Лена ГМ
Богоявленский собор - колокольня красивой формы
мне кажется обычная, сколько их таких...
Смотрю на снег - как же зимы не хочется !
когда снежно и солнечно еще куда ни шло, а так, надо в теплые края переезжать
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » На родину Снегурочки в Кострому, январь 2023
Лена ГМ
Богоявленский собор - колокольня красивой формы
мне кажется обычная, сколько их таких...
Смотрю на снег - как же зимы не хочется !
когда снежно и солнечно еще куда ни шло, а так, надо в теплые края переезжать
Обелиск Московской заставы.
Московская застава - место ввоза товаров в город со стороны реки Волги;
Первоначальные строения заставы были деревянными, строительство каменной заставы было связано с ожиданием визита императора Александра I в Кострому;
В 1912-1913 годах застава была перестроена;
Навершия обелисков в виде двуглавых орлов – элементов герба Российской империи, были утрачены в 1917 г. и воссозданы в 1993 г.
Дом Стригалевых 1800 год.
Чайная Общества трезвости и коммерческая биржа.
Изначально в здании располагались коммерческая биржа и чайная Общества трезвости, получившая в народе название "Колпаки", так как официантки в ней носили на голове колпаки белого цвета. После 1917 г. в здании размещалась Типография им. М. Горького.
В настоящее время - Музей природы Костромской области.
Часовня Николая Чудотворца на Молочной горе.
Хлебные ряды, нач. XIX века.
Квасные ряды.
Расположены на спуске к реке Волге, что несколько искажает их визуальное восприятие – со стороны Красных рядов они имеют один этаж, а с противоположной – два;
В XIX-XX веках их корпус неоднократно перестраивался и приспосабливался под насущные нужды местных торговцев и рестораторов;
В конце XIX века в здании Квасных рядов размещались лучшая в гоpоде паpикмахеpская и излюбленная местными извозчиками чайная "Hовый свет".
И снова, проходя мимо, любуемся домом В.Ф. Стожарова.
Отредактировано Loconte (2023-10-12 16:42:54)
Зимой рано темнеет, но успеваем еще до заката заехать в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.
Согласно преданию, монастырь основан около 1330 года родоначальником рода Годуновых и Сабуровых татарским мурзою Четом, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Результатом видения стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Современные исследователи считают мурзу Чета мифической фигурой, а «Сказание о князе Чете» генеалогической легендой, призванной придать княжеский статус роду Годуновых.
Вход в монастырь платный (точно не помню, кажется 250 руб) якобы это территория музея и вы оплачиваете посещение всех экспозиций. Сразу скажу, что выставки никакие, ИМХО, но зашли посмотреть раз уплОчено.
Слева направо - Троицкий собор, чуть в глубине, Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Звонница.
Северные ворота.
Надвратная церковь Хрисанфа и Дарии.
Палаты бояр Романовых.
По одной из версий, монастырь основал князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем Владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Деяния Василия Ярославича приписываются также легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня. По другой версии, монастырь основали новгородцы, так как Святой Ипатий почитался в Новгороде как покровитель посадников, а река Кострома издавна служила одним из путей продвижения новгородцев на Волгу.
После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века — с этого времени сведения о монастыре становятся более полными. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) их родоначальником. Его представители становились ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.
Экспозиция в палатах Романовых.
Посвящена восшествию Романовых на престол.
Печки хороши
На средства Дмитрия Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах был возведён храм, посвящённый священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, сестры Бориса Годунова; каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновы пожертвовали много церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.
Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчёркивало особую церковную и государственную значимость обители.
Отредактировано Loconte (2023-10-14 12:25:08)
В годы Смуты монастырь пережил период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находился в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.
В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять её сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окружённую мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года Александр Лисовский, сняв часть войска из-под Троице-Сергиевой лавры, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года.
В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Шереметевым. 14 марта в Троицком соборе монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.
Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге).
При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.
По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» — по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.
Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени.
Взрыв был бы достаточно загадочным, если не знать как старательно Романовы старались избавиться от наследия Годуновых и стереть память о них. Случай этот не единичный, были такие и в других городах, а в Ипатьевском монастыре было более 60 захоронений Годуновых и они были его основателями.
Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.
Потомки основателя обители, князя Четы, в св. крещении Захарии, видные вельможи XIV—XVI веков, с фамилиями Сабуровых, Пешковых, Шеиных, Вельяминовых, особенно же бояре Годуновы, подобно своему родоначальнику, в большинстве были люди весьма набожные и не только старались выразить свою любовь к основанной им св. обители, делая в нее нередко весьма ценные вклады и всячески содействуя ее благоустройству и обогащению, а некоторые даже доживали в этой обители последние дни своей жизни, принявши на себя обеты иночества. Многие из бояр Годуновых не желали и по смерти расстаться с родною обителию, почему делали завещания о своем погребении в ней. Плодом такого стремления их явились довольно обширные каменные усыпальницы, долгое время существовавшие под Троицким и Богородицким храмами и отчасти сохранившиеся до наших дней.
В древние времена существовали три Годуновских усыпальницы, из коих две (одна при 22 могилах, а другая при 16) находились подле алтаря Богородицкой церкви, с восточной и южной сторон ее, а одна усыпальница (при 14-ти могилах) была под папертью Троицкого собора.
В большей усыпальнице, с южной стороны Богородицкой церкви, погребены основатель Ипатьевской обители Захария, его сын и ближайшие его потомки, между которыми отец и мать Бориса Фед. Годунова. Отсюда же начало устроения усыпальниц нужно отнести к первым временам существования монастыря, а именно — к концу первой или началу второй половины XIV столетия. Устроенные при соборных храмах, усыпальницы в течение нескольких столетий оставались неприкосновенными, но доныне сохранилась лишь одна из них, которая находится под папертью Троицкого собора.
Годуновские могилы в прежние времена имели дорогие бархатные покровы, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Покровы присылались или лично доставлялись в монастырь родственниками умерших иногда по несколько покровов одновременно. В ризнице Ипатьевского монастыря сохранились два таких покрова от 1592 г., работы царицы Ирины Феодоровны, находившиеся над могилами ее отца Феодора Ивановича и брата Василия Феодоровича Годуновых.
В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещён лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».
В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
Отредактировано Loconte (2023-10-15 08:53:50)
В 1837—1863 годах под руководством архитектора Константина Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведён т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединённый с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Фёдора Рихтера. В 1867 году Фёдор Верховцев выполнил новую ризу с окладом для Тихвинской иконы Божией Матери.
В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея император побывал в нескольких знаковых городах, в том числе в Костроме. Здесь Николай II посетил монастырь и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.
Заглянем в Троицкий собор.
Снимать не разрешают, показываю, что успела щелкнуть пока не огребла.
Плюс там еще очень темно.
После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.
Монастырские постройки были приспособлены для проживания рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Вышли за стены монастыря на берег реки Костромы.
Вид на противоположный берег.
Водяная башня.
Угловая Пороховая башня кремля и Надвратная церковь Хрисанфа и Дарии.
В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.
В 1980-е годы вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.
23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.
Отредактировано Loconte (2023-10-15 10:12:15)
Ужинали в этот день в ресторане "Сыровар".
Столик заказывала заранее, еще из Москвы. Место популярное.
У них собственная сыроварня и все блюда со своими сырами. Даже коктейль есть сырный
Там же можно эти сыры купить. Мы покупали сыр с трюфелем, пожалели, что мало. Такого вкусного у нас я больше нигде не нашла.
Ассорти сыров
Коктейль из крымского бренди, настоянный на белых грибах, сливочный сыр, сливки и кленовый сироп
Подается с чипсой из пармезана (её я уже съела ).
Отредактировано Loconte (2023-10-15 10:40:15)
Прощаемся с Костромой и едем в Плёс.
Морозец усилился -31, но солнечно
Домчали быстро, за час.
В Плёсе в такую рань да при такой холодрыге явно туристов не ждут.
Все еще закрыто и людей на улицах нет.
С
Плёс один из древнейших городов Ивановской области. Самый популярный у туристов город Ивановской области, входит в четвёрку самых посещаемых туристами малых городов России (2017) и занимает первое место в стране по числу туристов на одного жителя.
