* * * * * * * * * *
Я много думал, как мне построить этот рассказ, потому что мало-мальски стройной структуры у меня в голове так и не сложилось: впечатления, эмоции, места, эпохи, блюда, стили и достопримечательности слились, сплелись и образовали огромный "клубок", не имеющий "концов", за которые можно было бы "потянуть", чтобы его распутать, так что даже мысль о том, чтобы хоть как-то систематизировать их, исчезла, практически не успев возникнуть. А я, в свою очередь, решил не упорствовать, не биться головой в "закрытые двери" и, возможно, впервые, написать абсолютно бессистемный рассказ, запутанный и хаотичный, как улочки Ичери-шехер:) И уж чем его точно нельзя будет назвать - это путеводителем, о чём я всех честно и предупреждаю, и тем, кто хочет увидеть Баку, "разложенный по полочкам", лучше поискать эти "полочки" где-то ещё
...
Главным символом старого Баку часто называют Девичью башню, и я с этим спорить не буду: просто потому, что символы - вообще вещь субъективная, и у каждого они могут быть своими. А вот самым древним сохранившимся сооружением в Баку является Мечеть Мухаммеда, построенная в 1079 году (столь точная дата известна благодаря уцелевшей на фасаде надписи на арабском языке) по указу некоего Мухаммеда ибн Абу-Бекра, который являлся либо какой-то знатной особой, либо даже зодчим, поскольку та же надпись именует его устадом, то есть - в переводе с персидского - мастером.
Своеобразие мечети и в том, что она расположена на склоне горки (Ичери-шехер вообще довольно холмистый, и ходить здесь не так просто, как кажется!), а потому с южной стороны является двухэтажной, а с других сторон - одноэтажной, причём первый этаж со вторым не сообщался.
Вид мечети с "верхней" улицы Мирзы Мансура:
Обратите внимание на минарет: он, вроде бы, совсем простой, но в нём есть 2 изюминки. Первая - это его слегка коническая форма, а такие минареты можно увидеть далеко не везде: чаще всего они встречаются в Средней Азии где смешались традиции арабской, персидской и монгольской архитектуры (мне он напомнил минарет Калян в Бухаре). А вторая - красиво декорированный балкон для муэдзина, украшенный прекрасным ажурным резным узором с характерным сталактитовым рельефом в нижней его части, под которым по окружности размещена выполненная по канонам арабской каллиграфии цитата из Суры 17 Корана: "И ночью бодрствуй, читая Коран добровольно для себя - может быть. пошлёт тебе твой Господь место достохвальное! Господи! Введи меня входом истины и выведи меня выходом истины, и дай мне от Тебя власть в помощь".
Окошки, похоже, восстановленные (как и все камни сочно-жёлтого цвета), но разве это делает их менее сказочными?
Эта современная табличка, конечно, не та, о которой я говорил выше - но что поделать, если арабский язык перестал быть общеизвестным?
После окончания Северной войны Пётр I решил упрочить и расширить своё влияние в Центральной Азии, а путь туда пролегал через Каспий. С этой целью в 1722 году был предпринят так называемый Персидский поход, который царь возглавил лично, и развивался он в целом успешно: сначала был взят Дербент, а в следующем году, после небольшой паузы, вызванной штормами и неблагоприятной погодой, российская военная эскадра подошла к Баку. После того как предложение о добровольной сдаче было отвергнуто, русские корабли начали обстреливать город из пушек, в результате чего был повреждён минарет Мечети Мухаммеда, который получил прозвище "сыныг гала", что в переводе с азербайджанского означает "разрушенная башня". Он долгое время не ремонтировался, оставаясь своего рода символ сопротивления, и был восстановлен лишь в середине 19 века.
А Баку тогда всё же был взят русскими, но уже через 12 лет по заключённому между Российской империей и Персией Гянджинскому договору снова - хоть и ненадолго - отошёл к Персии.
К сожалению, Мечеть Мухаммеда была закрыта (я искренне не знаю, открывается ли она сейчас вообще хоть когда-то), и увидеть её интерьеры мне не удалось...
..........
Правда, мечетями в Баку я не был обделён, хоть и не такими древними. Причём порой за внешне простым и неказистым фасадом скрывается настоящее сокровище - одним из таких стала Мечеть Сеид Яхья, располагавшаяся на проходившем здесь караванном торговом пути. Она была построена в начале 17 века на средства ахунда (так в Персии называли духовных лиц - знатоков теоретических и практических канонов ислама, что примерно соответствует титулу муллы в некоторых странах) Сеида Яхья Муртузы, который после смерти по собственному завещанию был похоронен во дворе мечети.
Отредактировано savl (2023-04-28 16:43:33)