Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
Любопытно, что П. А. Щербачёв разработал и представил 3 варианта этого здания: классический, ренессансный и в стиле модерн. Именно последний был утверждён "ответственными товарищами" аж в самой Москве, и в итоге получилось действительно оригинальное строение с изящным декором и элементами, как пишут умные источники, византийско-османских мотивов, имея в виду, прежде всего, множество сферических куполов, придающих зданию восточный колорит. Возможно, тем самым архитектор стремился подчеркнуть положение города "на стыке" Европы и Азии.
В дальнейшем П. А. Щербачёв построил в Самаре ещё около 80 сооружений (одно из них как раз Дом Округа железных дорог, который я показывал чуть выше), но железнодорожное Управление так и осталось наиболее значительным и самым известным.
Красивые и стильные часы можно увидеть на отеле Hampton by Hilton:
..........
Сейчас мы пройдёмся по относительно окраинным и не столь парадным кварталам Самары, где, тем не менее, можно увидеть много интересного, прежде всего - в части сохранившейся аутентичной застройки. На Арцыбушевской (бывшей Ильинской) улице стоят несколько колоритных деревянных (и не только) домов с красивым декором:
Особенно интересны "домики" с шатровыми башенками, являющимися, как предполагает автор книги "Самарские узоры. Домовая резьба Самарского Поволжья" Е. Ф. Гурьянов, "отзвуком древнерусских «повалуш» (башен), которые в застройке Самары упоминаются в начале 18 века и ранее". К сожалению, сегодня во всём городе таковых осталось не более 15-20, а сколько из них увидят наши потомки, остаётся только гадать...
А этот дом, на мой взгляд - один из шедевров, но, к сожалению, откровенно умирающий, старой Самары:
По живописности такой "навес" над входной дверью, конечно, не сравнится с "шатрами", но в своём роде он тоже представляет историческую ценность: не буду утверждать, что он единственный и уникальный, но больше подобных ему мы не видели.
Кстати, входы в некоторые старые здания представляют собой любопытные "конструкции" с калиточками:
Теме внутренних дворов, невидимых с улицы за основными фасадами старых домов, посвящены множество блогов краеведов и любителей; по ним существуют даже "альтернативные" туристические маршруты, которые при желании можно найти в инете. Мы в эту тему углубляться не стали, но при случае в один из таких заглянули:
Жить здесь, конечно, не приведи, господи, но у туристов ведь свои интересы...
Не знаю, что это за растение, но цветёт оно очень симпатично:
На улице Никитинской, до революции имевшей поэтическое имя Соловьиная, находится очередное творение в "русском" стиле - особняк А. А. Ананьева, построенный на рубеже 19-20 столетий, в котором в 1910-х годах располагалось самарское представительство компании "Зингер". К сожалению, до наших дней дошла только "коробка", а красивая двускатная крыша с цветным "шахматным" рисунком и слуховым окном не сохранилась...
Один из самых оригинальных и в то же время спорных арт-объектов Самары - инсталляция-фонтан "Древо жизни" в виде переплетения труб и кранов, выполненных "под старину", который часто называют просто Памятником водопроводу. Собственно, он и был установлен в честь 130-летия запуска самарского водопровода и, помимо прочего, подчёркивает развитие водопроводных технологий: от бронзы до современной "нержавейки".
Ещё утром дождя никто не ожидал и не обещал. В обед на прогнозных сайтах появились первые намёки на "небольшие осадки местами и временами" ближе к вечеру, а часа в 3 их вероятность стала, увы, неизбежной. Окончательные надежды "добила" большая туча, появившаяся на дальнем горизонте и быстро закрывающая небо, не оставлявшая уже никаких иллюзий.
Грозу, которая началась сразу и сильно, мы переждали в подвернувшемся под руку кафе, где заодно и поужинали. Правда, ждать пришлось дольше, чем предполагалось, глядя на он-лайн прогноз, тем более что даже когда ливень почти закончился, по улицам текли настоящие реки, о "форсировании" которых не стоило и думать.
И всё-таки, всё когда-то кончается (хотя сейчас трудно это и представить), молнии перестали "расстреливать" город, дождь, судя по лужам, кончился, чёрное небо начало сереть, а где-то и светлеть, а потоки на тротуарах из "горных рек" превратились в тонкие ручейки - и мы отправились на запланированную изначально вечернюю прогулку.
Пушкинский сквер - самое, наверное, красивое "панорамное" место в Самаре (про окраинную "Вертолётку" я сейчас не говорю), а вечером, с "прямым видом" на садящееся солнца, он становится ещё более живописным.
Не удивительно, что народ приходит сюда специально "на закат". Это ещё сейчас, после дождя, не все успели сориентироваться, а в хорошую погоду, "томными вечерами", уверен, людей здесь намного больше.
Расположенные на холме постройки Иверского монастыря и близстоящие к нему кварталы ещё "греются" и золотятся в последних лучах почти севшего солнца:
У подножия "театрального" холма можно увидеть памятный знак, напоминающий о проходивших в Самаре матчах ЧМ-2018 (эх, успели...):
Мы спускаемся к Волжскому проспекту и вновь проходим мимо Жигулёвского пивоваренного завода:
Обогнув пивной бар "На дне", мы вышли на берег Волги - это, пожалуй, единственное место в центре Самары, где набережная не благоустроена. Точнее, её просто не: берег есть, а набережной нет.
