* * * * * * * * * *
Один из самых атмосферных и живописных уголков Старого Баку называется Базарной площадью, но это не совсем соответствует (или даже совсем не соответствует) истине, поскольку исторические корни этого места совершенно иные. В глубокой древности здесь находился некий храм или святилище, возможно, солнцепоклонников, а во времена раннего мусульманства оно - по не вполне объяснимым сегодня причинам - не только превратилось в место почитания и паломничества, но и считалось священным. В 9-10 веках тут была возведена мечеть, которую даже называли так же, как главную мечеть мусульманского мира в Мекке - Масджид-аль-Харам, то есть "Заповедная", а территория нынешней площади стала её двором, со всех сторон - опять же, "по образу и подобию" Мекки - окружённым аркадами.
Из-за ареола святости этого места многие знатные люди завещали похоронить себя здесь - в ходе современных археологических исследований были найдены 52 могилы, большинство из них - мусульманские. Мечеть же - разумеется, уже не раз перестроенная - существовала на Базарной площади до начала 19 века, после взятия Баку в 1806 году русскими войсками превращена в церковь, которая, в свою очередь, "по закону кармы" была взорвана в 1936 году.
На "русском" плане Ичери-шехер начала 19 века Базарная площадь изображена в форме буквы "П", что говорит о том, что южная сторона двора к тому времени уже была разрушена. В таком "урезанном" виде её и восстановили во время реставрации, разместив внутри выставочную экспозицию из найденных при раскопках гробниц и надгробных изваяний, и хотя на картах и в туристической литературе площадь сохраняет своё имя, в азербайджанских источниках её чаще называют Религиозно-архитектурным комплексом Сиратаглы. Что же касается базара, то до начала 20 века тут действительно существовал рынок под названием "Верхний базар", но, его масштабы, видимо, были небольшими, и он явно не являлся главным местом торговли в Баку.
...
Средневековый восточный город трудно представить без гостиниц для караванщиков - караван-сараев. Не удивительно, что в Баку, стоявшем на торговых путях, таковых было много, но до нашего времени сохранились лишь 4: расположенные напротив друг друга Бухарский и Мултани (в первом обычно останавливались купцы из Средней Азии, а во-втором - торговцы из индийского города Мултан) сейчас закрыты на реставрацию...
... а два других - Ханский (или Малый) и Касум-бека - уже отреставрированы (как именно - об этом я скажу чуть позже), и сегодня их можно посмотреть изнутри. В обоих сейчас размещаются рестораны, но проблемой это ни в коей мере не является: не нужно даже пытаться "шифроваться" и делать вид, что вы собираетесь поесть здесь - достаточно просто поздороваться и попросить (причём даже это - не столько "разрешительный акт", сколько вопрос вежливости и уважительности, что, повторюсь, на Востоке ценится втройне) первого же служащего позволить осмотреть интерьеры и пофотографировать.
Ханский (он же Малый) караван-сарай был построен на рубеже 16-17 столетий. Он расположен на склоне бакинского холма между двумя улицами - "верхней" Асафа Зейналлы и "нижней" Хагигат Рзаевой и имеет 2 входа: верхний выходил в Старый город и в основном предназначался для покупателей...
... а нижний, так сказать, "технический", был обращён к берегу моря, что упрощало выгрузку доставляемых на судах товаров, и напоминал фортификационное сооружение, что не удивительно, поскольку этот фасад был встроен в бакинскую крепостную стену, и южный вход фактически выполнял функцию ворот, ведущих от набережной внутрь Ичери-шехер.