Население — 1896 чел.(2021).
Впервые Плёс упомянут в Новгородской первой летописи в 1141 г.
Заходим сразу в разрекламированный "Рыбный угол" благо он открыт. Берем углы, чтобы привезти домой и там уже пробовать.
Плёсский рыбный угол — это открытый пирожок с начинкой из леща, копчёного на ольховой щепе. Название «угол» дано по оригинальной форме. Внутри — филе без косточек.
Углами не впечатлились, ничего особенного.
Отредактировано Loconte (2023-10-15 13:28:55)
Плёс упоминается в числе разрушенных в 1238 году Батыем поволжских городов. Утратив крепость, город продолжил своё существование. После того, как в 1408 году великий князь московский Василий Дмитриевич бежал от нашествия Едигея в Кострому, он повелел в 1410 году построить здесь новую крепость, ставшую частью плёсской таможенно-оборонительной системы. В 1471 году город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хожение за три моря».
Прогуляемся по ул. Советской. Она тянется вдоль Волги.
Памятник кошке — одна из достопримечательностей Плёса. Кошка сидит и задумчиво смотрит на Волгу.
История появления этого памятника очень грустная. Кошка Муха была любимицей художника Виталия Панченко, жившего неподалеку. Она трагически погибла, спасая своих котят от дворового пса. Память кошке решили увековечить. Скульптуру кошки изготовил белорусский скульптор Олег Илларионов, товарищ художника из Плёса.
Отредактировано Loconte (2023-10-15 13:32:08)
В 1778 году Плёс становится уездным городом Костромского наместничества. С 1796 года заштатный город Нерехтского уезда Костромской губернии. В Плёсе были полотняные фабрики, два солодовенных завода, две пивоварни, 10 кузниц, казённый соляной склад, торговые лавки. Отсюда доставлялась рыба к царскому столу. В 1812 году становится одним из центров формирования отрядов костромского народного ополчения.
13 сентября 2020 г. в Плёсе состоялась торжественная церемония открытия памятника великому русскому певцу, знаменитому плесскому дачнику Фёдору Ивановичу Шаляпину (скульптор Александр Рукавишников).
Камень в основание монумента был заложен в 2017 г. в рамках Дачного фестиваля имени Шаляпина. Новый памятник - дар семьи Каримовых Ивановской области. Жителям Плеса Шаляпин запомнился не как знаменитость, покорившая лучшие сцены мира, а как простой плёсский дачник. Таким и воплотил его образ скульптор Александр Рукавишников: певец присел на перевернутую лодку на Набережной и любуется Плесом, а за ним внимательно наблюдает сельская девочка...
Плесский ресторатор и отельер Алексей Шевцов установил в результате исторических исследований имя местной девочки, чей скульптурный портрет стал частью памятника певцу Фёдору Шаляпину на набережной Плеса.
"Не спрашивайте, каким образом и ценой каких усилий (немалых), но мне удалось узнать имя и фамилию девочки, увековеченной скульптором А.И. Рукавишниковым в составе монументального памятника Шаляпину на набережной Волги в Плёсе. Это Оля Чернева, ее отец торговал в Мясных рядах на месте нынешнего Большого зала Трактира "Крутояръ". Скульптурная группа воспроизводит персонажей по состоянию на 1910 г. – год первого приезда Шаляпина в Плёс. У изображенной рядом с Олей собаки Черневых была нечасто встречающаяся кличка Гудок", – раскрыл исторические факты Шевцов.
Исследователи изучали архивы, связанные с личностью Фёдора Шаляпина в музеях Москвы и Петербурга. О встречах певца с людьми и его приездах в Плёс сохранилась информация. По документам Оля Чернева родилась в 1902 г., в 1910 г. ей было 8 лет.
4 дня в Иваново и вокруг | Россия и экс-СССР | 2024-04-13 |
Красная линия - советский авангард в Иваново | Рассказы: Россия | 2024-04-25 |
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2024-11-19 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » На родину Снегурочки в Кострому, январь 2023