Как видите, уже хорошо стемнело, и те же улицы, да и вообще "городские пейзажи", смотрятся по-другому:
И уж точно совсем иным выглядит практически не заметный днём небольшой Сквер Аксаковых с фонтанчиками и красочно подсвеченными стеклянными "страницами" с отрывками из сказки "Аленький цветочек":
Любопытно, что в середине 19 века сын Аксакова (писателя) Григорий Сергеевич занимал пост сначала вице-губернатора, а потом и губернатора Самары (успев между этими должностями поработать главой, как сейчас бы мы сказали, Уфимской губернии). А жил он со своей семьёй в доме, который стоял как раз на месте нынешнего "фамильного" сквера.
Я заканчиваю прогулку по вечерней Самаре на набережной, которая в это время "на глаз" оказалась не менее восхитительной, а по духу - даже более уютной, чем днём (фотографии это если и передают, то в самой минимальной степени):
И теперь вот по этой лестнице мы покидаем набережную, а в контексте рассказа - и саму Самару:
* * * * * * * * * *
Что ж, я показал всё, что увидели мы сами. Получилось, на мой взгляд, не мало, но и этим, скажу честно, перечень красивых и интересных мест далеко не исчерпывается - охватить всё нам не удалось, но это было ясно изначально: слишком живописна Самара, и сейчас, когда я "пережил" всё путешествие ещё раз и освежил все впечатления, я понимаю это даже больше, чем когда начинал рассказ (всё-таки в то время эмоции уже притупились, а кое-что и вовсе забылось, поскольку после поездки прошло более полугода). Мне кажется, что рассказ удался, несмотря на печальные обстоятельства, наложившиеся на его окончание, и я сумел доказать, что фраза, написанная в одном из первых абзацев (помните: "Нынешняя Самара не просто красива (а местами - потрясающе красива!)") - была сказана совсем не для "красного словца".
Как ни странно, в какой-то степени я даже благодарен ограничениям последних полутора лет, которые позволили мне посетить 3 прекрасных города Нижнего Поволжья, которые при прочих обстоятельствах я бы никогда не увидел: Астрахань, Саратов и Самару (из них только в сторону Астрахани я слегка даже не поглядывал, а косился, но и до неё, скорее всего, руки так и не дошли бы). И для меня, признаюсь, это стало своего рода "культурным шоком", поскольку я не ожидал, что в туристическом плане они окажутся "звёздами" первой величины, рядом с которыми, если вынести "за скобки" Москву и Питер, в России можно поставить только Нижний Новгород и - с большой натяжкой - Казань (я говорю о "нише" реальных городов, а не маленьких городков, где тоже есть свои "жемчужины", но сравнивать между собой напрямую эти два "пласта" сложно, да и, скорее всего, невозможно).
Ценно и то, что все эти 3 города, сравнение между которыми постоянно напрашивалось, пока я писал о них, хотя во многом схожие, поскольку представляют дореволюционную Россию 19 - начала 20 столетий с хорошо сохранившейся архитектурой тех времён, причём как каменной, так и деревянной, но и, в то же время, очень разные, и у каждого из них есть свои "фишки". В Астрахани - Кремль и колорит бывших Татарской и прочих "иноверческих" слобод с красивыми мечетями. В Саратове много уникальных "самостоятельных" достопримечательностей: потрясающее здание Консерватории, новый мост через Волгу, Троицкий собор, одна из самых красивых пешеходных улиц России, которой самарская "Ленинградка" всё же уступает, и великолепный - опять же, один из "самых-самых" в России - Поющий фонтан. Ну а Самара "берёт массой": таким количеством красивых и оригинальных исторических сооружений её "южные соседки" похвастаться не могут. И, конечно, своей замечательной набережной, равной которой среди "речных" российских городов просто нет (да и не многие "морские" составят ей конкуренцию). А ещё она уникальна тем, что является практически единственным "топовым" туристическим городом, среди основных достопримечательностей которого совсем нет церквей (костёл всё же стоит особняком)! Несколько раз мне попадались вопросы (точнее, "крики души" слегка ошалевших от вынужденного "внутреннего туризма"): ну куда, куда ещё можно съездить, чтоб не было сплошных храмов и кремлей?! Не буду сейчас вступать в заочную полемику по самой сути, поскольку считаю, что именно они (храмы и кремли) являются основой традиций русского зодчества и именно они (прежде всего - храмы разных религий) вообще подарили мировой культуре львиную долю архитектурных шедевров, но именно Самара является отличным ответом на эти поиски.
А нам пора улетать. И в этот момент я ещё полон надежд, стремлений и мечт, и даже в кошмарном сне не могу предположить, что спустя каких-то 7 месяцев жизнь остановится и окажется, как в анекдоте, что "эпоха ковида" была белой полосой...
ну куда, куда ещё можно съездить, чтоб не было сплошных храмов
добро пожаловать в Иваново
А ещё она уникальна тем, что является практически единственным "топовым" туристическим городом, среди основных достопримечательностей которого совсем нет церквей
давно на Самару заглядываюсь, а с учетом вашего комментария ставлю на первое место в планах