской литературы: Мухаммеда Физули, Молла Панаха Вагифа, Мирзы Фатали Ахундова, Хуршидбану Натаван, Джалила Мамедкулизаде и Джафара Джаббарлы, причём, что любопытно, все они были изготовлены разными скульпторами. Как написал в 2010 году журнал "Баку", музей "стал похож на сцену, из глубины которой выходят шесть авторов".
Ещё одной особенностью музея является не слишком характерная для Азербайджана отделка ниш фасада керамическими изразцами различных бирюзовых оттенков. Они были изготовлены мастерами из среднеазиатских республик по эскизам Народного художника Азербайджанской ССР Лятифа Керимова, когда-то занимавшегося ковроткачеством (во многом благодаря его усилиям, в Баку появился Музей ковра). Этот свой опыт он перенёс в керамику, создав изразцовый узор в типичном стиле карабахских ковров, добавив в него - следуя идеологическому духу времени - советские пятиконечные звёзды. Но сделал это столь тонко и умело, что они гармонично и ненавязчиво вписались в общий рисунок, да и, честно говоря, в глаза совсем не бросаются.
Великая Отечественная война помешала открыть музей в намеченные сроки, но уже через 5 дней после победы - 14 мая 1945 года - он принял первых посетителей. А в 1967 году Мемориальный музей Низами был преобразован в Музей азербайджанской литературы имени Низами.
С других сторон музей выглядит попроще, но тоже очень колоритно и "национально":
Вот такого "ашуга" можно увидеть в небольшом внутреннем холле перед "проходной":
Напротив музея находится сквер Низами, созданный ещё в середине 1930-х годов в рамках всё той же "юбилейной программы" - для этого даже был снесён целый квартал старых одноэтажных домов. Поскольку рельеф в этом месте неровный, сквер устроили в виде спускающихся по направлению к музею ступенчатых террас, усаженных хвойными и лиственными деревьями по обе стороны "парадной" лестницы. А чуть позже, в 1949 году, в его верхней части был установлен памятник персидскому, коим Низами Гянджеви и был в годы своей жизни, поэту.
Памятник стоит на 9-метровом восьмигранном пьедестале, в нижней части которого размещены 7 барельефов (на 8-й грани установлена "заглавная" мемориальная надпись), изображающих героев пяти поэм Низами.
Поскольку каких-либо изображений поэта не сохранилось, скульптор изобразил его в соответствии с тем образом, который сложился у него по произведениям Низами: "в первую очередь, как поэта-романтика, поэта-мыслителя". Ну и, конечно, в духе эпохи, добавил в его светлый лик черт "строителя социализма"
Отредактировано savl (2023-05-19 11:32:55)