В 1871 г. село Иваново и Вознесенский посад соединились в город Иваново-Вознесенск. Город называли “русским Манчестером”, сравнивая его с английским центром текстильного производства. В концу XIX – началу XX вв. ивановский край являлся одним из главных производителей текстильной продукцией в России. Образ города XIX в. служил реальным воплощением эпохи промышленной революции. Вот так его описал известный краевед Яков Гарелин: “город представляет првлекательное зрелище… на первом плане река, по берегам которой в виде гирлянд тяненся ряд фабрик; за ними постепенно поднимается город, блестя золочеными главами церквей и выставляя местами фабричные трубы вперемешку с крышами домов”. Безуездный город Иваново-Вознесенск – крупный индустриальный центр, который своими торговыми оборотами равняется с городами губернскими: Ярославлем, Калугой и другими. Город Иваново-Вознесенск – это город–фабрика. Промышленные здания с решетчатыми окнами и высокими фабричными трубами неотъемлемая часть архитектуры города.
Миниатюра из рукописной книги "Повесть о Петре и Февронии", XVII век.
Для нанесения рисунка на ткань изготовлялись специальные доски – манеры. Изготовление манер было нелегким делом, ремесло резчика таило в себе многие секреты. Резались узоры по твердому плотному дереву (дуб, граб, груша, самшит, иногда пальма). Выбор дерева зависел от характера узора. Для мелкого, тонкого рисунка использовали прочное дерево, например самшит, граб. Среднемасштабные рисунки резали по груше, для крупных рисунков использовали орех и даже липу. Манеру клеили из 2-3-х слоев, чтобы придать форме значительную толщину и сделать ее дешевле. Для верхних пластин использовали дуб и сосну. Стоимость манеры с большим, сложным узором доходила в начале 19 в. до 60 рублей (т.е. по цене коровы).
Манера с оттиском, конец XVIII века.
В селе Иванове издавна известен способ печати ткани, называемый набойкой. При ручной набивке требовались несложные устройства: стол- верстак, ящик для краски, ремни и жерди для развешивания ткани (вешала), деревянные доски-манеры и деревянный молоток – киянка. Процесс ручной набивки не был сложным, но он требовал от мастера большой сноровки. Краска растиралась на войлочном дне ящика. Мастер прижимал лицевую сторону манеры к краске, затем накладывал на предварительно размеченную ткань и ударял молотком- киянкой. Заработок опытного набойщика составлял 10-15 рублей в неделю.
Ивановские ткани были дешевы и красивы. В «Обозрении новейших отраслей мануфактурной промышленности в России» за 1845 г. дана такая оценка ивановских ситцев: «Должно удивляться дешевизне такого товара, по наружному виду довольно красивого и выделанного однако же столь ограниченными средствами». Самым высоким сортом набивных тканей в конце ХVIII – н. XIX вв. были ситцы. Для их создания использовались наиболее тонкие хлопчатобумажные ткани. Набивались ситцы, главным образом, заварными прочными красителями. Ситцы в это время были материалом новым и модным и, тонкостью тканей, красотой и разнообразием узоров, живостью и прочностью цветов не уступали шёлковым материалам, поэтому и знатные особы не избегали использовать их для платья, обивки мебели и стен.
За каждым цветом, каждой краской стоял титанический труд мастера- красковара. Естественные красители содержат незначительное количество красящего вещества, иногда 2-3%, а все остальное-древесина, смола и прочее лишь затрудняет процесс крашения. Ивановские крестьяне использовали для крашения корни марены, индиго, древесину сандала, луковую шелуху и другие природные материалы. Для извлечения красителя у красковара (колориста) было множество приемов: вываривание, обработка холодом, растворами кислоты и щелочей. От мастерства колориста зависела красота тканей. В середине 19 в. заработок красковара доходил до 3 тысяч рублей серебром в год.
Отредактировано Loconte (2022-02-28 22:59:20)